Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интервью. С одной стороны, интервью – информационный жанр журналистики, литературный пересказ беседы с человеком






С одной стороны, интервью – информационный жанр журналистики, литературный пересказ беседы с человеком, мнения и взгляды которого интересны широкому кругу читателей. С другой стороны, интервью - метод получения сведений путем общения с людьми. В таком виде интервью (с использованием прямой или косвенной речи, а иногда и без упоминания собеседника) может быть использовано практически в любом жанре журналистики.

Завершая предыдущую тему, сначала мы более подробно поговорим об интервью как о жанре, а затем перейдем к методам сбора информации, среди которых интервью, наряду с проработкой документов и наблюдением, занимает важнейшее место.

Итак, интервью – это беседа, предназначенная для опубликования. Причем изложение фактов и комментарий события ведется не от имени журналиста, как в других жанрах, а от имени человека, которого интервьюируют, он более компетентен, имеет большее отношение к обсуждаемому вопросу, чем журналист.

Чтобы лучше понять особенности жанра интервью, давайте сравним его с отчетом. Казалось бы, много общего: факты оцениваются и комментируются не самим автором текста, а другими людьми, журналист пересказывает или цитирует чужое мнение, суждение, выводы, т.е. довольствуется ролью фиксатора услышанного. Это составляет основу обоих жанров. Однако автор отчета не воздействует на ведение собрания или совещания, его участие, скорее, созерцательное, в то время как интервьюер не довольствуется ролью стенографиста, а занимает активную позицию, своими вопросами и контртезисами он может менять направление и тон беседы, т.е. участвует в совместном творчестве.

Самый распространенный вид интервью – диалог. Строится по классической схеме «вопрос-ответ» (при этом вопросы и ответы обычно набираются разными шрифтами). Понятно, что журналист не должен выступать в роли механического поставщика вопросов и регистратора ответов. Часто сложность темы, противоречивость ее толкования требуют столкновения мнений, выяснения спорных вопросов, и бывает полезно сознательно заострить беседу, подтолкнуть собеседника к полемике, к отстаиванию своих интересов, суждений, доказательств.

Интервью-монолог, или рассказ, представляет собой монолитный текст, не расчлененный на вопросы и ответы.

Интервью с читательскими письмами в руках пишется на основе наиболее интересных и распространенных вопросов, пришедших в письмах на адрес редакции. В таком случае принято заранее ознакомить интервьюируемого с письмами и определить тему беседы, а через несколько дней, после того, как он подготовился, уже брать интервью.

Пресс-конференции и брифинги на первый взгляд должны освещаться в форме отчета – ведь это массовые, коллективные мероприятия. Однако, по сути это тоже интервью: журналисты задают вопросы сначала в письменной форме до начала выступления, а затем – устно по ходу мероприятия.

Круглый стол – тоже коллективное интервью, это деловой и заинтересованный разговор между журналистами и приглашенными в редакцию специалистами по тому или иному вопросу.

Анкетирование, устное или письменное (на основе читательской почты), находится на грани коллективного интервью и социологического опроса.

Интервью-зарисовка состоит из беседы и компонентов образной информации. Задача его не только пересказать мнения и суждения человека, но и создать его штриховой портрет. Кроме собственно задавания вопросов, журналист высказывает свое мнение, рассказывает об обстановке и течении беседы, рисует облик собеседника и т.д.

Любой вид интервью требует основательной подготовки. Для журналиста степень подготовки к беседе – это доказательство серьезности его намерений, его замечают всегда, и от нее в первую очередь зависит, раскроется ли собеседник, отнесется ли с должной серьезностью к разговору.

Что же входит в подготовку к интервью? Попытаемся проследить основные этапы работы журналиста.

