![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Архитектура утопии
Об утопии и архитектуре очень подробно говорит в своей книге «Утопическое мышление и архитектура» видный теоретик архитектуры XX века А.В. Иконников. Разбирая идеальные образы утопий, он предлагает делить их на два вида: прогрессивная, т.е. основанная на представлениях о желательном будущем, и ретроспективная, избравшая источником вдохновения прекрасное прошлое[11]. Если связать эту теорию с размышлениями С.М. Даниэля об утопиях в классицизме, то они приобретают ретроспективный характер. Забегая вперед, отметим, что бумажная архитектура 1980-х годов по своей сути скорее прогрессивна, она берет формы настоящего и проецирует их на образы будущего. Где проходит тонкая грань между архитектурой фантазии и архитектурой утопии? Какими категориями они оперирует? А.Г. Раппапорт в своей статье «Sprache und Architektur des «Post-Totalitarismus»» для понимания утопии предлагает трактовать ее через категории времени, власти и пространства. В отличие от фантазии, утопия не смешивает временные рамки и не апеллирует к настоящему, она обращается либо к прошлому (прекрасному), либо к будущему (светлому), либо вечному (абстрактному). Если фантазия рождается вне властных притязаний, то утопия непосредственно включена в утопический порядок, она императивна, категорична, включена в политический контекст и претендует на властные полномочия. Утопия всячески избегает театральности, для нее не существует границы «сцена-зритель», она превращает зрителя в участника постановки[12]. Примером пограничного состояния между архитектурой фантазии и архитектурой утопии являются проекты Этьена Луи Булле (1728-1799) и Клода Никола Леду (1736-1806), разработавших концепции идеального города и системы архитектурных метафор и знаков. Сама идея идеального города получила распространение двумя веками ранее и связана она, в первую очередь, с первыми литературными опытами в области утопии: с одноименной книгой Томаса Мора «Утопия» (1516) и «Городом Солнца» Томмазо Кампанеллы (1602). В своих фантазиях, а в пору предромантического классицизма работы Булле являлись фантазиями, архитектор культивировал самоценность проектов, которые хоть и «отталкивались от конкретных программ, но не были ограничены конкретными реалиями»[13]. Булле делал отсылки к сохранившимся проектам новых городов эпохи Ренессанса (идеальный город Франческо де Марки и т.д.), но при этом не создавал формалистскую эклектику, а преподносил форму как нечто природное, ясное и самостоятельное. Вершиной его фантазии стала огромная сфера, связанная с землей двумя ярусами террас, «Кенотаф Ньютона» (1784) (Илл.5). Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок. — Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта. — Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы). — SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание. SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение Не лишенная возвышенного гражданского пафоса, архитектура Леду была предназначена для застройки Парижа периода Великой Французской революции, но ей было предопределено остаться фантастическим проектом. Леду стремился к конкретности и лаконичному геометризму, делая основой архитектурной мысли совершенные, на его взгляд, фигуры – круг и квадрат. Его проект «Идеальный город Шо» (Илл.6), отвечающий утилитарным требованиям, в своем плане представляет собой пересечение креста, двух полукружий, диагоналей и параллелей – рациональной формы, созданной для подтверждения превосходства природы над искусством, созидания идеального бытия[14]. Графика Леду и Булле утопична по своей сути, но скорее фантазийна по форме, т.е. их графические размышления во многом включены в политический контекст и направлены на исследования будущего архитектуры, ее безупречной функциональности и идеального облика (понятия, отличающие любую утопию), тогда как стилистически их работы напоминают опыты в жанре архитектурной фантазии. Это некий переходный этап между архитектурой фантазии и архитектурой утопии или, как ее называл один из идеологов бумажной архитектуры 80-х Юрий Аввакумов, «архитектурой мечтания»[15], наибольшее свое распространение получившей в XX веке. Для Запада прогрессивная утопия началась в первых десятилетиях XX века, и связано это, в первую очередь, с именами Т. Гарнье, Э. Энара, А. Сант-Элиа. Проект «Индустриальный город. Изучение проблем строительства городов» французского архитектора Тони Гарнье (1869-1948) стал «прекраснодушной мечтой о новой Элладе», как скептически назвали его итальянские историки Манфредо Тафури и Франческо Даль Ко. Гарнье стремился создать город как эпицентр гения техники, высокофункциональное архитектурное единство, направленное на достижение социального прогресса. Проект Т. Гранье во многом повлиял на Э. Энара, А. Сант-Элиа, и тема развития города стала ключевой для многих ведущих архитекторов XX века, к примеру, для О. Вагнера, Ле Корбюзье, Ф.