Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет № 7






В произведении М.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого к-оизведения. Купец Калашников победил Кирибеевича в кулачном бою, правда восторжествовала. Но не всё так просто:. Кирибеевич был любимым опричником царя, а значит, за его убийство даётся наказание. Степан Парамонович знал, что его ждёт после победы. Он сказал царю правду и признался в том, что умышленно убил опричника. Иван Васильевич решил казнить купца, пожаловал денег его жене и детям, разрешил беспошлинно торговать его братьям. Такова была царская милость. После смерти Калашникова народ помнил о его героическом подвиге:

И гуляют –шумят ветры буйные

Над его безымянной могилкою.

И проходят мимо люди добрые

Пройдёт стар человек перекрестится,

Пройдёт молодец –приосанится,

Пройдёт девица-пригорюнится,

А пройдут гусляры-споют песенку.

Вопрос 2. Термин «классицизм» в переводе с латинского означает «образцовый» и связан с принципами подражания образам. По правилам классицизма трагедия, ода и поэма относились к «высоким жанрам». Они должны были отображать только возвышенные, героические стороны жизни. Смешивать в произведении приемы различных литературных жанров строго запрещалось. Ода в основном воспевала великого человека и его дела. Державин же через осуждение правителей разоблачает их пороки.

Гаврила Романович Державин — крупнейший поэт XVIII в., один из последних представителей русского классицизма.

К гражданским одам Державина примыкает стихотворение «Властителям и судиям» (1787). Оно представляет собой переложение 81-го псалма царя Давида. Стихотворение отличается чёткой композицией. Оно делится на две части. В первых трех строфах Бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях к народу: они должны строго и честно выполнять законы, «на лица сильных не взирать», защищать сирот и вдов, освободить из темниц должников — «исторгнуть бедных из оков». Но властители и судьи оказались глухи и слепы к страданиям народа:

«Не внемлют! — видят и не знают! Покрыты мздою очеса.»

Равнодушие и корыстолюбие власть имущих вызывают гнев поэта, и в последних трех строфах он требует наказания виновных. Поэт напоминает царям о том, что они так же смертны, как и их подданные, и рано или поздно предстанут перед Божьим судом. Но загробный суд кажется поэту слишком далеким, и в последнем четверостишии он умоляет Бога покарать виновных. Ода полна негодования, содержит ораторский пафос, риторичность, нарушая тем самым систему классицизма.

 

БИЛЕТ №8

1. Какая главная художественная идея повести Гоголя «Шинель»»? Главной художественной идеей повести является призыв писателя к состраданию по отношению к «маленькому человеку» в обществе. Гоголь развивает тему «маленького человека», выдвинутую в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкиным.

Трагедия титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина не только в том, что он лишен самых обычных человеческих радостей, но и в том, что у него нет понимания собственного ужасного положения.

Бессмысленное, механическое переписывание бумаг становится для Акакия Акакиевича поэзией жизни. Он испытывает наслаждение от этого переписывания.

Бесчисленные удары судьбы сделали Акакия Акакиевича нечувствительным к насмешкам и издевательствам начальников и сослуживцев. И только если эти издевательства переходили всякие границы, Акакий Акакиевич кротко говорил обидчику: «Оставьте меня, зачем Вы меня обижаете?» И рассказчик замечает, что в этом вопросе звучали другие слова: «Я брат твой».

В повести сатирически изображаются «значительные лица», сановники, вельможи, по вине которых страдает Башмачкин.

Сюжет повести раскрывается в двух событиях — в приобретении и утрате Акакием Акакиевичем шинели. Но покупка им новой шинели — такое грандиозное событие в однообразной и бедной его жизни, что шинель приобретает в конце концов значение символа. И, лишившись шинели, он умирает.

При жизни Акакий Акакиевич не мог и помыслить о каком-либо сопротивлении и неповиновении. И лишь после смерти он появляется на улицах Петербурга в виде мстителя за свою погубленную жизнь. Акакий Акакиевич сводит свои счеты со «значительным лицом», отбирая у него шинель. После смерти призрак Акакая Акакиевича тревожит совесть людей из общества, лишает их покоя.

