Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные роли и нормы






В каждой культуре существует так называемый «нормативный канон человека» – это исторически сложившийся абстрактный образец человека, который принят в данном обществе. Он касается как внутренней организации психической жизни человека, так и форм его поведения. Именно от этого нормативного канона человека зависит процесс социализации. Это понимание того, каким в этом обществе хотят видеть человека, каким он должен быть.

Социальные ожидания (экспектации) – это ожидание определённого поведения от человека, выполнения им его роли и принятия правил. Эти ожидания регулируют поведение человека в группе под угрозой санкций за их неисполнение. При вхождении человека в социум ему сразу предлагается некоторый образец поведения, мышления, чувствования, определённый набор ценностей, и ожидается, что он должен их принять, если хочет остаться в этом обществе и быть его полноправным членом.

Социальные ожидания носят неформализованный и зачастую неосознаваемый характер.

Общество всегда следит за исполнением ролей и подчинением групповым нормам и оценивает их. За невыполнение социальных норм общество накладывает санкции, начиная от лёгкого неодобрения и замечаний, заканчивая изгнанием из своей среды. Санкции также частично интернализируются в процессе социализации и становятся внутренними механизмами самоконтроля.

Санкции применяются формальные и неформальные. Формальные санкции универсальны, заранее оговорены и широко известны. Неформальные санкции эффективны в силу того, что ясно установлена личностная определённость каждого индивида и его обязанности, а отклонения от правил приводят к изменениям в межличностных отношениях, к понижению личного статуса и иногда даже к изгнанию из группы.

 

Социальная роль – это нормативный образец поведения, ожидаемый от личности в соответствие с его статусом (роль – это динамическая сторона статуса), с местом, занимаемым ею в структуре общественных отношений. Это социальная функция личности.

Существует несколько классификаций ролей, и они помогают глубже взглянуть на это многогранное явление.

• Одна из классификаций разделяет роли на:

1. Социальные, которые отражают положение индивида в системе социальных отношений (например, профессиональные);

2. Межличностные, которые отражают положение индивида в системе межличностных отношений (например, лидер, «козёл отпущения»).

• Следующая классификация выделяют два вида социальных ролей:

  1. активные, которые человек исполняет в данный момент (например, студент);
  2. скрытые, не проявляющиеся здесь и сейчас (например, сын, друг, футболист).

• По другой системе выделяют 2 типа:

  1. официальные, закреплённые правом (материнство, профессиональные);
  2. стихийные – возникающие неожиданно, много раз на дню, связанные со стихийно возникающими деятельностью и отношениями.

• Также возможно разделение ролей на:

  1. предписывающие (определяют, как нужно исполнять роль);
  2. предсказывающие (насколько роль будет исполнена с учётом индивидуальных особенностей личности и ситуации).

• Согласно следующей классификации, роли бывают:

1. статусные - они приписаны с рождения (например, пол человека) и практически не могут меняться произвольно (если пол сменить можно в современных условиях, то возраст - нет). В некоторых сферах ролевые ожидания от мужчин и женщин, от детей и пожилых очень сильно могут различаться;

2. позиционные – связаны с профессиональным разделением труда. В случае, если личность играет свои позиционные роли вне соответствующей им ситуации, можно говорить о наличии такого негативного явления, как профессиональная деформация (например, когда в семье военных царит неуместная здесь армейская дисциплина, или когда учителя пытаются учить каждого встречного вне школы);

3. ситуационные – это краткосрочные роли, связанные только с наличной длящейся то или иное время, ситуацией. В течение дня человек может выполнять десятки таких ролей (студент, пассажир, пешеход, сын, друг и т. д.).

Таким образом, человек одновременно играет или является носителем множества ролей. Например, на роль взрослой женщины могут накладываться ещё роли жены, матери, дочери, профессионала в своей области трудовой деятельности, подруги и т. д.

Количество и диапазон ролей личности зависят от количества групп и отношений, в которые она задействована, её потребностями и интересами.

Как правило, большинство социальных ролей «переживают» своих носителей, они не сочиняются одним человеком и не исчезают после его смерти. Например, в роль школьника входит каждый ребёнок и выходит из неё, каждый привносит в неё что-то своё, индивидуальное, возможна некоторая свобода её интерпретации, но основные общие черты остаются теми же, и часть из них обязательна (хоть со временем и происходят естественные изменения). На роль всегда накладывается отпечаток личности, её играющей, личность может несколько менять её внутри определённых рамок.