Л Райта[16]. Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:— Разгрузит мастера, специалиста или компанию; — Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой; — Разошлет оповещения о новых услугах или акциях; — Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет; — Позволит записываться на групповые и персональные посещения; — Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам; — Включает в себя сервис чаевых. Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе Итальянскому архитектору Антонио Сант-Элиа (1888-1916), удалось преобразовать идеи Леду о новом городе и концепцию Гарнье о городе индустриальном в новаторской футуристической манере. В мае 1914 года он, во многом под впечатлением от знакомства с идеологом движения футуризма Маринетти, показал в Милане на выставке «Новые тенденции» 16 архитектурных фантазий на тему «Новый город». Образ La Citta Nuova («Новый город», Илл.7) стал для Сант-Элиа неким синтезом поэзии и архитектурных фантазий, перспективные изображения зданий сопровождались авторским текстом из каталога (известен как «Манифест футуристической архитектуры»)[17]. Это нововведение – утопию, существующую только при взаимодействии текста и изображения, стали использовать потом и московские «бумажники». Поддержали они и некоторые положения, заложенные другим ключевым направлением архитектуры начала XX века – немецким экспрессионизмом. Исследования по метафизике стекла и использованию его в архитектуре, проведенные немецким писателем П. Шеербартом в его книге «Стекло в архитектуре», нашли отражение в утопических проектах, таких как серия фантастических рисунков «Альпийская архитектура» Бруно Таута или «Игра в стекло» Германа Финстерлина. Этим проектам было предопределено остаться на бумаге вследствие тяжелой экономической ситуации во время и после Первой мировой войны, но культ стекла и отношение к нему как к идеальному материалу оказали значительное влияние на архитектуру модернизма и постмодернизма[18]. Ретроспективные и прогрессивные утопии не обошли стороной и русско-советское зодчество начала XX века. Вспоминая проекты академиков архитектуры И. Фомина и И. Жолтовского, мы видим в них яркий пример классицистических утопий, которые успешно сосуществовали вместе с функционалистическими утопиями советских конструктивистов[19]. Среди крупнейших представителей бумажной архитектуры периода авангарда особенной выделяются работы И. Леонидова и Я. Чернихова, ставших символами яркого архитектурного инакомыслия. А.В. Иконников пишет, что И. Леонидов «создавал архитектурные утопии как виртуальный мир своей жизни», переходя от абстракции к реалиям и не делая границ между ними (Илл.8). В отличие от Леонидова, целиком разделявшего идеи социальной утопии, работы Я. Чернихова (1889-1951) были гораздо ближе к архитектурным фантазиям, но оставались в рамках авангардного архитектурного эксперимента. Архитектор оперировал художественно-образными средствами, но не применял их к области социального или функционального. Серии его работ «Архитектурные сказки» (Илл.9, 10) и «Исторические города» направлены на расширение традиционных архитектурных ценностей и обращение к историческому контексту, что отчасти стало характерным и для бумажной архитектуры периода 1980-х годов[20], [21]. Интересно, что возможности современной архитектуры уже позволяют внедрить элементы фантазирования в реальное строительство, постепенно стирая отпечатки столь явной утопии, примером служит район Руохолахти в Хельсинки, где цитируются мотивы Чернихова (Илл.11). Однако сейчас представить себе воплощение идей «бумажников»-постмодернистов можно разве что в выставочных пространствах, потому как их архитектурные мечтания были и остаются оторваны от реального строительства. Об этой обособленности, ее исторических причинах и социальных факторах пойдет речь в следующем разделе.
|