Эта фантастическая концовка повести не только не уводит от основной идеи, но является ее логическим завершением. Конечно, Гоголь далек от призыва к активному протесту против существующих порядков. Но свое резко отношение он выразил вполне определенно.

«Шинель» произвела огромное впечатление как на читателей, так и на литературные круги. Белинский писал: «...«Шинель» — одно из глубочайших созданий Гоголя».Повесть оставила глубокий след в русской литературе.

 

2. Чтение наизусть отрывка из стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение..»

В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето, была жара, жара плыла — на даче было это.

Пригорок Пушкино горбил Акуловой горою, а низ горы — деревней был, кривился крыш корою.

А за деревнею — дыра,

и в ту дыру, наверно, спускалось солнце каждый раждый раз медленно и верно.

 

 

Билет №9

1.Какова художественная идея рассказа И. Тургенева «Хорь и Калиныч»

Рассказ «Хорь и Калиныч» начинает цикл «Записки охотника». Этот очерк был напечатан в журнале «Современник». Тургенев изобразил картину жизни 50-х годов 19 в., создал образ русского крестьянина, его души. Художественная идея рассказа-это утверждение свободы для человека. Только независимость даёт ему возможность развиваться, стремиться к чему-нибудь. Хорь, отпущенный барином, уверен в своей силе, в крепости хозяйства и семьи. Калиныч, хотя он и человек большой души, далёк от реальной жизни.

Хорь - один из главных героев рассказа. Он - человек положительный, практичный. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство. Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне.

Калиныч вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было. Калиныч в отличие от Хоря лепетал перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке.

Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом.

Рассказ «Хорь и Калиныч» раскрывает внутренние силы русского человека, иего одаренность, талант, духовные качества.


Билет №10

1.В чем смысл названия рассказа А.И.Куприна «Allez!»? Что такое подтекст. Приведите примеры из рассказа

Александр Иванович Куприн долго искал наиболее подходящее заглавие рассказу. Он называл его: «Мишура», «В цирке», «Гимнастка». Одно время произведение имело название «Вперёд!». Вскоре Куприн решил заменить название на «Allez!». Автор выбрал именно это название, чтобы показать, что всю жизнь Нора следовала короткой звонкой команде

«ALLEZ»- это цирковой возглас, в переводе с французского означает «вперед» и издается перед исполнением номера. Вся жизнь главной героини подчинена этой команде. Главная героиня рассказа Нора всю свою короткую жизнь подчиняется этой команде. Она выполняет все, что ей приказывают. Рискует жизнью в цирковых номерах (катается на лошади, выполняет акробатические номера без страховки и даже превозмогая боль от сломанной руки и ушибов идет зрителям на поклон).

Свое мнение и даже страх Нора забывает, когда слышит «ALLEZ». А.И.Куприн показывает всю неприглядную изнанку цирковой жизни, где дети и взрослые живут как дрессированные животные и выполняют все команды хозяина.

" Этот отрывистый, повелительный возглас был первым воспоминанием mademoiselle Норы из ее темного, однообразного, бродячего детства. Это слово раньше всех других слов выговорил ее слабый, младенческий язычок, и всегда, даже в сновидениях, вслед за этим криком вставали в памяти Норы: холод нетопленной арены цирка, запах конюшни, тяжелый галоп лошади, сухое щелканье длинного бича и жгучая боль удара, внезапно заглушающая минутное колебание страха. "

Последнее Allez - перед самоубийством героини

Подтекст -внутренний, скрытый смысл текста, содержание, которое вкладывается в текст чтецом или актером.

Рассказ «Allez!» «построен» именно на основе подтекста. Примером является название произведения. Оно отображает жизнь циркачки, то, как с ней обращались окружающие её люди. В концовке произведения также есть подтекст: " Пальцы Норы похолодели, и сердце перестало биться от минутного ужаса... Тогда, закрыв глаза и глубоко переведя дыхание, она подняла руки над головой и, поборов привычным усилием свою слабость, крикнула, точно в цирке:

-Allez!..

