Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основания, функции, принципы и виды юридической ответственности.






ЮО — это применение к правонару­шителю мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юридических норм.

Основания ЮО:

а) Норма права, запрещающая деяние и предусматривающая ответственность за него, — нормативное основание.

б) Правонарушение (состав правонарушения) как юридический факт — фактическое основание.

в) Правоприменительный акт, определяющий конкретную меру государственного принуждения, — конкретное основание.

Функции ЮО (обусловлены це­лями):

1) Карательная (штрафная);

2) Правовосстановителъная (компенсационная);

3) Предупредительная (превентивная);

4) Воспитательная функция;

5) Охранительная функция;

6) Регулятивная функция.

Принципы ЮО:

1) законности - ответственность осуществляется компетентными органами, на определенных законом основаниях, в определенном законом порядке и в со­ответствии с санкцией юридических норм.

2) гуманизма.

3) ответственности за вину.

4) справедливости.

5) равенства перед законом.

6) целесообразности.

7) недопустимости удвоения наказания -за одно и то же деяние недопустимо неоднократное наказание.

8) неотвратимости наказания.

9) индивидуализации наказания

10) оперативности - лицо д.б. привлечено непосредственно после совершения правонарушения.

Виды ЮО:

1) По отраслевому признак: уголовная, административная, гражданско-правовая, трудовая…

Особым видом ЮО в литературе предлагается считать конституционную ответственность, пре­дусмотренную К.РФ (например, Гос. Дума может выразить недоверие Правительству).

2) В зависимости от содержания ЮО подразделяется на:

- личную,

- материальную,

- дисциплинарную.

 

98. Юридическая ответственность и иные меры государствен­ного принуждения.

ЮО — это применение к правонару­шителю мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юридических норм.

Признаки ЮО:

1) это всегда государствен­ное принуждение.

2) наступает только за совершенное правонарушение.

3) пред­полагает определенные лишения, неприятности для правонару­шителя. Лишения могут быть личного, организационного или имущественного характера.

4) осуще­ствляется государством (его органами) в рамках правопримени­тельного процесса и включает все его особенности и стадии.

5) Вид и мера государственного принуждения определяются исходя из санкции юридической нормы.

Не всякие случаи применения государственно-принудительных мер можно харак­теризовать как ЮО. Не будучи тако­вой, иные меры не обладают и признаками ответственности.

Рассмотрим эти меры:

1) Принудительные меры воспитательного характера. Это меры государственного принуждения, применяемые к лицу, не дос­тигшему 14-летнего возраста, нарушившему нормы уголовного права.

2) Принудительные меры медицинского характера — меры госу­дарственного принуждения к лицу, совершившему уголовно наказуемые деяния в состоянии невменяемости.

3) Меры защиты. Это меры гос. принуждения в целях восстановления и защиты нарушенных прав (принудительное взыскание алиментов…)

4) Меры пресечения — меры гос. принуждения в целях предупреждения и пресечения возможных правонаруше­ний. Например: доставление, задержание, лич­ный досмотр…

5) Реквизиция — принудительное возмездное изъятие имущества собственника в обстоятельствах, носящих чрезвы­чайный характер: стихийные бедствия, аварии, эпидемии и др.

 

99. Понятие и принципы законности

Законность — это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Для зак-сти необходимы два условия:

__ наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона);

— их выполн-е, ибо т-ко наличия даже самых совершеных зак-в будет недостаточно (формальн стор-а).

Принципы зак-сти:

1) единство (понимание и применение норматив актов д.быть одинаковым на всей тер-рии страны);

2) верх-во К РФ и закона (подчиненность КРФ и законам всех иных норм-х и индивид-х прав-х актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противо­речащего закону, есть наруш-е зак-ти);

3) гарант-сть прав и свобод чел-ка и гр-на (с 1стороны, без зак-сти права и свободы гражд-на не м.б. реализованы, ибо зак-сть служит их важн гаран­тией; с др. стороны, сами права и свободы, их осущ-ие явл-ся показателем состояния зак-ти и демократии в обществе);

4) связь зак-ти с культурой (от культур уровня общ-ва и должн лиц зависит состояние зак-сти; и наоборот, соблю­д-е зак-ства явл-ся одним из сущ-ных усл-й и показателей культур уровня общества);

5) связь зак-сти с целесообразностью (обход закона под пред­логом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообраз­ность должна быть в рамках закона).

