Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология общения






Общение – это процесс установления, поддержания и развития прямого, непосредственного или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и взаимоотношениях.

Это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов. Оно – средство передачи общественного опыта и культуры.

Общение позволяет раскрыть свой субъективный мир другим людям, самоопределяться и проявить свои особенности.

Существуют различные точки зрения на природу общения. Оно может рассматриваться и как особый отдельный вид деятельности, и как некоторая сторона деятельности, выполняющая регулирующую и организаторскую функции.

Поэтому условно разделяют 2 вида общения:

ролевое (т. е. способствующее выполнению той или иной деятельности);

личностное (т. е. сама по себе самостоятельная речевая деятельность, носящая коммуникативный характер).

Однако это не абсолютная классификация и эти типы общения могут плавно перетекать друг в друга

 

Для осуществления успешного общения необходимы следующие составляющие:

  1. Контакт
  2. Общий язык (не обязательно словесный – вербальный, это может быть невербальный язык: жесты, мимика, различная символика).
  3. Общность знаний о мире, единая система значений, принятых всеми общающимися между собой в данный момент людьми (общность тезаурусов).

 

Б. Ф. Ломов приписывал общению следующие функции:

1. Информационно-коммуникативная - для передачи информации;

2. регуляционно-коммуникативная – для организации и регуляции деятельности;

3. аффективно-коммуникативная – для передачи эмоционального состояния и для эмоционального воздействия на собеседника.

 

Л. А. Карпенский предложил более подробную классификацию функций:

1. контактная – установление контакта и готовности к взаимодействию;

2. информационная – обмен объективной и субъективной информацией;

3. побудительная – стимуляция активности;

4. координационная – согласование совместной деятельности;

5. понимание партнёра и его сообщений;

6. амотивная – обмен с партнёром эмоциональными состояниями;

7. установление взаимоотношений (фиксирование своей роли, статуса и связей);

8. оказание влияния – изменение состояния, поведения, мнений, установок и личностных особенностей партнёра.

 

В процессе общения задействуются следующие механизмы и эффекты межличностного восприятия и понимания:

Идентификация - отождествление себя с объектом общения, способность встать на место партнёра и посмотреть на мир его глазами, понять его.

Эмпатия – способность сопереживания и сочувствия партнёру по общению, чувствования его состояния, это понимание человека на эмоциональном уровне. Выделяют 3 типа эмпатии: эмоциональную (перенесение на другого человека своего эмоционального состояния), когнитивную (рациональное сравнение состояний, вспоминание аналогичных у себя), предикативную (способность предсказывать эмоциональные реакции другого).

Рефлексия – способность воспринимать себя глазами партнёра по общению и иметь представление о том, как сам выглядишь в его глазах.

Установка – готовность личности воспринимать жизненные явления определённым образом. Это благоприятная или неблагоприятная настроенность на что-либо.

Эффект новизны – возникает при восприятии знакомых людей, когда последняя, более новая информация относительно их оказывает наибольшее влияние на мнение о них.

Эффект первичности – возникает при восприятии незнакомого человека, когда информация, ставшая известной в первую очередь, оказывает решающее влияние на представление о человеке.

Эффект ореола – человек склонен позитивно оценивать все даже незнакомые черты партнёра, если он в целом имеет благоприятное впечатление о нём, и наоборот: имея неблагоприятное впечатление о человеке (особенно, в условиях дефицита какой-либо информации о нём), он будет отрицательно оценивать и неизвестные ему стороны партнёра по общению.

Эффект стереотипизации возникает в результате стремления делать выводы на основе ограниченной информации. Например, когда выявленные при непосредственном общении с несколькими людьми из одной группы черты распространяются на всех представителей данной группы. Это мнение о личностных качествах целой группы. Обычно они чрезмерно обобщены и с большим трудом пропускают новую информацию (т. е. они устойчивы к изменениям).

Стереотипы представляют собой довольно упрощённый образ человека, группы, явления или события. Формируется он обобщением общественного и своего личного опытов. Позволяет сократить время реагирования и ускорить процесс познания.

Стереотипы имеют когнитивные корни и последствия, поэтому обладают следующим эффектом: они направляют мышление и память в определённое русло, т. е. заставляют находить доказательства в свою поддержку, даже если таковых не существует. Поэтому они устойчивы к изменениям.