Это слово «управляло» действиями девушки, всегда подгоняя её. И когда она решилась совершить единственный прыжок, который закончил бы все её страдания, гимнастка, словно в цирке, выкрикнула звонкую команду и пустилась вниз, чтобы освободиться от «оков» тяжёлой жизни.

 

 

БИЛЕТ 11

Историческим событием, которое послужило основой создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» было восстание декабристов. После победы 1812 года Россия жила в ожидании перемен. Крестьяне надеялись на освобождение от крепостной неволи. Тяжёлым оставалось и положение солдат, служивших в армии. За малейшую провинность они подвергались телесным наказаниям. Облегчить положение народа мечтали молодые русские офицеры. В 1816 г. они создали тайное общество, членов которого стали впоследствии называть декабристами. В 1825 г. декабристы подняли восстание в Петербурге. 14 декабря, в день, когда на престол должен был вступить новый император Николай I, 3 тысячи солдат во главе с 30-ю офицерами вышли на Сенатскую площадь. Напрасно убеждали их сложить оружие. Тогда по восставшим открыли огонь из пушек, и восстание было подавлено.

По приказу императора Николая I солдаты, участвовавшие в восстании декабристов, были жестоко наказаны палками. Офицеров лишили чинов и званий и отправили в Сибирь на каторгу.

Вскоре за многими декабристами последовали их жёны: Муравьёва, Трубецкая, Е. Нарышкина, Волконская и другие. Жёны сосланных на каторжную работу лишались всех гражданских прав, бросали богатства, общественное положение и ехали в неволю, в страшный климат Сибири, под гнёт местной полиции.

Поэма «Русские женщины» Н.А. Некрасова — о мужественном и благородном подвиге жён декабристов, которые, невзирая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку, в далёкую Сибирь. Они отказались от богатства, удобства привычной жизни, от всех прав и обрекли себя на тяжелое положение ссыльных. В этих испытаниях проявились лучшие душевные качества — сила воли, умение любить, верность. Вся некрасовская поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, а вторая — княгине Волконской.

Замена первоначального названия «Декабристки» на «Русские женщины» подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков. Княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жён декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.

Вопрос 2. Основная мысль стихотворения «Железная дорога» заключается в утверждении мысли о том, что творцом всех ценностей является народ.

Очень доходным делом было строительство железных дорог.

Важные чиновники поручали строить их купцам-подрядчикам, получая от них большие взятки. Но на строительстве железных дорог бесчеловечно, нещадно эксплуатировался труд рабочих людей — мужиков, выгнанных голодом из деревень на заработки и нищих крестьян. Люди работали в тяжелейших условиях: тысячи умирали от голода и болезней, у них не было необходимой одежды, за малейшее ослушание их жестоко наказывали плетьми. Поэт гневно возмущается теми ужасными условиями, в которых находился народ. Возмущён теми, кто считал, что дорогу построил начальник строительства граф Клейнмихель — царский ставленник и казнокрад, а не народ — оборванные мужики, согнанные на строительство «чугунки» голодом. Толпы призраков-мертвецов, окружающие несущийся поезд, — это жертвы непосильной работы и лишений при постройке дороги. Но их труд не пропал даром: они создали великолепное сооружение, и поэт прославляет народ-труженик: «Благослови же работу народную И научись мужика уважать.»

Билет 12

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина не веселые, а больше похожи на басни, где средствами сатиры высмеивается жестокость и глупость помещиков и чиновников, а также покорность, невежество русского крестьянства.

В " Сказке о том, как мужик двух генералов прокормил" автор переносит героев в непривычные для них обстоятельства, в которых раскрываются их глупость: по щучьему велению, генералы оказываются на необитаемом острове, а потом приплыли оттуда сразу на Екатерининский канал. Сатирически рисуются образы генералов. Автор прямо говорит, что они были глупые, так как «родились, воспитались и состарились» в какой- то регистратуре. Их невежество показано в том, что они не могут определить, где север, а где юг, думают, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают».

