Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная Установка






Сформированность социальных установок означает, что усвоенный социальный опыт преломлён личностью и проявляет себя в её поведении.

Это состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к определённой реакции, организованное на основе предшествующего опыта и оказывающее направляющее влияние на поведение.

Это благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-то или кого-то, которая выражается во мнениях, чувствах и целенаправленном поведении.

Социальная установка (некоторые исследователи называют её аттитюд) объясняет выбор мотива поведения, а он в свою очередь определяется потребностью индивида и объективной сложившейся ситуацией.

 

Социальные установки выполняют 4 функции:

  1. приспособительная/адаптивная – они помогают выбору объектов для достижения целей.
  2. функция знания – способствует выбору необходимого в данных условиях способа поведения
  3. функция выражения – помогает субъекту выразить себя и снять внутреннее напряжение
  4. функция защиты – помогает разрешению внутренних конфликтов

 

М. Смит выявил в структуре социальной установки наличие следующих компонентов:

1. когнитивный – осознание и понимание объекта установки;

2. аффективный – эмоциональные оценка и отношение к объекту установки;

3. поведенческий – поведение относительно объекта установки.

 

В. А. Ядов в системе, регулирующей поведение личности, выделял 4 уровня:

  1. Простейшие установки, возникшие для удовлетворения витальных потребностей в простых ситуациях. Этот уровень регулирует непосредственные реакции субъекта на ситуацию.
  2. Социальные фиксированные установки, возникающие в связи с потребностью в общении и удовлетворяемые деятельностью малых групп. Данный уровень регулирует поступки людей в обычных привычных ситуациях.
  3. Базовые социальные установки, формирующиеся в конкретных видах профессиональной деятельности или досуга, – это направленность интересов личности. Они регулируют поведение личности.
  4. Ценностные ориентации личности, проявляющиеся в регуляции поведения в самых значимых ситуациях. Этот уровень регулирует уже деятельность личности.

Эта система помогает понять предрасположенность личности действовать определённым образом в не очень трудных ситуациях (в трудных ситуациях задействуются другие механизмы и на поведение влияет большее число факторов).

Для изменения социальных установок должны произойти либо какие-нибудь социальные изменения, либо изменения в позиции личности, вызванные изменениями и развитием самой личности.

Нельзя сказать, что, изменив установки, мы изменим поведение человека, или что, зная установки человека, мы сможем предсказывать его поведение. Потому что поведение человека лишь частично определяется его социальными установками, есть ещё и другие личностные механизмы, различные внешние влияния и объективные условия. Что же касается установок, то по ним тем легче предсказать поведение, чем они:

а. сильнее, устойчивее и осознаннее,

б. конкретнее и специфичнее и чем больше помогают в конкретной данной деятельности

в. чем меньше внешних влияний.

Возможно и противоположное влияние – наши поступки подтверждают наши социальные установки. Например, будучи вынужденными играть какую-то несвойственную для себя роль (т. е. будучи вынужденным сформировать у себя новые установки), человек в итоге может «слиться» с ней и показывать такое поведение всегда. Таким образом он начинает искренне верить в то, что делает, хотя изначально он мог не принимать её испытывать большие трудности в исполнении этой роли.

Для объяснения этого феномена предлагают 3 гипотезы:

1. Стремление человека произвести благоприятное впечатление на окружающих. Для этого он может начать показывать себя лучшим, чем он есть. Отслеживая реакции окружающих, он моделирует своё поведение.

2. Человек испытывает напряжение, когда его убеждения противоречивы и несовместимы, поэтому он старается подвести одно знание под другое. Он ощущает свою непоследовательность и, потому, необходимость изменения своих установок. Например, вместо того, чтобы бросить курить, курильщик начинает оправдывать своё поведение.

3. Когда установки человека нестойки, он, наблюдая за своим поведением и внешними обстоятельствами, выводит из них установки. Он наблюдает как бы со стороны за своим поведением и даёт разумное обоснование своим установкам.

 

В обществе установки могут выполнять интегрирующую роль: люди, подходящие к миру с одинаковыми установками, способны понимать и поддерживать друг друга.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.