Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Античная (натурфилософская) картина мира






Современная история науки, отдавая должное блестящему развитию античной цивилизации, констатирует, что порожденная античным развитием естествознания картина мира еще не целиком научна. Античное естествознание не выделилось еще из философии природы, не сформировало четкого понимания особенностей, методов и задач естественных наук. Отмечая эти особенности античной ЕНКМ, ее называют натурфилософской или телеологической.[1] Для истории естествознания и понимания основных концепций классической науки античные взгляды на природу важны прежде всего потому, что дальнейшее развитие европейской науки строилось именно как преодоление того наивного взгляда на природу, который выработала античность. Важно также иметь в виду тот факт, что античная ЕНКМ имеет самый длительный период исторического существования, поскольку выходит за рамки самой античности и захватывает все Средневековье.

Для европейской истории античная цивилизация, существовавшая в Средиземноморье с VIII в. до н.э. по падение Римской империи в V в. н.э., сыграла особую роль. Она породила те формы культуры и мысли, которые вошли в плоть современной цивилизации. Именно поэтому, анализируя развитие различных составляющих сегодняшней культуры, мы с необходимостью обращаемся к античности. История естествознания – не исключение. Свое начало в качестве истории науки она берет именно в эту эпоху. От этой эпохи тянется непрерывная нить интеллектуального развития человека в области познания природы.

Многие практические знания и технические умения пришли к античным грекам из глубокой древности, другие были заимствованы у предшествующих древних цивилизаций Вавилона и Египта.

Еще до 3000 лет до н.э. были изобретены гончарный круг, обожженный кирпич, колесный экипаж, которые начинают систематически применяться с этого периода. Он же знаменует собой эпоху, получившую теперь название первой промышленной революции.

Вместе с первыми гражданскими институтами в античной Греции появляется и достаточно сложная техника: водоснабжение, орошение и осушение земель, обработка зерновых, приготовление муки и хлеба, использование брожения, техника изготовления красок, лаков, эмалей, благовоний и притираний, строительство из дерева и камня, изготовление оружия и т.п. Такого рода техника требовала достаточно высокого уровня знаний. Ряд историков науки достаточно обоснованно считает, что наука возникла как обобщение технического опыта, накопленного человечеством в течение тысячелетий.

Для становления античной науки важнейшую роль сыграло блестящее развитие древнегреческой философии. Она наработала понятийный аппарат, уточнила постановку задач, выработала логические подходы - одним словом - создала тот культурный фон, на котором стало возможным появление науки и естествознания. Одной из важнейших своих задач античная философия считала анализ природы – натурфилософию.

В ходе развития Греческой цивилизации были выработаны три основные подхода к анализу природы: пифагорейско-платоновский, атомистический и аристотелианский.

Основные научно-познавательные программы античности. Аристотелизм.

Платоновско-пифагорейская программа изучения природы базировалась на том, что вся действительность основана на различных числовых отношениях. Познание природы представлялось проникновением за чувственную кажимость в мир числовых отношений, представляющий собой действительную основу вещей. Свой наиболее полный глубокий и развитый вид этот подход к анализу природы получил в натурфилософии Платона. Платон выделял мир вечных и неизменных идей (подлинное бытие) и мир реальных чувственных вещей (небытие). Идеи выступают порождающими образцами, своего рода конструктивными моделями вещей реального мира, которые несовершенны в силу того, что содержат массу случайного.[2]

Мир вещей, возникает из мира мертвой и косной материи благодаря богу-творцу. Создание им мира произведено на основе математических закономерностей. Платон, таким образом, математизирует физику.

Атомистическая натурфилософская программа связана с именами Демокрита и Левкиппа. Атомисты принимали за вечно существующие два начала, из которых происходит все многообразие окружающего мира: атомы (бытие) и пустоту (небытие). Реальные вещи и процессы окружающего мира есть различные комбинации атомов, движущихся в пустоте.

Континуалистская программа Аристотеля. Аристотелевская натурфилософия является вершиной развития античной натурфилософской мысли. Аристотель критикует Платона за разрыв между вещью и ее сущностью. Реально существующими Аристотель считает на идеи, а вещи, состоящие из материи и формы. Материя – это субстанция вещи, форма – ее конструкция. Материя вещи сама выступает в качестве формы для ее элементов (например, материя здания – кирпич, он же – форма для глины, которая, в свою очередь, - форма для земли). Первоматерия в результате воздействия простейших и первичных форм создает первоэлементы: огонь, воздух, воду и землю, из которых и состоит все остальное. Иерархия первоэлементов задает структурную иерархию космоса.

