![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 2. История социологии.
Изучение всякой науки начинается с ее истории – с уяснения вопросов: как возникла и развивалась эта наука, какие специфические проблемы исследует и какие этапы проходит? Общепринято, что социология как наука об обществе возникла в ХIХ веке. Вместе с тем, и в более древние времена люди понимали логику общественного развития и организовывали свою жизнедеятельность и поведение в зависимости от представлений об обществе. Социология сформировалась не на пустом месте, а на основе осмысления всего многообразия знаний о социуме, бытия человека в социальном пространстве. Вопросы социального бытия всегда интересовали исследователей и всегда были в центре их внимания. О чем свидетельствуют сюжеты древних мифов, религиозные системы, различные философские учения, в которых ставились вопросы о природе и предназначении человека. Поэтому крылатая фраза «Познай самого себя», выбитая на храме Аполлона в Дельфах и сегодня имеет познавательную и социальную направленность, как прелюдия здравого человеческого бытия. Стремление понять и осмыслить характер общественного устройства, принципы, на которых строится здание человеческого общежития, было свойственно мыслителям, философам еще на заре духовного развития человечества. Однако возникновение социологии связывают с именем Огюста Конта (1798-1857), которую он 6 томной работе «Курс позитивной философии» называл «социальной философией», «социальной наукой», «социальной физикой». Суть социологии – человек в обществе, его поведение и активность, ценности и мотивы действия. Он придерживался принципа «порядок и прогресс», который понимал по аналогии с биологией и физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми. Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок. — Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта. — Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы). — SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание. SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение Огюст Конт считал, что новая наука должна рассматривать общество, (развитие которого подчиняется тем же законам, что и природа), как биологический структурированный, и вместе с тем, целостный. неделимый организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага. В связи с этим всю социологию он разделил на социальную статику и социальную динамику. Он полагал, что можно законы механики использовать в изучении общества. Для него Чрезвычайно важна его мысль о том, что наука об обществе должна основываться на позитивных фактах, строиться по примеру наук естественных. Поэтому по Конту новая наука «социология» должна быть позитивной наукой. Суть позитивной науки состоит, во-первых, в рассмотрении всех явлений как подчиненных неизменным естественным законам, сведенных по возможности к меньшему числу, во-вторых, в замене вопроса «почему» на вопрос «как», а также, так называемых первых и конечных причин явлений – изучением непреложных законов. Позитивная социальная наука основана не на подчинении фактов воображению и на абстракции, а на наблюдении постоянных связей между фактами. «Позитивное» в истолковании Конта означает: реальное; полезное; достоверное; точное; организующее, истинное, получаемое только научными методами (наблюдение, эксперимент, опыт, критика оснований науки). По его мнению, до сих пор научно изучались лишь явления математические, астрономические, физические, химические и биологические. И как он отмечал, единственный и великий пробел, который необходимо устранить, чтобы завершить позитивную философию – это научно понять общественные явления, создать общественную физику - социологию. Существуют различные взгляды на периодичность становления мировой социологической мысли и социологии как системы социального знания об обществе. Выделяются три периода: донаучный (от античности до средневековья, III–II века до нашей эры – конец ХIV века нашей эры), предсоциологический (эпоха Возрождения и Новое время, ХV век - середина ХIХ века), научный (классический и современный этапы, середина ХIХ века – наши дни). (См.: В.П. Култыгин, Классическая социология. М.: Наука, 2000.) Важный фрагмент мировой социологии - история развития социологии в России. В развитии социологической мысли в России с момента ее возникновения до настоящего времени можно выделить четыре этапа: 1) социологическая мысль второй половины Х1Х – начала ХХ веков; 2) советская социология 20-х – 50-х годов ХХ века; 3) возрождение и развитие советской социологии в 60-х – 80-х годах ХХ века; и 4) современная российская социология. Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:— Разгрузит мастера, специалиста или компанию; — Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой; — Разошлет оповещения о новых услугах или акциях; — Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет; — Позволит записываться на групповые и персональные посещения; — Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам; — Включает в себя сервис чаевых. Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе Первый этап представлен множеством направлений, течений, которые отражают весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических воззрений. Здесь можно выделить восемь направлений: 1) социологические взгляды революционных демократов (В.Г Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский); 2) географическое направление (Л.И. Мечников, В.О. Ключевский и С.М. Соловьев); 3) социология русской свободы в лице анархизма (М.А. Бакунин и П.П. Кропоткин); 4) субъективная школа (П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский); 5) психологическое направление (В.М. Бехтерев, Л. И. Петражицкий, Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареев); 6) легальный марксизм (П.Б. Струве и М.И. Туган-Барановский); 7) плюралистическая социология М.М. Ковалевского; и 8) социологический неопозитивизм П.А. Сорокина. Второй этап российской социологии связан с Октябрьской революцией, установлением советской власти. Это этап наиболее благоприятный как для содержательного, так и для организационного развития отечественной социологии. Были проведены исследования в области социологии экономики и труда, по изучению быта и досуга рабочих, по проблемам молодежи, по социологии села, города, культуры. Однако вскоре социология стала отождествляться с историческим материализмом, который постепенно вытеснил социологию, превратив этот термин на долгие годы в нежелательное, запрещенное слово. Окончательно социология была «закрыта» в 1928 году, когда на партийном пленуме она была провозглашена " буржуазной лженаукой, продажной девкой мирового империализма». С конца 20-х годов наступил перерыв, в развитии социологии, и до конца 50-х годов ее игнорировали и причисляли к ложным теориям, якобы уводящим практику от достоверного знания. С конца 50-х годов начинается третий этап («хрущевская оттепель» – время всплеска демократических преобразований в СССР) – этап возрождения социологии как науки. В умах исследователей и власти крепло убеждение в необходимости организации конкретных социологических исследований. Первые шаги сделали социологическое образование и пропаганда социологических знаний. Все большее признание получали методы социологии в экономике, политике, в исторических и правовых науках. Социология определяет свой объект, предмет, направления и методы исследования. Становится достоянием научной общественности современная западная социология, и ее ведущие школы (в том числе, Франкфуртская и Чикагская), чему не в малой степени способствовали ученые социологи – «шестидесятники»: Б.С. Батыгин, Б.А. Грушин, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Ю.А. Левада, В.Г. Подмарков, Г.В. Осипов, В.Н. Шубкин, В.А. Ядов и др. В эти годы сложились и активно развивались исследования в области труда и управления, социологии города и села, социальной структуры, демографии и миграции, этносоциологии, социологии молодежи, образования и науки, общественного мнения и средств массовой информации, семьи, религии, культуры и социальной активности. Значительный интерес представляли работы, посвященные проблемам надежности, обоснованности, репрезентативности и методике социологических исследований. Большую роль сыграли научные публикации о методах социологического исследования, сбора, обработки, хранения, передачи и использования социологической информации. Между тем, социология в эти годы была включена в систему «развитого социализма» и стала проводником ложных идей. В условиях командно-административной системы управленческие решения принимались на основе информации служебного «закрытого» характера, без учета социологической информации, фактически она была «выключена» из сферы социальной практики и производственной деятельности. Реальное участие социологов в социальном управлении было невелико. Современная российская социология в начале 90-х годов вступает в свой очередной, четвертый этап. Она возвращается в вузы, возобновляется ее преподавание, открываются социологические факультеты и отделения, аспирантуры и докторантуры, начинается подготовка специалистов, проводятся широкомасштабные социологические исследования. Массовыми тиражами издаются учебники и пособия по социологии. Социология в России становится общепризнанной гуманитарной наукой и вузовской дисциплиной. В современных условиях к приоритетным социологическим проблемам, а, следовательно, и исследованиям относятся: социальное положение человека в обществе, его роль как активного социального субъекта, межличностные взаимодействия, участие в управлении, «человеческие отношения», социальная структура, общественное мнение, социокультурные и межнациональные процессы, социальная экология и другие вопросы, связанные с конкретной исторической и социально-экономической ситуацией в стране в условиях перехода к рынку. «Сверхзадача» социологии в начале третьего тысячелетия – это создание новой социологической парадигмы, которая была бы рациональным способом объяснения происходящих глобальных перемен в мире, а также прогнозирования их проявления в конкретном обществе.
|