Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Роль и освоение изобразительного искусства в дошкольном возрасте
Изобразительная деятельность не утратила широкого воспитательного значения и в настоящее время. Об этом писали художники, педагоги, психологи, ученые (А. В. Запорожец, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б.М. Неменский, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Б. И. Юсов и др.). Значение изобразительной деятельности, изобразительного творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые. (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт (США), К. Роуланд (Англия) и др.). Так К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э. Драмер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелости личности. Интеллектуальной деятельностью называет изобразительное творчество американский ученый В. Лоунфельд, указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка. Исследования отечественных и зарубежных авторов (В. М. Бехтерев, Е. И. Игнатьев, В. И. Киреенко, Н. П. Сакулина. Е. А. Флерина (СССР), Б. Джефферсон (США), Э. Мейман (Германия), К. Риччи (Италия), Л. Тэдд (США) и др.) показывают, что изображение — процесс сложный, включающий ряд компонентов. Для создания изображения детям, изобразительная деятельность которых строится на тех же основаниях, что и соответствующая деятельность взрослых, необходимо развитие восприятия, непосредственное чувственное ознакомление с предметами и явлениями действительности, что обеспечивает формирование у детей представлений. Детский рисунок является предметом внимания художников-педагогов С.Е.Игнатьевой, Т.С.Комаровой, Н.Н.Ростовцева, ТЛ.Шпикаловой и др. Эстетические аспекты детского рисунка рассмотрены в исследованиях А.Я.Башиловой, В.Б.Косминской, Л.В.Компанцевой, Т.С.Комаровой, Ф.И.Шмит. Современные исследования детского рисунка провели Р.И.Афанасьева, Н.А.Дудина, Е.С.Лыкова, В.С.Павлова, Э.Э.Пурик, М.С.Чернявская, А.В.Щербаков и др. В работах нашли отражение проблемы определения качества результатов детского изобразительного творчества, критериев оценки детского рисунка, формирования самооценки, развития декоративности в изобразительной деятельности дошкольников, выявления эффективности обучения изобразительной деятельности. В процессе творческой изобразительной деятельности развивается дивергентное мышление. З.И.Калмыкова определяет творческое дивергентное мышление через понятие репродуктивного, воспроизводящего мышления, как выход за его пределы, создание нового. Творческое продуктивное мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие. По мнению З.И.Калмыковой, нет принципиальных различий между продуктивным мышлением ученого и ребенка, делающего открытие для себя, так как в основе - общие психические закономерности. Только условия поиска новых знаний у них весьма различны, как различен уровень мыслительной деятельности, приводящей к открытию. Таким образом, творчество - это не только создание, но и открытие нового, ранее для данной личности неизвестного. Основой дивергентного творческого мышления являются интеллектуальные способности. Без них невозможно протекание ни одного из этапов творческого процесса - осознание проблемы, постановка вопроса, проверка. Для творческой деятельности необходима работа не только логического мышления, но и интуиции [5]. Новый этап в становлении изобразительной деятельности связан с интенсивным развитием в начале дошкольного возраста знаковой функции сознания, причем не только в рисовании, но и в игре, бытовой деятельности, при освоении речи. Знаковая функция, представляющая собой одну из фундаментальных человеческих способностей, начинает осваиваться в раннем детстве, при непосредственном воздействии взрослого, который учит ребенка узнавать картинки в книжках, использовать в игре предметы-заместители, называть нарисованные каракули. Процесс рисования предполагает действие замещения. Ребенок дает предмету и изображению одно и то же название, устанавливая таким образом их соотношение. И в то же время он понимает, что изображение предмета выступает его заместителем, обозначением. Знаковая функция рисования зарождается, когда ребенок переходит от орудийного манипулирования карандашом через воссоздание графического образа, показанного взрослым, к названию его определенным словом. С этого момента начинается развитие собственно изобразительной деятельности, возникает изобразительная функция рисования. Слово устанавливает и закрепляет связь между предметом и изображением. Понимание того, что изображение является заместителем реального объекта, а не им самим, позволяет ребенку осознать, что его собственные рисунки что-то изображают. Слово закрепляется за определенной каракулей, которую ребенок может произвольно воспроизводить. Вершина развития каракулей - замкнутая, закругленная линия становится основой графического образа многих предметов. Перемещение слова с конца на начало рисования - важнейшее достижение в изобразительной деятельности. Как только малыш начинает приписывать своим каракулям то или иное содержание, они превращаются в средство указания и сообщения. Теперь ребенок не только обозначает предмет, но и передает информацию - сообщает нечто другому человеку, прежде всего взрослому [11]. Постепенно малыш переходит к пониманию того, что одно лишь обозначение предмета, без его сходства с оригиналом, не может удовлетворять окружающих. Он стремится к тому, чтобы его рисунок узнавали другие люди и прежде всего взрослые. Переход к намеренному изображению предмета создает условия для того, чтобы рисунок все больше приближался к действительности и становился узнаваемым. При обучающем воздействии взрослого у ребенка формируется ручная умелость, которая позволяет в процессе рисования создавать изображение, близкое к реальному объекту (Т.