Однако не стоит думать, что разнообразные групповые роли существуют независимо от человека. Люди – их носители и создатели, они же – их реформаторы. Групповые шаблоны складываются в координированном действии, а эта координация возможна только благодаря определённым типам поведения, пользующимся взаимной поддержкой. Понятия, относящиеся к этим шаблонам, полезны до тех пор, пока они не превращаются в довлеющие силы, «вытесняющие» самих людей.

Часто происходит так, что социальные роли подчиняют себе поведение и образ мыслей человека, поэтому перемена роли может привести и к их изменению.

То же самое может относиться и к межличностным ролям. Согласно многим исследованиям, наше мнение о человеке формирует определённое поведение по отношению к нему, и мы уже заранее ожидаем строго определённой реакции от него и в какой-то степени своим поведением и отношением уже программируем его на эту самую реакцию, на то, чтобы он раскрылся именно с этой стороны (что он сделает в качестве самозащиты от нас же). Таким образом, мы получаем именно то, чего ждём от человека, хотя зачастую это может быть вынужденной реакцией на наше же поведение. Например, ожидая от человека враждебности, мы уже будем вести себя скованно и напряжённо, с тоже несколько повышенной долей враждебности и понятно, какой реакции можем этим добиться. Этим мы побуждаем другого человека подтвердить наши ожидания.

Сложившееся мнение о социальном поведении может побуждать других подтверждать его. Однако, этот эффект действует не во всех случаях: труднее повлиять на не конформных людей и на людей с твёрдо сформировавшимися чертами.

 

Групповые нормы – это общепринятые представления, правила, и требования, регулирующие поведение, характер взаимоотношений, взаимодействия и общения в данной группе. Это не административные и не правовые нормы, за их неисполнение человек не подвергнется ни административному, ни уголовному преследованию, однако неисполнение может сильно повлиять на отношение к нему окружающих. Отсюда может возникнуть боязнь показаться белой вороной, быть непонятым и отвергнутым.

Социальные нормы бывают как общезначимые, требуемые от всех людей, так и специфические, характерные лишь для некоторых групп и общностей.

Социальные нормы упорядочивают систему отношений и взаимодействий в группе.

Наличие развитой и устойчивой системы норм в группе позволяет соотносить поведение индивида с эталоном, избирать наиболее эффективное средство воздействия на него, в той или иной степени предсказывать его поведение и осуществлять социальный контроль.

Нормы, поскольку известны нам заранее, помогают действовать автоматически, не задумываясь о том, как же поступить в данной ситуации.

Существуют три механизма усваивания норм:

1. Подчинение – под влиянием силы или авторитета человек принимает и подчиняется установленным в данном социуме нормам.

2. Идентификация – перенимание правил поведения у людей, которых данный человек уважает и на которых хочет быть похожим.

3. Интернализация - вследствие постоянного или частого нахождения в рамках какой-то роли, выполнения правил, происходит их интериоризация, когда они как бы впитываются человеком и становятся свойством личности; они включаются в систему личностных смыслов и значений.

Каждый человек контролирует самого себя как с точки зрения интериоризированных групповых стандартов, так и исходя из своих индивидуальных позиций.

Социальные нормы действуют благодаря тому, что человек сам становится их носителем и передаёт их окружающим, а все люди так или иначе «приглядывают» друг за другом.

В целом нормы служат повышению устойчивости и стабильности группы.

Минусом может стать их ригидность и консервативность, неспособность группы к перестройке в непривычных и необычных условиях.

Несмотря на свои ограничивающие свойства, нормы способны дать человеку свободу. Например, попадая в новую среду, сильно отличающуюся по своим правилам и нормам от предыдущей, привычной для него, он будет чувствовать себя скованно и несвободно. Или, например, самоконтроль, позволяющий человеку действовать самостоятельно, изначально основывается на понятиях правильного и неправильного, которые не являются врождёнными, а формируются воспитанием, привитием соответствующих норм.

 

В основе групповых норм лежит конформность – некритичное подчинение личности воле большинства. Конформность в другом варианте имеет название феномена группового давления. Это мера податливости индивида, насколько он изменяет своё поведение или убеждения в результате реального или воображаемого давления группы.

Конформность всегда так или иначе связана с конфликтом: её степень проявляется в ситуации столкновения мнения группы и мнения индивида.

О слабой степени конформности можно говорить, если индивид в ситуации группового давления оказывает сопротивление и сохраняет самостоятельность своей позиции; высокая конформность заставляет человека быстро пересмотреть свои взгляды и принять чужую позицию.

Люди сильно различаются по степени конформности, каждый человек находятся в какой-то точке условного континуума «раб-бунтарь».