6) пр-п презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 К РФ 1993 г., где зафиксировано следующее: «Каждый обви­няемый в совершении прест-я считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусм ФЗ порядке и установлена вступившим в зак силу приговором суда».

 

100. Законность, пути укрепления в РФ.

Законность — это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Законность-величайш соц ценность, основа нормал жизни общ-ва, его гр-н. Поэтому ее укрепление — одна из главных задач, стоящих перед общ-ом, одно из осн-х на­правлений деят-ти гос-ва, его функция. К со­жалению, состояние зак-ти в на­шей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло кол-во правонаруш-й, в том числе наиболее опасных из них — преступлений.

В обществе необхо­дима спец юрид, государ-властная деятсть по обесп-ю зак-ти. Формы этой деят-ти весьма разнообразны. Основными из них являются:

* Убеждение как метод укрепления зак-ти состоит в повышении правосознания как гр-н, так и долж­н лиц. * Правовое воспитание- внедре­ние в сознание людей знания права, понимания необх-ти исполнения его треб-й, чувства нетерпимости к любым нарушениям зак-ва. Это обеспеч-ся созданием стройной системы прав-го воспитания, обучения, ср-в пропаганды и систем-кой плано­мерной работой в дан направлении. Важн знач-е имеет обучение гр-н умению воевать за свои права, защищать их законными средствами.

С убеждением тесно связана профилактика право­нарушений. Суть ее заключается в предотвращении возм-х правонаруш-й путем тщат-го изу­чения причин и усл-й, способ-х соверше­нию нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.

Не следует сбрасывать со счетов и роль общественнос­ти в обеспечении зак-ти. В нашей стране имелась бо­гатая практика привлечения ее к этой деят-ти. То­варищеские суды, народные дружины, различные общест­в образования гр-н проводили большую работу по обеспеч-ю зак-ти и укреплению дисциплины в труд коллективах, по месту жительства, в обществ-ых местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше прони­кают идеи индивидуализма, основанные на принципе «Моя хата с краю».

Важнейшая же роль здесь безусловно принадлежит гос-ву. Именно оно реализует функции охраны свобод, собственности, правопорядка, к-ые проводят­ся в жизнь прежде всего правовыми ср-ми. Можно назвать следующие пути осущ-я этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обнов­ление действующего зак-ва, повышение роли правосудия, улучшение деят-ти правоприменит-ных и правоохранительных органов.

 

101. Правопорядок: понятие и принципы. Правопорядок и общественный порядок.

Правопорядок - урегулированностъ общ.отн-й, участниками к-х м.б. ФЛ, органы всех ветвей гос.власти, ОМС, д/л, объединения граждан и т.д. Правопорядок м.б. рассмотрен как конечный рез-т действия юр.норм, как выражение правомер­ного поведения субъектов общ.отн-й. Тесно свя­заны с правопорядком понятия конституционности (подчинение К РФ) и законности (соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов). Они по своему содержанию пересекаются, но полностью содержание правопорядка не исчерпывают.

Особенности правопорядка: он запланирован в нормах права; возникает в р-те реализации норм; обеспечивается гос-вом; создает условия для организованности общ.отн-й, делает чел-ка более свободным; выступает итоом законности. Принципы: наличие в обществе и государстве НПА, а также соблюдение принципов права. Нарушение правопорядка - принятие актов, к-рые проти­воречат прав.принципам нор­мотворчества; наличие и действие принципа иерархии по юр.силе; соблюдение, исполнение и использование конст.положений и норм з-нов гр-ми, осуществление, реализацию актов всеми субъектами права; обеспечение и эффективная охрана (защиту) действия всего массива актов. Общ.порядок - состояние упорядоченности общ.отн-й, к-рое достигается с помощью не только прав.норм и их соблюдения (законности), но и других соц.норм и их соблюдения (дисциплины). Шире «правопорядка».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.