С.Комарова) [20]. Первый компонент ручной умелости включает способы использования орудий и материалов (кисточки, карандаши, краски и пр.). Второй складывается на основе установления связи предмета с тем изобразительным движением, которое следует воспроизвести для передачи его формы. Третий компонент формируется на основе действия восприятия, когда движения управляются зрительным контролем, представлением об особенностях того рисунка, который должен сделать ребенок. Что изображает ребенок? На что он ориентируется в рисовании: на то, что видит, что знает о предмете, или на то, что переживает? Этот вопрос всегда интересовал психологов и педагогов. Ребенок изображает всю действительность, как он себе ее представляет. Рисунок включает весь опыт малыша: то, что он видит, знает и чувствует. Он отражает внешний вид предмета, знание о нем и двигательно-осязательный опыт. Детям предложили нарисовать белку. Если они гладили ее чучело, то в рисунках прежде всего отмечали ее мягкость, пушистость, максимальное внимание ребята уделяли шерсти и опускали другие детали. Дети, которые тщательно рассматривали белку, старались передать в изображении даже самые мелкие детали, например ее коготки (В.С.Мухина) [24]. В рисунке отражается опыт, полученный ребенком из собственных действий с предметами, из своей графической деятельности по изображению, из обучающих воздействий взрослого. В графическом образе слиты представления о внешнем виде предмета, представленные разными анализаторами, а также знания о нем, его функциях и отношение к нему малыша. Рисунок, хотя и узнаваем, часто схематичен, является только указанием на предмет, а не его подробным изображением, поэтому лишь напоминает реальный объект. Причину схематизма следует искать в несовершенстве технических приемов рисования, а также в образном, конкретном характере мышления дошкольника. Ему важно передать наиболее существенные, на его взгляд, признаки и части объекта, пропустив менее важные. Рисуя предметы, ребенок руководствуется своеобразной логикой, отбирая те черты, которые в данном контексте наиболее значимы, передавая свое представление о действительности и отношение к ней. В рисунке, несомненно, присутствует обобщение, но образное. Если ребенок ориентируется на подчеркивание существенных признаков в объектах, то получаются схематические изображения. То есть в ходе рисования возникают предпосылки графического моделирования (Л.А.Венгер) [26]. Таким образом, рисунок, как и игра, создает своеобразную модель действительности.
1.2. Методические аспекты формирования изобразительной деятельности Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления и уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Создавая рисунок, ребенок применяет изобразительные действия, контролируя их представлением изображаемого предмета, и оцениваетих как правильные или неправильные. Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения. Способам рисования детей следует учить. Представители реалистического направления в изобразительном искусстве(П. П. Чистяков, И. Е. Репин, И. Н. Крамской, Д. Рейнольдс, Э. Делакруа и др.) придавали большое значение, технике рисунка, уделяя ее отработке особое внимание. Замечательный русский художник-педагог П. П. Чистяков, подготовивший и воспитавший целую плеяду русских художников, неоднократно указывал своим ученикам на сильные и слабые стороны техники, подчеркивая ее значение для выражения замысла. Техника, по его образному выражению, — язык художника. Не владея этим языком, художник не сможет донести до зрителя замысел своего произведения, грубовато-неумелое изображение, даже при хорошем замысле, большой недостаток. Требовательный к себе Эжен Делакруа считал, что художник должен постоянно совершенствовать свое мастерство в области контура, добиваясь, чтобы уже первые штрихи содержали то, что будет отражать готовое произведение, а для этого нужно постоянно работать над техникой линии, штриха [1]. Может возникнуть мнение, что овладение техникой рисования необходимо только художникам, а дети, тем более дошкольного возраста, могут обойтись без этого. С подобной точкой зрения нельзя согласиться. На каждом этапе овладения рисованием есть свои способы действия, без овладения которыми невозможно решать изобразительные задачи. Интересно, что об этом достаточно убедительно писал талантливый советский художник-иллюстратор Е. И. Чарушин, и именно применительно к детям дошкольного возраста. Придавая огромное значение руководству детским творчеством со стороны взрослого, он предлагал направлять - содержание детских рисунков, оказывать помощь детям в формировании образа, в поисках средств выразительности. Он проявлял заботу о том, чтобы техника работы карандашом и красками не затрудняла, а облегчала детям создание изображения. Техническую легкость процесса изображения Е. И. Чарушин считал одним из побудителей создания образа. Он считал, что если ребенок неправильно держит карандаш и кисть (в кулаке, скрюченными пальцами), то рука быстро устает, изображение затрудняется и ребенок лишается радости творчества. Чтобы этого не произошло, необходимо показывать детям правильные способы пользования карандашом и кистью, отдельные приемы изображения. О роли движений руки в развитии рисовальной деятельности писали психологи и педагоги, изучавшие изобразительное творчество. Один из первых исследователей детского рисования — Э. Мейман, объясняя причины неспособности детей к рисованию, среди других называет «недостаток искусности руки и неудовлетворительную координацию зрительных вспоминаемых (и воспринимаемых) образов с движениями, выполненными при рисовании». Из сказанного ясно, что в овладении рисовальной деятельностью Э.