Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология изучения межэтнических отношений






Психология межэтнических взаимодействий изучается с помощью социально-психологических теорий среднего уровня. Анализ осуществляется через личность, включенную в этническую группу. Естественно, степень такой включенности у людей очень разная и зависит не только от типа личности, но и от культурных традиций, конкретных ситуаций.

При изучении психологии межэтнических отношений используется ряд социально-психологических теорий.

Одна из них - теория личности (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев) [2]. И.С. Кон писал, что одни понимают личность " в единстве индивидуальных свойств и ее социальных ролей", другие - как совокупность интегрированных в индивиде " социально-значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми". При изучении межэтнических отношений второй подход фактически является доминирующим.

Важен и подход А.Н. Леонтьева к рассмотрению структуры личности. Предпосылкой ее изучения он считал понимание личности в неразрывной связи с деятельностью. В основе личности лежат " отношения соподчиненности видов человеческой деятельности", то структура личности представляет собой иерархию этих деятельностей. Однако деятельность всегда мотивирована, поэтому за иерархией видов деятельности лежит иерархия мотивов, а также соответствующих им потребностей.

У личности, включенной в этническую группу, это могут быть потребности в безопасности, целостности группы, солидарности, в социологическом плане блестяще описанные Э. Фромом. Наконец, это потребности в справедливости, позитивном восприятии другими, достижительности. Значимость последних потребностей при социологическом анализе описана Г. Кантрилом.

Теория установки: психическими образованиями как результирующими продуктами взаимодействия этих процессов являются социальные установки, или аттитюды (особое состояние личности, предшествующее её реальному поведению). Через них обычно и изучают межэтнические отношения.

Межэтнические отношения всегда изучались с целью их гармонизации, предотвращения дискриминации и регулирования напряжений и конфликтов. Следовательно, и в теории установки нам важно видеть то, что поможет понять причины межэтнических напряжений и найти способы их преодоления.

Как известно, термин " установка" введен в русскоязычную литературу грузинским психологом Д.Н. Узнадзе [2]. Но в его концепции установка касается реализации простейших физиологических потребностей и связывается со " склонностью", " готовностью" реагировать на основе бессознательного. В таком понимании установки не отражают сложных форм деятельности людей и не могут быть использованы для их понимания. Поэтому в социальной психологии всегда подчеркивается, что для выявления " особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению", используется понятие " социальные установки", или аттитюды.

Примечательно, что уже первые исследования установки были связаны как раз с проблемами этничности. Знаменитая работа У. Томаса и Ф. Знанецкого " Польский крестьянин в Европе и Америке" была посвящена процессу адаптации, и роль аттитюдов авторы оценивали столь высоко, что социальную психологию они определяли как научное исследование установок. Последние рассматривали как " психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта" или " состояние сознания относительно некоторой социальной ценности".[10]

Г. Олпорт, объединяя различные представления исследователей, интерпретировал социальные установки как " состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность и организованное на основе предшествующего опыта". Установки имеют сложную структуру.[11]

Начиная с М. Смита, утвердилось представление о трехкомпонентной структуре установки: [12]

1) когнитивный компонент (осознание объекта, знания о нем);

2) эмоциональный (оценка, чувства по отношению к объекту);

3) поведенческий (конативный, регулятивный) компонент.

Таким образом, развитие теории установки внесло много нового в ее понимание, и в целом закрепилась трактовка ее как социально обусловленного отношения к какому-то объекту или явлению, как осознание, оценка, готовность действовать.

Этнические установки - это установки, которые имеют место тогда, когда человек, действуя в любой сфере, - профессиональной, политической, культуры и др. - осознает, оценивает и поступает как личность, включенная в этническую группу.

Межэтнические установки - это установки на взаимодействие (отрицательное или положительное со всеми нюансами) с другими этническими общностями в любой сфере жизнедеятельности и в любом виде - от личностного общения с людьми иной национальности до восприятия явлений, элементов истории, культуры, типов социально-экономического развития или еще шире - иных цивилизационных форм.

Социальные установки определяют, направляют деятельность человека. Этнические и межэтнические установки аккумулируют предшествующий жизненный опыт, причем не только свой, но и окружающих, ведь установки формируются в процессе социализации и затем закрепляются в навыках, без которых строить отношения просто невозможно. В процессе межэтнических взаимодействий они выполняют компенсирующую функцию в познавательном процессе, минимизируя риск.

Теория социальной идентичности Теджфела Тернера: Основными элементами теории социальной идентичности, позволяющими описать и объяснить процесс формирования группы и особенности межгрупповых отношений, являются понятия “социальная категоризация”, “социальное сравнение”, и “социальная структура”.

Социальная категоризация – это когнитивный процесс упорядочивания и группировки индивидом социальных объектов и явлений путем их распределения на группы (“категории”), имеющие сходство по значимым для индивида критериям (в системе его действий, намерений и установок).

Социальное сравнение – это процесс соотнесения качественных признаков социальных групп друг с другом, результатом которого является установление различий между ними, т.е. межгрупповая дифференциация. Различные характеристики группы (статус, экономическое положение, способности и т.д.) по большей части приобретают значимость в ценностном сопоставлении с другими группами.

Последним элементом теории социальной идентичности является концепция статусной социальной структуры групп.

Статусная структура групп – это иерархия статусных отношений реальных групп в социуме. И эта иерархия зачастую детерминирует конкуренцию групп за ресурсы, права и власть. Индивиды психологически связаны с социальными структурами посредством своих самоидентификаций как представителей различных социальных категорий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.