Генералы говорят канцелярским языком своей регистратуры. Единственным источником связи с миром у них были «Ведомости». Друг друга они вежливо называют «Ваше превосходительство», но как только появляется мужик, в их речи начинают звучать повелительные восклицания: " Спишь, лежебок!...сейчас марш работать! " Салтыков-Щедрин изображает генералов полными невеждами, не приспособленными к жизни, но при этом они презирают мужика. Автор показывает, как несправедливо устроено русское общество, где таким генералам доверено управление народом.

Само появление в сказке мужика фантастично: он внезапно появляется на необитаемом острове. Мужик настолько свыкся с собственным безволием, что, увидев господ даже на необитаемом острове, тотчас начал исполнять их малейшие желания: «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». Мужичину интересует, довольны ли господа генералы его усердием.

Герой даже сам плетёт для себя веревку, которой его потом генералы привяжут к дереву, чтобы не убежал: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг». У мужика нет желания воспротивиться, перестать слушать ничего не умеющих делать генералов. Писатель от души смеётся над мужиком, которого постоянно ругают два генерала.

 

Билет №13

1.Рассказ «Севастополь в декабре месяце». Чем гордится офицер JI.H. Толстой, рассказывая о жизни русского солдата?

В рассказе «Севастополь в Декабре месяце» Л.Н.Толстой рассказывает об обороне г.Севастополя во время Крымской войны. Осада и бомбежка города началась в октябре 1954г. Мы видим город, который уже долгое время находиться на осадном положении. Все улицы изрыты воронками от разорвавшихся снарядов, трупы убитых лошадей валяются прямо на улице. Но город продолжает жить своей жизнью, люди не сдаются и в одном сплоченном порыве продолжают оборону города. На первый взгляд нам кажется что в городе царит полный хаос, но присмотревшись повнимательнее мы понимаем, что каждый занят своим делом. Кто-то спешит в госпиталь, кто-то занят лошадьми и т.д. Л.Н. Толстой описывает госпиталь, где находятся раненые солдаты. Мы видим много покалеченных людей, у кого-то нет ноги, кто-то лишился руки по самое плечо, но если спросить солдата больно ли ему и что ему пришлось пережить, то он ответит, что все это пустяки. Л.Н. описывает жену матроса, которая пришла в госпиталь навестить мужа и когда она начинает рассказывать о страданиях и героизме своего супруга, то матрос смущается, отворачивается и нервно теребит подушку. Женщина соболезнует всем раненым и ухаживает за другими ранеными, сосед по койке ее мужа совсем плох, но она поит его чаем и надеется, что он пойдет на поправку. В лице этой женщины мы видим что в городе нет равнодушных к судьбе Родины и все горожане в едином порыве учувствуют в обороне. Каждый старается сделать все возможное что в его силах и не считают свои поступки подвигом, а самым обычным делом. Л.Н. Толстой гордится стойкостью, упорством, непобедимым патриотизмом русских солдат, их отношением к потерям, их силой характера, их яростным желанием бороться. Он гордится тем что сплотившись между собой все, и военные и местные жители все таки одержали победу и отстояли Севастополь.

2. Чтение наизусть стихотворения поэта 20века о Родине.

 

 

Билет№14

1. Повесть Левша. Какие сцены из произведения вы считаете центральными и почему?

В рассказе Н.С Лескова «ЛЕВША» центральной и главной я считаю сцену, когда Тульский оружейник прибыл к царю в Петербург вместе с казаком Платовым, который привез работу мастеров. Никто без подсказки не смог разглядеть что же сделали мастера, только блоха почему-то перестала скакать и выплясывать. Платов поколотил и потаскал за волосы Левшу, потому что думал, что он испортил механизм у блохи, но когда он показал, что каждая ножка у блохи подкована а на подкове выгравировано имя мастера, то удивлению царя и придворных не было предела. Когда я читал эту сцену, то я был горд за наших умельцев. Без микроскопа, без знаний математики и других наук наши мастера смогли перещеголять ученых европейцев. И еще я был горд за Левшу, когда он отказался жить в сытости и достатке в Англии, а пожелал вернуться на Родину. Пусть его тут колотили, жил он в нищете и безызвестности, но он не согласился променять Родину на сладкую и сытую чужбину. Даже умирая, Левша заботился о России и об армии, он просил передать царю, чтобы стволы у ружей кирпичом не чистили, ствол растачивался и пуля в нем свободно болталась... Мастер до последней минуты в своей жизни переживал за Родину и за народ...