Мейман известную роль отводит развитию движений руки и их координации. «Искусности» рук, их «сноровке» придает большое значение и другой исследователь художественного таланта — Норман Мейер. Он устанавливает прямую связь между способностями к рисованию и развитием руки. По его мнению, моторная ловкость, необходимая для рисования, может формироваться в различных видах ручных ремесел. Указывая шесть факторов, на которых основывается художественная способность, Мейер на первое место ставит искусность руки или способность к мастерству [26]. Большое значение двигательного фактора в развитии рисования подчеркивал известный французский психолог Р. Заззо. По его мнению, период дошкольного детства является периодом господства моторных способностей, которые определяют характер рисования. Р. Заззо пишет: «Вплоть до пяти-шести лет графическая способность определяется моторной способностью». И далее: «После шести лет интеллектуальные и аффективные факторы активно подключаются в процессе эволюции письма и рисования к моторным факторам». В развитии графической способности Р. Заззо выделяет три стадии. Первая стадия характеризуется исчезновением графического беспорядка, и наступает она от 2 — 2, 5 лет. В следующей стадии (6, 5 лет) ребенок уже способен к хорошо организованным действиям, связанным с рисованием. Важным возрастом в овладении моторным компонентом рисования является период от 9 до 10 лет. И только тогда, когда рука ребенка в результате овладения рисовальными движениями становится свободной, наступает сенсорная стадия и рисунки детей начинают приобретать сходство со зрительно-воспринимаемой действительностью. Соглашаясь с отмечаемой ученым важной ролью движений руки в развитии изобразительной деятельности в целом и рисования в частности, следует отметить некоторую гиперболизацию этого фактора. Подчеркивая важность движений руки в рисовании, советский психолог Н. А. Рыбников отмечал, что отсутствует точный анализ этого акта, который он называет фонетикой рисунка (знание отдельных двигательных актов иих психологического значения). Роль моторного акта в рисовании и процесс формирования рисовальных движений с того времени фактически не изучались. Предпринимались лишь некоторые попытки. Так, исследуя использование детьми в рисунке вертикали и горизонтали, В. И. Киреенко отмечает, что линии, которые проводит ребенок в рисунке, дрожащие, неуверенные. Отсутствует необходимая координация зрительных представлений с движениями руки. «При непроизвольном «чирканье» слева направо или наоборот, иногда появляются ряды параллельных горизонтальных отрезков («лесенки, по которым люди залезают»), — пишет автор. — Но как только ребенок пытается провести линию в желаемом горизонтальном направлении, рука оказывается «непослушной» и вычерчивает сложную кривую». Движения руки, столь важные для создания изображения, как подчеркивает В.И. Киреенко, совершенствуются и развиваются постепенно в результате многократных упражнений [11]. Овладение техническими навыками и умениями, «средствами изображения», немецкий педагог из ГДР Рут Майне называет художественно-техническими способностями, считая их развитие необходимым условием для овладения изобразительной деятельностью. Обобщая свой опыт, она подчеркивает, что у младших детей (имеются в виду дети 3 лет) движения руки неуправляемы и неуверенны, в них, часто принимает участие все тело. Отмечая, что мелкая мускулатура и нужные изобразительные движения развиваются в процессе различной целенаправленной деятельности, Р. Майне дает некоторые рекомендации педагогам. Чтобы добиться от детей все большей целенаправленности и осознанности требований к качеству движений, нужно ставить перед ними содержательные, эмоциональные и мотивированные задачи. Для развития последних в художественной деятельности (работе) целесообразна, по мнению Р. Майне, широкая постановка перед младшими детьми таких тематических задач, которые интересны и несут в себе требования для выполнения определенных движений. При этом дети должны испытывать радость от ритма движений. Во время создания изображения можно поговорить с ребенком, обратить его внимание на сходство работы, сознательно обратить внимание на движения и потребовать, чтобы он несколько раз повторил их. Так он учится контролировать зрительно (глазом) свои движения. Благодаря таким упражнениям ребенок переходит от судорожного сжимания карандаша к равномерному проведению линий [2]. Интересную схему развития изобразительного творчества детей, в которой рука является главным средством графического выражения, представляет французский педагог П. Шокар. В книге «Ребенок от 4 до 5 лет в материнской школе», вышедшей в Париже в 1973 г., утверждая необходимость учить детей графическому выражению, П. Шокар выделяет в этом процессе три этапа. Первый этап включает спонтанное рисование, в процессе которого педагог наблюдает за ребенком, выясняет уровень его изобразительных умений, оценивает продуктивность его деятельности. Второй этап, названный фазой обработки, представляет собой обучение ребенка технике изображения. При этом руководящая роль отводится воспитателю. Только после этого наступает третий этап свободного рисунка. В этот период воспитатель влияет на обогащение детского, рисунка. Проходя эти три этапа, детский рисунок прогрессирует к творчеству. Таким образом, мы видим, что автор отводит важное место в развитии изобразительного творчества дошкольников овладению техникой рисования.
|