Аристотель первым систематизировал научные знания своей эпохи в рамках единой картины мира. О естественнонаучных его интересах говорит название ряда его трактатов: " Физика", " О небе", " О возникновении и уничтожении", " Метеорология", а также трактаты, где авторство Аристотеля вызывает сомнения " Проблемы", " Механика".

В основе аристотелевской картины мира лежит его космология и тесно с ней связанное учение о движении. Это учение с весьма незначительными изменениями просуществовало полторы тысячи лет. Оно подверглось критике только в эпоху Возрождения, а было отброшено только с формированием классической механики.

" Перипатетическая физика, - отмечает П.П. Гайденко, - держалась на некоторых важных натурфилософских предпосылках: о конечности космоса, о центральном положении Земли, об анизотропности (не одинаковости по разным направлениям) пространства, предполагавшей принципиальное различение надлунного и подлунного мира, а также систему мест - центр и периферию космоса, абсолютный " низ" и " верх"; о различии между естественными и насильственным движениями и на многих других, вытекающих отсюда представлениях" [3]

Согласно Аристотелю самый тяжелый элемент – земля занимает центральное место. Она имеет сферическую форму и абсолютно неподвижна. Вокруг земли последовательно распространены вода, воздух и огонь. Сфера огня ограничивается сферой первого небесного тела – Луны, выше которой расположен принципиально иной эфирный мир. Эфир неизменен и не взаимодействует с остальными элементами. В сфере эфира возможно только совершенное равномерное круговое движение – движение небесных тел. Это движение вечно и неизменно – божественно. Существуют сферы движения различных планет от Луны до Сатурна. За ними расположена сфера неподвижных звезд. Космос конечен и вечен. Бог находится за последней сферой – он выполняет функцию перводвигателя. Все пространство заполнено первоэлементами и эфиром. Пустота (небытие) отсутствует.

Для подлунного мира характерны особые законы. Это законы несовершенного мира, где все конечно, следовательно, всякое движение имеет свое начало и завершение, а также свою конкретную причину. Движения подлунного мира Аристотель делит на естественные и искусственные. Естественные движения – это движения, порождаемые самой иерархией земного мира, где легкое (воздух) стремится в верх, тяжелое (земля) – в низ. Все остальные движения имеют насильственный характер и вызываются конкретными причинами – силами.

В динамике Аристотеля движущееся тело непрерывно находится под действием некоторой силы (принцип: omne quod movetur, ab aliquo movetur - всякое движение предполагает двигатель) и скорость его прямо пропорциональна приложенной силе и обратно пропорциональна сопротивлению среды. Отсюда следует, что в пустоте, где сопротивление среды отсутствует, скорость стала бы бесконечно большой, т.е. тело приобрело бы свойство вездесущности. Поэтому Аристотель делает вывод о невозможности существования пустоты в природе.

Вместе с тем, в трудах Аристотеля содержатся сведения из весьма обширных областей естественного знания: он дает формулировку правила равновесия рычага, описывает действие весов и боков. В него содержится намек на понятие кинетической энергии, мысли о распространении звука в воздухе, объяснение эха как отражения, попытка экспериментального определения веса воздуха, размышления о распространении света и т.д. В своих исследованиях он упоминает несколько сот различных животных, причем описывает их с такой точностью, которая свидетельствует: описание - плод личных наблюдений Аристотеля. Аристотелю было известно, что киты живородящи, что рыбы делятся на хрящевых и позвоночных и т.д. Он создал первую классификацию животных в основе которой было деление всех организмов на кровяных и бескровных. Первых он делил на живородящих и яйцеродных, а вторых, - на мягкотелых, панцирных, моллюсков и насекомых. Аристотелем была создана формальная логика (силлогистика) и сформулирована геоцентрическая космология, которая с незначительными изменениями просуществовала вплоть до признания гелиоцентрической космологии Коперника (16 в н.э.)

Целостная картина мира, нарисованная Аристотелем, а, главное, те принципы, на которых она базировалась, оказалась высшим достижением античной натурфилософии. Количественный рост и разработка отдельных частей этой картины оказались возможными в дальнейшем, но концептуального изменения в античных естественнонаучных взглядах этот рост не вызвал






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.