Но к сожалению, по русской безалаберности про его совет забыли.

 

 

билет 15

1. Я считаю, что в повести М.Горького «Детство» наиболее интересным и запоминающимся героем была бабушка Алеши. В жизни мальчика бабушка появилась, когда умер его отец, и до конца своих дней она всегда была рядом. Трепетную, еще неосознанную любовь вызвала в мальчике его бабушка- Акулина Ивановна. Она была человеком богатой души,, колоритной внешности, обладала той мудростью, которая свойственна русскому народу. Говорила бабушка весело, складно, нараспев. Часто упоминала Бога. Все, что она говорила, было теплым и ласковым, поэтому мальчик с первого дня подружился с бабушкой, она стала для него самым верным и близким другом, самым понимающим человеком. Акулина Ивановна была тем человеком, который отдает свою любовь бескорыстно, она любит мир таким, какой он есть. А кто еще мог рассказать мальчику такие сказки, что прожженные бородатые матросы просили: «Ну-ка, бабушка, расскажи еще чего!» Для Алеши Пешкова бабушка стала тем светом, который должен быть у каждого в жизни. Она стала самым верным его другом, " самым понятным и близким человеком". " Вся она темная, но светилась изнутри... неугасимым, веселым и теплым светом.» Ее теплом наполнялся дом, ее любовью и светом, живой энергией. Всю душу вкладывала она в заботу о своих детях и внуках. Работая от зари до поздней ночи по дому, бабушка видела каждого и все, что происходило вокруг, уделяла внимание всем, кто в ней нуждался. Акулина Ивановна была прекрасным человеком и очень жаль, что в наше время таких все меньше и меньше.

2.

3. А.С. Пушкин " Полтава" (отрывок)

Выходит Пётр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Идёт. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Ровняясь строятся полки.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки, присмирев Прервали свой голодный рев.

И се - равнину оглашая Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

 

 

Билет 16.

1. В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Кукушка» живут и действуют три группы образов: образы-персонажи, образы животных и пейзаж. Образами- персонажами являются сам Кукушка, барин и его дети и приказчик. Образы животных представлены в виде волчицы и двух волчат. Картина леса является пейзажем в этом произведении. Три эти группы тесно переплетаются в рассказе, хотя с виду кажется, что они «живут» параллельно. Но не зря автор упомянул о поселении волчицы рядом с Кукушкой, когда мы начали с ним знакомиться. Оказалось, что волки и Кукушка являются родственными душами. Ведь сам главный герой утверждает, что он похож на волчонка, а прозвали его Кукушкой, потому что «нетути у меня своего гнезда. И житьё у меня звериное». Судьбы караульщика и животных переплелись. Сначала казалось, что Кукушка забрал волчат и стал выглядеть выше этих существ. Но позже стало ясно, что сам он вёл жизнь звериную: ходил по ярмаркам, не имея жилья, и существовал от зимы до зимы. Так и умер он, замёрзнув около леса, пытаясь по привычке дойти до караулки.

Пейзаж же всегда сопровождал развитие событий. Природа показывала своё настроение в разных ситуациях. Поначалу она была спокойна и дружелюбна, но потом, когда Кукушка решился похитить детёнышей волчицы, она словно заволновалась: «Лёгкая прохлада была напоена запахом догнивающих прошлогодних листьев и первой зелени, которой, словно кружевом, был одет чернеющий в прозрачном полумраке лес. Робко и осторожно мерцала на побледневшем востоке серебряная утренняя звезда». В конце концов стихия наказала караульщика сильными морозами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.