Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности воспитания патриотизма в подростковом возрасте
Решение проблемы воспитания патриотизма детей подросткового возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связано, прежде всего, с особенностями возраста. На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. В подростковом возрасте чувство патриотизма формируется, когда дети начинают осознавать себя частью целого культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народным традициям и праздникам. На этапе подросткового возраста в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма выступает ознакомление с явлениями общественной жизни. Но таковым оно становится при целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Поскольку в воспитании большую роль играет преемственность развития, необходимо рассматривать возрастные особенности детей подросткового возраста в единстве сущего и должного. В психологии порой забывают об этом единстве, констатируют только фонд наличных психологических проявлений. Отсюда возникает множество недоразумений. Возрастные психологические особенности подростков зависят от предшествующего психического развития младших подростков, от их готовности к чуткому отклику, на воспитательные воздействия взрослых [12.с.208]. Для подростков характерны следующие признаки психического развития: - целеустремленность, настойчивость и импульсивность, - неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что- либо делать, - повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; - потребность в общении сменяется желанием уединиться; - развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; - романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; - нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости. Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать. Как отмечает Мазыкина Н., что в подростковом возрасте, появляются новообразования, свидетельствующие о необходимости и возможности осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей[17.с.23-25]. К ним относится, прежде всего, формирование у подростков нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Важное значение в процессе формирования у подростков любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей этого возраста приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках. Отличительной особенностью чувств детей подросткового возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни. В воспитании детей подросткового возраста большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности. Ефремова Г. подчёркивает важность возникновения ростков патриотизма, которые составляют «прошлый опыт» человека, опыт чувств, отношений к окружающей действительности. Если ребёнок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, радость от хорошего поступка, восхищение подвигом, он тем самым приобрёл «эмоциональный опыт, который будет иметь громадное значение для его дальнейшего развития. Тем самым это будет являться основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека[7]. В подростковом возрасте значительно расширяется объём знаний об окружающем мире, которыми овладевают дети, что связано с их возросшими возможностями в умственном развитии. Дети подросткового возраста начинают ставить перед собой познавательные задачи, ищут объяснение замеченным явлениям. Происходит переход от простого любопытства к любознательности, которая вызывается внутренней стороной предмета или явления. Учащихся начинают привлекать социальные явления, о чём свидетельствуют детские вопросы, темы разговоров, рисунков, игр. У детей подросткового возраста можно сформировать систему обобщённых знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему, предпосылкой патриотического воспитания. Этому способствует увеличение объёма представлений и понятий об окружающем мире у школьников. К подростковому возрасту у ребят увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов. Развивается способность управлять своим поведением, сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям. В подростковом возрасте складываются начала действенного в полном смысле этого слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, ответственно относиться к порученному делу, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, бережно обращаться с природой. Патриотизм подростка, рассматриваемый нами в качестве характеристики личности, базирующейся на системе индивидуальных нравственных ценностей и потребностей, в число которых входят потребность в патриотическом самосознании и нравственном росте, определяет развитие человека в процессе специально организованного патриотического воспитания и патриотической деятельности. Таким образом, патриотизм подростка, как часть общей нравственной культуры, представляет собой требования к патриотической деятельности и его готовность к постановке и решению нравственных задач.
|