Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная идеология воспитания






В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:

• Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня - разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели - освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания - " базовая; культура" личности. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.

• Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.

• Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности - человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент содержания воспитания - культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение - понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно! идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение;

• Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша - высшая цель, смысл нашей педагогической заботы.

• Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития (преодоления, возвышения себя), ни идея сотрудничества. Воспитательный; процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребенка, так и учителя.

• Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.

Устремленность школы в жизнь - залог обновления содержания и способов воспитания, открывающего пути от:

• нивелирования личности к ее разностороннему развитию;

• заучивания догм к познанию и преобразованию мира;

• авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничеству.

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина.

4.1 Воспитание личности в коллективе. Латинское слово «коллективус» переводится как сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется 2 значения понятия: - под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия); - под коллективом понимается только высокоорганизованная группа.

Форма воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на: - индивидуальные; - микрогрупповые; - групповые (коллективные); от 5-7 до 25-40 чел. - массовые. Не ограничено.

Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. При увеличении числа воспитанников качество воспитания обычно снижается.

А) Виднейшим представителем советской педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива, он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти; он определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

I стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося группу превратить в коллектив. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. Данная стадия считается завершённой, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, деятельности и организации.

II стадия характеризуется усилением влияния актива. Он не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их членам коллектива. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива, он выступает как целостная система. Коллектив способен требовать от своих членов определённых норм поведения. Таким образом, он выступает как инструмент целенаправленного воспитания определённых качеств личности. Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых он создавался. Развитие коллектива связано с преодолением различных противоречий, поэтому в его развитии неизбежны скачки и остановки.

III стадия характеризует расцвет коллектива. Уровень и характер требований становится более высоким к себе, чем к своим товарищам. Это свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого его члена. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Коллектив не может и не должен останавливаться в своём развитии, даже если он достиг очень высокого уровня.

В практике воспитательной работы Макаренко различал 3 вида перспектив: близкую, среднюю и далёкую. Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития (совместная воскресная прогулка, поход в цирк). Основное требование к ней: должна опираться на личную заинтересованность, каждый воспитанник воспринимает её как собственную завтрашнюю радость, стремиться к её осуществлению. Средняя перспектива заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для её достижения нужно приложить усилия (подготовка к проведению соревнования, литературного вечера). Среднюю перспективу целесообразно выдвигать, когда в классе сформировался хороший работоспособный актив, который может выступить с инициативой. Далёкая перспектива – это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель (успешное окончание школы).

Установлено, что непосредственное воздействие педагога на ученика по ряду причин может быть малоэффективным. Лучшие результаты даёт воздействие через окружающих его школьников. Это учитывал Макаренко, выдвигая принцип параллельного действия. В его основе – требование воздействовать не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив. Каждый член коллектива оказывается под «параллельным «воздействием 3-х сил – воспитателя, актива и всего коллектива. Воздействие на личность осуществляется как непосредственно воспитателем (1), так и опосредованно через актив и коллектив (2, 3). При повышении уровня сформированности коллектива непосредственное воздействие воспитателя ослабевает, а воздействие на него коллектива усиливается. Принцип применим уже на II стадии развития.

Вывод: как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благоприятно они складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития со своими традициями, общественным мнением, сильным активом. Такой коллектив сравнительно легко устанавливает нормальные отношения с теми, кто в него входит.

4.2. Научными исследованиями выделены 3 модели развития отношений между личностью и коллективом:

1) личность подчиняется коллективу (конформизм) естественно, уступить, внешне;

2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);

3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).

Процесс развития коллектива не стихийный, а педагогически управляемый. Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно педагог диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.

Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как 2 взаимосвязанных процесса:

1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках;

2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать его влияние на личность каждого отдельного ученика.

 

5.1Общие методы воспитания. Метод воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать, что методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Классификация методов – это упорядоченная по определённому признаку система методов. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций. Любая классификация начинается с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. Таких признаков много.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г.И. Щукиной). В соответствии с этой характеристикой выделяется 3 группы методов воспитания:

1. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации).

2. Методы формирования сознания личности – убеждение (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример).

3. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание).

Общие методы воспитания

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.