Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационная политика государства






В структуре экономического роста страны можно выделить две составляющие: экстенсивную и интенсивную. Экстенсивная составляющая экономического роста связана с вовлечением в производство большего объема ресурсов, в том числе, трудовых. Интенсивная составляющая связана с повышением производительности труда благодаря применению более совершенных средств производства и форм организации. В свою очередь, повышение производительности труда связано, с одной стороны, с повышением интенсивности труда, а с другой стороны, - с влиянием научно-технического прогресса. В настоящее время в наиболее развитых странах вклад научно-технического прогресса в прирост валового национального продукта составляет от 70 до 90%. На микроуровне научно-технический прогресс реализуется в виде инноваций. На макроуровне научно- технический прогресс выражается в снижении ресурсоемкости, повышении рентабельности производства, возрастании наукоемкости продукции.

При этом следует особо подчеркнуть лидирующее развитие наукоемких отраслей. Лидирующее развитие наукоемких отраслей объясняется двумя основными факторами.

Во-первых, высокая рентабельность высокотехнологичных производств объясняется тем, что в краткосрочном периоде фирма-разработчик находится в монопольном положении и через механизм монопольных цен перераспределяет стоимость с рынков, на которых функционируют производства более низких переделов.

Во-вторых, необходимо учитывать специфический механизм ценообразования на наукоемкую, инновационную продукцию. При определении цены продукции неявно предполагается средний уровень издержек на ее производство. Для наукоемких производств, по сравнению с другими отраслями, при прочих равных условиях существенно повышены расходы непосредственно на НИОКР и оплату труда высококвалифицированного персонала и косвенно - на систему образования и рекреации персонала. Эти расходы общественно признаны и включены в себестоимость наукоемкой, высокотехнологичной продукции, что повышает норму прибыли у производителей такой продукции по сравнению с производителями продукции низших пределов.

Таким образом, поскольку структура стоимости продукции высших и низших переделов различна, то доход хозяйствующих субъектов, реализующих продукцию высших переделов, по сравнению с доходом субъектов, реализующих продукцию низших переделов, при прочих равных условиях, будет больше. Следовательно, такой механизм ценообразования приводит к перераспределению вновь созданной стоимости в пользу отраслей высшего передела. Следует заметить, что устойчивое расширенное воспроизводство наукоемких рынков ограничено расширенным воспроизводством рынков, с которых происходит перераспределение стоимости.

Вторичный эффект этого феномена состоит в том, что образование новых технологических совокупностей или их новых звеньев позволяет за счет этого стоимостного механизма перераспределять часть вновь созданной стоимости и обеспечивать локальное повышение нормы прибыли у отдельных частных производителей. Следовательно, в эти новые технологические звенья устремляется свободный капитал, что приводит к повышению капитализации компаний, расширению нового рынка, формированию нового типа потребления и, соответственно, развитию этого рынка.

По своему теоретическому содержанию такой специфический механизм перераспределения стоимости аналогичен механизму, обеспечивающему перераспределение стоимости в случае использования земельной (природной) ренты. Тогда, по аналогии, высокую норму прибыли у хозяйствующих субъектов, действующих на высокотехнологичных рынках, по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на других рынках, назовем технологической рентой I, а локальную монопольную прибыль в результате использования передовой технологии и организации труда по сравнению с конкурентами, действующими на этом же рынке, - технологической рентой II.

Механизм технологической ренты обеспечивал в 70-80-е годы XX в. ускоренный рост производств пятого уклада, т.е. тех, которые получили наименование наукоемких, высокотехнологичных производств. В 90-е годы стал формироваться дополнительный механизм экономического роста, базирующийся на использовании уже не только собственно передовой технологии, но и локальных преимуществ высококвалифицированного персонала (так называемый " человеческий капитал"). Это стало возможно при использовании технологий, где большая часть стоимости приходится на рабочую силу, например, в программировании, что привело к бурному росту так называемых " интернет-технологий". Аналогично, позиционирование фирмы на рынке, где большая часть стоимости приходится на высококвалифицированный персонал, является интеллектуальной рентой I, а использование уникальных по сравнению с конкурентами навыков персонала, полученных вследствие постоянной переподготовки и повышения квалификации персонала, - интеллектуальной рентой II.

Таким образом, самыми быстро растущими и наиболее выгодными при международном разделении труда являются отрасли, производящие наукоемкую, высокотехнологичную продукцию. Производство наукоемкой, высокотехнологичной продукции неразрывно связано с понятием инновационной деятельности, т.е. с изобретением и внедрением новшеств. Ниже приведено более полное определение инновационной деятельности.

Инновационная деятельность - процесс по стратегическому маркетингу, воспроизводству прикладных и необходимой части фундаментальных исследований, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (превращению в инновации) и распространению в другие сферы (диффузии). Иначе, можно сказать, что инновационная деятельность - это вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в своей совокупности приводящих к инновациям.

Важность инновационной деятельности связана с решающим влиянием инноваций как формы реализации научно-технического прогресса на микроуровне на макроэкономические показатели и, в первую очередь, на экономический рост. Следовательно, государство должно стимулировать инновационные процессы в экономике, т.е. проводить определенную инновационную политику.

Инновационная политика представляет собой систему политических, правовых, экономических и организационных мер на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на стимулирование и повышение

экономической эффективности инновационной деятельности.

Основной задачей инновационной политики государства является создание и регулирование национальной инновационной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным корпоративным сектором и встроенной в глобальную инновационную систему.

Национальная инновационная система - совокупность взаимодействующих институтов управления и регулирования инновационной деятельности, хозяйствующих субъектов государственного и частного секторов экономики, образовательной и финансово-кредитной сфер, осуществляющих инновационную

деятельность на основе действующих институциональных механизмов.

Создание эффективной национальной инновационной системы невозможно без создания эффективной инновационной инфраструктуры.

Инновационная инфраструктура - совокупность элементов национальной инновационной системы, обеспечивающих доступ к различным ресурсам и оказывающих услуги участникам инновационной деятельности, т.е. обеспечивающих возможности успешной инновационной деятельности.

Основные цели государственной инновационной политики в Российской Федерации:

1. содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновление производства;

2. ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

3. сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;

4. содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

С учетом сегодняшнего состояния экономики России инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции. Определяющей особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.