Степень конформности определяется следующими факторами:

  1. особенности индивида (пол (женщины более конформны), возраст (дети конформней взрослых), интеллект, степень развития самосознания, внушаемость, состояние и др.);
  2. особенности группы (выраженность иерархии, групповые нормы, традиции степень её референтности для человека, размер, степень единодушия и др.);
  3. особенности связи индивида и группы (статус и роли человека в данной группе, уровень сплочённости и зависимости);
  4. особенности выполняемой задачи (её важность, влияние на дальнейшие отношения, заинтересованность в ней).
  5. особенности культуры, тип общества, к которому принадлежат эти группа и индивид (авторитарное, демократическое), преобладающую общественнуюориентацию (индивидуализм - концепция, отдающая приоритет личному перед групповым; коллективизм – концепция, отдающая приоритет целям группы перед личными).

Исследования показали, что конформность может зависеть и от реальных условий: сильнее всего она проявляется, когда люди сталкиваются с единодушным мнением трёх и более человек, обладающих высоким статусом и привлекательных для него. Очень высокая конформность проявляется и тогда, когда ответы даются вслух при всей группе.

Выделяют 2 уровня конформности:

1. внутренняя – происходит такое усвоение предъявляемых требований, когда они становятся частью самой личности, человек начинает их воспринимать как свои собственные, происходит реальное преобразование её позиций и установок;

2. внешняя – это уступчивость, только внешнее подчинение правилам при возможном внутренним несогласии с ними, эти правила могут восприниматься как навязанные и чуждые.

Этим видам соответствуют 2 причины конформности соответственно:

• истинное признание и принятие чужих суждений;

• желание избежать санкций, быть принятым и признанным группой, заслужить её одобрение.

Оба вида конформности помогают избежать конфликта, который может возникнуть из-за несовпадения личных и общественных точек зрения. Но, с другой стороны, они не ведут и к решению такого конфликта.

 

Социальные нормы и роли очень сильно различаются как между культурами, так и внутри одной культуры (между её субкультурами). Поэтому так сложно бывает прижиться в новой среде, особенно человеку с низкой степенью конформности.

Разновидностью социальной зависимости личности от мнения большинства является и негативизм (нонконформизм), когда человек намеренно всегда поступает наперекор группе. Это тоже подчиняемость, зависимость, поскольку данный человек всё же поступает не по своей воле, не как сам считает нужным, а образом, противоположным давлению группы. Так что группа всё равно определяет его поведение и может им манипулировать.

От конформизма следует отличать единство группы, степень её сплочённости. В таких группах люди объединены для выполнения какой-то важной для них деятельности и общения, поэтому в случае таких групп следует говорить не о конформности, а об общности взглядов и интересов

 

Для регуляции поведения индивидов в соответствии с общепринятыми нормами обществоиспользует социальный контроль – это система способов воздействия общества на личность, способствующая поддержанию стабильности в обществе.

Действует он в основном на индивидов с отклоняющимся от групповых норм поведением.

Последовательный и методический контроль групп, в которых участвует человек, в результате интериоризации может переформироваться в самоконтроль, когда индивид уже сам смотрит на себя через призму групповых норм и требований и в соответствии с этим сам корректирует своё поведение.

Человеческое поведение, а также мышление и сознание постоянно являются объектом социального контроля.

 

Выразителем и « вердиктом » социального контроля зачастую становится общественное мнение – это отношение групп к явлениям и событиям социальной жизни, затрагивающим общие интересы.

Обычно о нём говорят в рамках больших группах («глас народа»).

Общественное мнение формируется и выражается при возникновении каких-либо социальных проблем и конфликтов. Однако возможны расхождения в точках зрения внутри одной группы или общности, тогда мнения разделяются, и начинается их противоборство.

Оно формируется либо целенаправленно некоторым меньшинством (руководители, средства массовой информации), либо стихийно, под влиянием каких-то общественно-важных событий и обстоятельств.

 

Однако не стоит думать, что всё поведение человека определяется только социумом, нормами, ролями и силой обстоятельств. Нельзя сбрасывать со счетов и силу самой личности.

Во-первых, личности различаются в отношении восприятия ситуации и реагирования на неё. Во-вторых, люди способны сами избирать для себя влияющие для них ситуации. В-третьих, люди сами участвуют в создании социальной ситуации. Так что определёнными возможностями владеют как ситуация, так и личность. Человек одновременно является и творением, и творцом социальной среды, он и реагирует на неё, и на неё воздействует.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.