Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы классификации журналистских жанров.






ЖАНР (франц. genre) (иск.), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах иск-ва; тип худественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие " Ж. " обобщает черты, свойственные обширной группе произв. к.-л. эпохи, нации или мирового иск-ва вообще.

Жанр – исторически сложившийся, устойчивый набор изобразительных приемов текстообразования, подчиненных наиболее полному раскрытию авторского замысла. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов. Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.

Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых «бульварных» изданиях).

Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Главная цель информационного материала, будь он газетным, радийным или телевизионным, – сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится «свежий» факт – новость).

Различные способы освещения фактов и приводят к созданию разных жанров.

ЖАНРОВЫЕ ПРИЗНАКИ В ЖУРНАЛИСТКОМ ТЕКСТЕ

Признаки: 1.композиция, 2.аналитичность текста, 3.лексика текста, 4.стилистика текста, 5.экспрессивность (интонация), 6.размер текста.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЖАНРОВ

Цели жанра: познавательные, оценочные, образные.

Функциональные возможности жанра – способность жанра с учетом присущих ему изобразительных особенностей выполнять информационные, аналитические, художественные задачи.

ЖАНРОВАЯ ДИФФУЗИЯ. БАЗОВЫЙ ЖАНР. АРХЕТИП ЖАНРА

Диффузия/взаимопроникновение – это когда к текстообразующему жанру добавляются изобразительные элементы другого жанра; не смешивание жанров, а обогащение.

Диффузия жанра – использование в дополнение к основному текстообразующему жанру изобразительных приемов из других жанров, которые играют в тексте вспомогательную роль.

Базовый жанр – такой жанр, основной признак которого - архетип.

Репортаж всегда имеет «эффект присутствия» – это и есть архетип (главный отличительный образ). Архетип - от греч. arche - начало и typos - образ.

Три фактора: предмет отражения (новость, личность), цель отражения, метод отражения (изложение, рассуждение).

Информационные жанры отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в повествовании, в так называемом, " телеграфном стиле" реальных фактов в контексте реального времени. К информационным жанрам относятся: хроникальная информация, расширенная информация, заметка, реплика, отчет, эпистолярные жанры, интервью и репортаж.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия.

Художественно-публицистические жанры отличаются од других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность. Очерк, портрет, политический портрет, эссе.

 

 

Информационные жанры журналистики. Понятие «информационные жанры». Специфика новостей. Приметы информационных жанров (новизна факта или события, про которое рассказывается; оперативность подачи).

Жанры иногда образно называют нервной системой журналистского творчества. Нервная система, как известно, истощается. Так и жанры, следуя духу времени, угасают или расцветают. В настоящее время популярны жанры «быстрого реагирования», такие как интервью, репортаж.

Наиболее по объёму место на газетных полосах и в теле-, радио- программах занимают информационные жанры.

Информационные жанры - хроника, заметка, расширенная информация, отчет, репортаж, интервью - представляют собой содержательно-формальную общность, обладающую общими признаками, однако имеют и различия.

Наиболее оперативные жанры:

- хроника – небольшое сообщение;

-интервью – материал, сделанный на основе беседы журналиста с интересным для аудитории человеком;

-репортаж- запись, отражающая ход какого-либо события.

Им свойственна лаконичность, оперативность сообщения о событии. Информационные жанры отличаются особыми приемами передачи информации, «телеграфным стилем» в контексте реального времени. Оперативность, емкость, сжатость, новизна информации, социальная значимость - их характеристика.

В информационных жанрах важно умение видеть, отбирать, оценивать, комментировать и оперативно реагировать на новые общественно значимые факты.

Хроника – краткое, как деловая телеграмма, предъявление факта. Как правило, это новость одной строкой, не имеющая заголовка, но даваемая в подборке под рубрикой. Язык хроники – сухой, отстраненный, официальный.