Первым делом совместно с редакцией выбирается тема интервью и человек, у которого интервью будут брать. Понятно, что с каждым человеком, а тем более интересным, компетентным, можно говорить о многом, обсуждать самые разные проблемы. Но то, что хорошо в личном общении, не всегда годиться для газеты. Разговор «по верхам», т.е. «обо всем и ни о чем», создает впечатление пустоты и ненужности, непонятно, зачем журналист встречался с занятым человеком – просто поболтать? Итак, первым делом необходимо определить тему (или темы) беседы – значимую, актуальную, злободневную, интересующую читателей.

Далее необходимо разобраться в предмете разговора, овладеть необходимым минимумом представлений о той жизненной сфере, о которой будет идти разговор.

Если есть возможность, нужно почитать интервью, которое давал будущий собеседник другим журналистам, обращая внимание на то, какие темы ему особенно близки, о чем он говорит более, а о чем – менее охотно, какие вопросы ему чаще всего задают (чтобы самому их не задавать). Чтобы лучше понять человека, с которым собираешься встречаться, хорошо бы получить максимум информации о нем.

Следует учесть, договариваясь о времени и месте встречи, что в рабочее время ваш собеседник будет чаще отвлекаться, могут возникнуть неожиданные проблемы, его могут куда-то вызвать, во время разговора будет постоянно звонить телефон и т.д. и т.п. Кроме того, в кабинете обычно получается более официальный и сдержанный разговор, поэтому желательно встречаться на нейтральной территории и иметь для беседы достаточный запас времени.

Основной этап подготовки – составление перечня вопросов. Как писал великий немецкий философ Гегель, «требуется известное развитие для того, чтобы уметь задавать вопросы, так как иначе может получиться ответ, что вопрос никуда не годиться». Проще говоря, каков вопрос, таков и ответ. Вопросы должны быть понятными (иметь для собеседника тот же смысл, что и для журналиста), по возможности краткими (вопрос должен содержать в себе одну мысль, иначе ответ не будет полным), а так же: своевременными, уместными, точными, настраивающими не только на констатацию фактов, но и на размышления, нестереотипными.

Официальные лица часто просят заранее передать им вопросы, но это не значит, что можно ограничиться перепиской: журналист напишет вопросы, интервьюируемый (или его пресс-служба) – ответы. Необходимо стремиться к личной беседе, пусть даже с заранее оговоренными вопросами. Содержание такого разговора много глубже, оно уникально, т.к. обогащается дополнительными нюансами, новыми вопросами и поворотами. Кроме того журналист должен составить непосредственное впечатление о собеседнике (особенно важно это для интервью-зарисовки) и убедить читателя, что факты получены, что называется, из первых рук, что материал эксклюзивен. На интервью по факсу, телефону или e-mail следует соглашаться только в том случае, если нет никакой возможности встретиться лично.

Во время беседы необходимо психологически настроиться на собеседника, не допускать возникновения так называемых барьеров, и это зависит, прежде всего, от личности журналиста, а также от его коммуникабельности и профессионализма.

Нужно научиться контролировать ход беседы и владеть достаточным количеством приемов, способных стимулировать общение. Вот какие советы дает начинающим интервьюерам патриарх отечественной журналистики Анатолий Аграновский: не молчать при разговоре, не стыдиться незнания, втягивать собеседника в процесс обдумывания, заострять предмет возможного спора. Давать советы, а тем более объяснять, как вести беседу, а затем, как написать интервью, - задача сложная и неблагодарная: слишком многое зависит от конкретных обстоятельств, людей, поворотов каждой беседы.

Заметим, однако, что обязательный этап работы над интервью – уточнение, проверка фактов, цифр, названий, фамилий. Чтобы снять с себя ответственность за возможные ошибки и искажения, журналисты часто отдают готовый материал на визирование собеседнику, и пока он не поставит свою подпись под текстом, удостоверяющую, что его слова и мысли переданы точно, интервью не сдают в набор. Официальные лица и известные люди часто соглашаются на беседу только при условии, что им покажут материал до опубликования и учтут их замечания. При этом журналист должен иметь в виду, что за свои слова и комментарии он отвечает сам, и никакое должностное лицо не имеет права исправлять текст, написанный от имени автора, если он не содержит фактических ошибок.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.