Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коллективное шествие как кульминация






Примером коллективного шествия как кульминации может послужить праздник «Знамя Победы – знамя Октября», приведенный в Москве на Центральном стадионе им. В. И. Ленина в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Под фонограмму шума нарастающего боя на Восточной трибуне возникала горящая свастика, разрушаемая красными стрелами. Ее штурмовали бегущие по полю советские войны. Они достигали купола рейхстага, контур которого возникал на месте свастики, укрепляли на нем Красное знамя – «Знамя Победы – знамя Октября». В этот момент раздавались позывные «Слушайте все». Участники действия замирали в стоп-кадре, все время которого голос Ю. Левитана возвещал о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил и поздравлял с завершением Великой Отечественной войны. Звучал фрагмент из песни В. Губашевского «Победа! Победа! Победа!». На восточной трибуне колыхалось огромное алое знамя, на поле и трибуне раздавались крики «Ура!», начиналось всеобщее ликование. Все это дополнял салют с использованием пиротехнических эффектов. Затем, исполняя песню А. Александрова «О Советской Армии», на поле выходили шесть военных оркестров и десять строевых подразделений всех родов войск Вооруженных Сил СССР. Навстречу друг другу по беговой дорожке двигались знаменосцы, которые, соединяясь но помосте перед Восточной трибуной, создавали символическую картину Парада Победы 1945 г. Над ними в фоновой группе на трибуне появился памятник «Воину-освободителю». По беговой дорожке на открытых военных машинах в сопровождении почетно-го караула провозили знамена воинских подразделений, особо отличившихся в Великой Отечественной войне. В этот момент в едином порыве весь стадион встал. И тогда раздался голос диктора: «Дорогие товарищи! В этот волнующий час мы приглашаем сейчас к нам на встречу главных героев праздника – фронтовиков и тружеников тыла, достойных представителей нашего героического народа, победившего в войне с фашизмом! Честь вам и слава, победители! Вся страна приветствует вас, вся Земля!».

Под торжественную музыку свободного оркестра на дорожку стадиона вышла двухтысячная колонна, в составе которой было 50 Героев Советского Союза, 400 генералов, офицеры, солдаты и труженики тыла – кавалеры орденов. К ним навстречу вышли победители всесоюзного молодежного соревнования, вручив ветеранам войны и труда цветы.

В продолжение шествия весь стадион стоя аплодировал, звучали здравицы в честь советского народа, нашей Родины, Коммунистической партии. Верно подготовленное художественными выразительными средствами шествие реальных героев стало кульминацией действия, вызвало взрыв энтузиазма у всех без исключения участников праздника.

 

В массовом уличном шествии, где коллективное прохождение участников по улицам и площадям составляет основу театрализованного действия, художественно оформленные театральные группы, декорированные машины, сценические площадки, интермедии в публике и другие средства театрализации являются своеобразными художественными эпицентрами, вокруг которых концентрируется реальное действие. Однако, как показывает опыт, разрыв художественного и реального действия сразу снижает эмоциональную реакцию, уменьшает активность участников, превращает их в сторонних наблюдателей красивого зрелища. Тем самым изменяется сущность запрограммированного действия и остаются нереализованными предусмотренные воспитательные цели. Этот вывод подтверждается опытом театрализованной массовой работы в Ленинграде и других районах страны.

 

Вот пример еще двух театрализованных уличных шествий — в Ленинграде, посвященное юбилею комсомола, и в Клайпеде, посвященное празднику моря. Основным содержанием художественного оформления того и другого шествия были трудовые достижения за годы Советской власти. Им были посвящены декорированные машины, отражавшие в аллегорических построениях, символических мизансценах, театрализованном действии, выступлениях художественной самодеятельности темы героических революционных, боевых и трудовых традиций рабочего класса и советской молодежи. В Ленинграде оформление заключительных эпизодов шествия было посвящено ударным стройкам, шефству над объектами пятилетки, комсомольским трудовым починам, в Клайпеде — трудовым достижениям корабелов и рыбаков, показу гвардейцев пятилетки и их молодой смены, ударных бригад.

Однако при идентичности содержания, сходстве идейно-эмоциональных выразительных средств эффект был различным.

В Ленинграде художественно оформленные машины, на которых разворачивались эпизоды действия, служили действенным эпицентром, притягивавшим к себе участников театрализованного шествия, собиравшим вокруг себя массу людей, стихийно дифференцируя ее по этапам исторического пути ленинского комсомола. В итоге, к Фондовой бирже и Ростральным колоннам, где был митинг и праздничный фейерверк, пришла многотысячная колонна людей, вовлеченных в массовое действие и организованных с помощью средств театрализации.

В Клайпеде этого не произошло, так как линии реального и художественного действия разошлись. Сценарный замысел не предусматривал реального шествия, основной акцент был сделан на карнавальное зрелище с участием сказочных персонажей: Нептуна, русалок, чертей, водяных и т. д. Активного праздничного действия не получилось, театрализация не дала нужного воспитательного эффекта. Выявленная нами ошибка типична для современной культурно-просветительной работы.

 

Особо следует рассмотреть шествия у исторических ансамблей и мемориалов. Особенность этих шествий заключается в том, что они требуют минимума дополняющих их художественных резонаторов, любых внешних проявлений театральности. Глубокое эмоциональное воздействие на участников шествия у мемориалов оказывает сам факт соприкосновения с документальной атмосферой места.

Ярким примером такого шествия может служить митинг-реквием ленинградской молодежи на Пискаревском кладбище, где похоронено 470 тыс. человек, погибших в осажденном городе и на рубежах его обороны. 12 тысяч комсомольцев города-героя со знаменами лучших предприятий, приближаясь к Вечному огню, у которого застыл почетный караул, зажигали от него свои факелы и двигались вдоль центральной аллеи, по обе стороны которой стояли шеренги солдат и матросов с горящими факелами в руках. Огненная дорога уходила в глубину кладбища. В тишине слышались шаги людей да биение метронома. Сочетание неброских, но верно найденных художественных образов с исторической достоверностью мемориала придало шествию огромную эмоциональную силу, зародило у его участников высокие патриотические чувства. Именно поэтому финал шествия — митинг, на котором выступили реальные герои — жители и защитники блокадного Ленинграда, представители молодежи города, вылился в яркую манифестацию, имевшую громадное психолого-педагогическое воздействие.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.