Цель автора заметки – возможно быстрее сообщить читателю актуальную новость – определяет основные особенности этого жанра. Написание новостного произведения делится на несколько этапов:

-найти идею статьи; -собрать факты, излагающие историю; -проанализировать эти факты, чтобы они обрели для вас смысл; -написать статью, изложив факты в логической последовательности.

Оптимальный способ сделать это – принцип «пять вопросов и еще один»: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как?

Ответы на эти вопросы служат фундаментом такой статьи независимо от того, пишете ли вы о банкротстве крупного предприятия или о пожаре на рынке за углом.

Принцип «перевернутой пирамиды» предполагает лид, преамбулу. Главный абзац называется «орешком», потому то доходит до середины ядра о том, о чем идет речь в статье. Нижние уровни пирамиды будут содержать меньше - достаточно интересные моменты, которые тем не менее можно опустить, если нужно сократить статью.

Задача репортера – услышать, увидеть, ощутить и донести происходящее до своей аудитории. Повествователь должен быть сам увлечен и заинтересован событием, чтобы рассказать о нем занимательно и нескучно и оставаться объективным. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Специфика репортажа проявляется в его стиле – эмоциональном, энергичном. Для него характерно использование средств и приемов образного отображения действительности – яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д.

Это – жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит нашей стране и за ее рубежами.

В репортаже может быть вспомогательный материал – ссылки, цитаты, сноски, цифры, детали.

Прием, который лежит в основе жанра интервью, - это литературный пересказ беседы с человеком, чьи мысли, рассуждения, прогнозы и оценки вызывают общественный интерес.

Интервью – гибкий разговорный жанр. Это предопределяет его стилистику – свободную, экспрессивную, насыщенную яркими сравнениями, характеристиками и другими образными элементами.

Расширенная информация – текст объемом 40-70 строк, содержащий подробности, предысторию, атрибуцию, цитирование, цифры и статистику. Приобретает значение, когда нужно заинтересовать читателя, развлечь, перенести акцент с результатов на обстоятельства.

В информационном отчете воспроизводят событие в полном соответствии с его ходом во времени. Нередко приводят выступления участников события – встречи, конференции и т.п. – в сжатом пересказе, изложении важнейших мыслей и положений.

К этим жанрам обращаются тогда, когда стремятся сообщить читателям новость. Под новостью мы понимаем то, что неизвестно всей читательской аудитории или хотя бы ее части. Однако не каждый факт, не каждое событие могут представлять интерес для читателей и стать новостью. Это зависит от актуального факта – его общественного значения. Актуально то, что привлекает к себе читателей, возбуждает их интерес – личный и общественный.

Новость начинается с зачина, затем излагается основная часть. Последовательность изложения такова:

-новость;

-объяснительный материал;

-вторичный материал (подтемы);

-если нужно - предыстория, затем возвращение к главной теме, ее детализация.

Лид – наиболее важный фрагмент новости. Он вовлекает читателя в чтение. Ключевое слово – событие, т.е. перемена. На событие, как на крючок, нанизывается сюжет. Передача информации в определенном аспекте называется ракурсом.

Классическими элементами новости считаются:

-близость (понятность конкретной аудитории)

-своевременность

-общезначимость (важность для всех)

-конфликтность (яркость события)

-связь с известным именем, человеком

-человеческий интерес (что не оставит читателя равнодушным)

Краткая новость может быть подана по-разному:

-внезапные, «прорвавшиеся» новости

-«точечная информация», «пятнышко»

-жесткая подача новости

-менее оперативные новости, в которых есть детали

-простые истории

-сообщения множественных элементов.

Характеристики качественной новости:

1. Человеческий интерес.(Позволяет читателю увидеть себя в статье).

2. Четкая позиция.

3. Ясность мысли. (Читатель понимает материал с первого раза)

4. Будьте точны.

5. Пользуйтесь словарем.

Получить новость, представляющую интерес для всех читателей, - стремление всех журналистов. Такая новость долго сохраняет свою актуальность, она дорого ценится и приводит к быстрому расширению аудитории издания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.