Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действие массы участников трудового праздника






Действие массы участников трудового праздника становится тем барьером, который разделяет сценический монтаж с нагнетанием оркестровой музыки, громким пафосным текстом, – ту мнимую торжественность, которая является атрибутом театральщины, и подлинную театрализацию. «К торжественности обычно прибегают, – писал Б. Брехт, – пытаясь придать какому-либо делу значение, которого они начисто лишено. Когда же дело само по себе значительно, одно сознание этой значимости уже порождает торжественность».

Отсутствие коллективного, художественно оформленного действия самой массы изменяет суть театрализации, подменяя ее более или менее удачно построенным театральным зрелищем.

Особое значение в социалистическом обществе приобретают формы коллективной художественной самодеятельности, субъектом которых выступает коллектив. Роль таких форм выходит за рамки эстетического воспитания. Не случайно А. С. Макаренко широко использовал коллективную художественную самодеятельность для раскрытия социального смысла и красоты общественной жизни коллектива, стремясь придать всей его деятельности художественный характер. Н. К. Крупская также подчеркивала значение коллективной художественной деятельности, тесно связанной с эмоциональными переживаниями в области общественной жизни и необходимой для выработки у учащихся сознательного отношения к своей социальной деятельности. Рассматривая педагогический аспект коллективной художественной деятельности, Б. Т. Лихачев указывает на то, что эта деятельность является средством идеологического воспитания, стимулятором творческой активности общественной жизни, источником духовного богатства.

Коллекционная художественная деятельность использует язык образности для передачи идейно-нравственной информации, создавая тем самым художественную ценность на основе вне эстетического материала. Характерной особенностью коллективной социально-художественной деятельности является также ее высокая эмоциональная насыщенность, стимулирующая коллективные эмоции.

Такова социально-художественная деятельность, являющаяся сутью театрализации как творческого метода культурно-просветительной работы и насыщающая сценарии массовых трудовых праздников.

 

В работе сценариста необходимо учитывать следующие основные типы реального действия участников массовой культурно-просветительной работы:

  1. Коллективные выходы и шествия.
  2. Коллективные выступления, рапорты, переклички.
  3. Игровые и церемониальные действия.

Каждый из этих типов реального действия массы в свою очередь разделяется на большое количество разновидностей, связанных с местом проведения и границами общности участников праздника.

 

Коллективные выходы и шествия в зале клубного учреждения или другом закрытом помещении обычно локальны, охватывают сравнительно небольшой контингент участников и диктуются размерами зала. Однако их использование заметно изменяет ход массового мероприятия.

Рассмотрим два мероприятия, подводящие итоги трудового года, проходившие в ленинградских клубах. В некоторых из них, типичных для большинства клубных мероприятий, посвященных этому событию, после фанфар раздвигался занавес, открывая празднично оформленную сцену и сидящий на ней президиум вечера – знатных ветеранов, Героев Советского Союза, кавалеров орденов, наставников и т. д. Статичная, хотя и очень торжественная мизансцена не оказывала должного эмоционального впечатления на участников вечера, не задавала нужного настроя. Об этом свидетельствовали продолжительные аплодисменты, а в дальнейшем – шум. В зале установилась формальная обстановка, ощущался разрыв между участниками и зрителями, что расходилось с целевой установкой собравшихся.

Но были и другие, аналогичные по тематике, праздничные театрализованные вечера, в которых музыкально-поэтический пролог напомнил собравшимся о делах предприятия за год, а далее, как бы продолжая этот рассказ, через проходы зала на сцену шли ветераны труда предприятия, победители социалистического соревнования – живая его история. Это шествие вызывало эмоциональный взрыв, аплодисменты переходили в длительную овацию. Устанавливалась атмосфера единства сцены и зала, доверенности, что высказались на всем последующем ходе тематического вечера.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.