Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис классической науки в конце XIX века.






Цепь научных открытий последовавших в конце XIX начале XX века привела к крушению классической физики и основанной на ней механистической картины мира. В фокусе исследовательского интереса оказались явления микромира и поиск законов ими управляющих.

В 1897 году англичанин Джозеф Джон Томсон (1856-1940) [13] открыл первую элементарную частицу - электрон, а уже в 1911 году другой англичанин - Эрнест Резерфорд (1871-1937) предложил модель атома, в которой ядро - протоны и нейтроны - уподобливались солнцу, а вращающиеся на внешних орбитах электроны, равные по числу протонам ядра, - планетам солнечной системы.

Согласно воззрениям классической ньютоновой механики, движущиеся с ускорением по круговым орбитам электроны должны были бы постепенно терять энергию и падать на ядро. Датский физик Нильс Бор (1885-1962) создал свою модель атома, в которой электроны, находящиеся на строго определенных орбитах не излучают (не теряют) энергию. Сама же энергия поглощается строго определенными порциями - квантами. Захватив или потеряв квант энергии, электрон меняет орбиту своего движения на столь же строго определенную. Дальнейшее развитие этих идей привело к формированию квантовой физики, основные положения которой находятся в противоречии с утверждениями физики классической.

В начале XX века было открыто существование у электрона волновых свойств. Француз Луи де Бройль выдвинул идею о наличии этих свойств у других элементарных частиц и всей материи в целом. Таким образом, в науку вошел корпускулярно волновой дуализм, который обозначает, что между веществом и полем нет непроходимой границы. Это открытие находится в противоречии со взглядами классической науки, в которой частица и волна - явления принципиально различные и описываются различными физическими параметрами. Важнейшим следствием корпускулярно-волнового дуализма стало понимание того фундаментального факта, что движение микрообъектов нельзя отождествить с механическим движением как нельзя описать положение частицы в каждый данный момент времени с помощью системы координат, привычной нам в макромире.

Наконец, создание Альбертом Энштейном (1879-1955) общей и специальной теорий относительности в корне изменило представления о движении, пространстве и времени. Классическая ньютонова механика предполагала наличие абсолютного пространства и абсолютного времени, т.е. пространство и время выступали самостоятельно существующим фоном, на котором разворачиваются процессы физического перемещения. Классическая механика исходила также из возможности неограниченного возрастания скорости.

Специальная, а затем и общая теории относительности А.Эйнштейна, не только отвергла существование привилегированных абсолютных пространства и времени, но и утвердила фундаментальное единство этих, прежде независимых физических параметров – пространственно-временную метрику. Определение предельной скорости распространения физических взаимодействий - " C" привело к постепенному утверждению взгляда, согласно которому Вселенная не является стационарным объектом.

Эти и ряд других важнейших открытий и соответствующее им концептуальное изменение естественнонаучного взгляда на природу в конце XIX начале XX века получило название научной революции.Результатом этой революции стало формирование неклассической науки (науки XX столетия), неклассической естественнонаучной картины мира.

Неклассическая наука:

1.Отказалась от претензии на открытие абсолютной (в смысле конечной и неизменной) истины. Они исходит из принципа дополнительности и неопределенности любого физического описания.

2.По-новому понимает смысл эксперимента, участие в нем прибора и его влияние на изучаемое явление.

3.Исходит из принципиального различия законов мега- макро- и микромиров. Считает невозможной прямую экстраполяцию выводов, полученных в одной области на другую.

4.Исходит из принципа глобального эволюционизма, который обозначает, что мир, качество его физических законов и структур коренным образом меняются во времени.

 

Литература основная:

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник.- Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2005.- 662с.

Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие для студентов вузов/ В.В. Горбачев.- М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003.- 592с.: ил.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. В.И.Купцова.- М.: Аспект Пресс, 1996.-551с.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.- 520с.

Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь и др; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.- 271с.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие.- М.: Гардарики, 1999.-476с.

Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие – М.: Высш.шк., 1998. – 383с.

Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: учебн. Пособие для вузов.- М.: Аспект Пресс, 2001.- 256с.

Литература дополнительная:

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. Д-ра филос. наук, проф. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2006.- 639с.

Эйнштей А. Мир и физика. Сборник. – М.: Тайдекс Ко, 2003.- 296 с., с илл.

Кузнецов В.И. Естествознание/ В.И.Кузнецов, Г.М.Идлис, В.Н.Гутина.-М., 1996.

Бройль Луи де Революция в физике (Новая физика и кванты).-М.: Атомиздат, 1963.

Пригожиин И., Стнегерс И. Порядок из хаоса.- М.: Прогресс, 1986.

Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое: Пер с нем.-М.: Наука, 1989.

Дубнищева Т.Я. Ретрофизика в зеркале философской рефлексии: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997.- 334с.

Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах: Хронол. Обзор: Пер со словац. / Предисл. И общ. Ред. А.Н.Шамина.- М.: Прогресс, 1987.- 495с.

Могилевский Б.М. Природа глазами физика. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 272с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.