Стереотипы имеют как плюсы, так и минусы: с одной стороны, стереотипы облегчают восприятие, экономя силы, затрачиваемые на восприятие и познание, а с другой стороны, возникает вероятность необдуманного отнесения воспринимаемого объекта к заранее известным категориям, что вызывает необъективное отношение к нему и неточные выводы. Стереотип, помогающий в одной ситуации, может оказаться ложным и совершенно неподходящим в другой.

 

Г. М. Андреева рассматривает общение как взаимосвязь трёх его составляющих сторон:

1. Коммуникация. Общение – это всегда передача той или иной информации (как вербальной, так и невербальной). Это может быть передача своих взглядов, идей, интересов, эмоций, настроений и т. п. Однако информация здесь не просто передаётся другому, но и вызывает определённое отношение к ней воспринимающего.

Это не пассивный, а активный процесс. Люди таким образом соотносят свои картины мира. И информация всегда, так или иначе, воздействует, влияет на собеседника. На эту сторону процесса общения сильно влияют отношения между партнёрами, их состояния, цели, потребности, установки. Средствами являются речь, жестикуляция, мимика и другие знаковые системы.

2. Интеракция. Без взаимодействия нет общения. Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия людей друг на друга. С этой стороны, коммуникатор тем или иным образом изменяет поведение, мысли и чувства своего собеседника, организовывает его деятельность - взаимодействие всегда обусловлено какой-то причиной.

Взаимодействие, как правило, идёт двумя путями: либо кооперация (способствование совместной деятельности), либо конкуренция (препятствование, хотя она вовсе может не означать конфликта). На тип взаимодействия влияют отношения, установившиеся между собеседниками, их цели и мотивы.

В процессе взаимодействия между людьми появляются признаки, характеризующие их как группу определённого уровня развития. Противоречия же, возникающие во взаимодействии, ведут либо к развитию, либо к распаду всей структуры.

3. Перцепция. Общающиеся люди всегда воспринимают и оценивают друг друга. Причём воспринимают не только внешнюю информацию (облик собеседника, его голос, действия), но также угадывают за этим смысл его сообщения и его личностные особенности. Например, при формировании первого впечатления происходит достраивание образа воспринимаемого человека на основе имеющейся ограниченной информации, отсюда могут возникнуть искажения в представлениях о данном человеке.

И здесь проблемой могут стать различные эффекты, фильтры и социальные стереотипы восприятия (внешностные, национальные, профессиональные, религиозные) – когда происходит не «чистое» восприятие, а сквозь призму устойчивых образов и отношений. Только на основе правильного восприятия возможно взаимопонимание.

Социальная перцепция – это процесс восприятия, понимания и оценки людьми других людей, групп, общностей и социальных ситуаций. Восприятие зависит от самого объекта, прошлого опыта воспринимающего, его целей, намерений и значимости ситуации.

Выделяют следующие особенности восприятия:

• Воспринимаемый человек старается сформировать такое представление о себе, которое поможет осуществлению его целей.

• внимание воспринимающего сосредоточено в основном на смысловых интерпретациях и оценке воспринимаемого.

• слитность при восприятии познавательных процессов с эмоциональными компонентами и мотивационно-смысловой структурой деятельности.

Межличностное восприятие – это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Особенности его: пристрастность, слитность эмоциональной и когнитивной сторон, оценочная и ценностная окраска,

Воспринимается не только сам по себе человек, а в совокупности его межличностных отношений.

Люди почти всегда не просто наблюдают за другими, но и стараются понять причины их поведения, на основе чего делают выводы об их особенностях. В условиях дефицита информации человек приписывает наблюдаемому объекту его возможные свойства.

Каузальная атрибуция – это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Это также и область социальной психологии, занимающаяся изучением содержания, механизмов и эффектов межличностного восприятия.

Важным в их исследованиях является вопрос о роли установки в восприятии, о стереотипах, о процессах, влияющих на формирование представлений о человеке, на первое впечатление о нём, на интерпретацию его поведения и т. д.

Наши суждения и оценки зависят от того, как мы понимаем человека или сложившуюся ситуацию.

Люди приписывают причины того или иного поведения либо внутренним причинам (личностные качества и особенности), либо внешним (объективным обстоятельствам).

С каузальной атрибуцией связывают следующие особенности поведения:

• человек склонен по-разному объяснять свои и чужие поступки;

• возможна нелогичность и субъективность;

• неудачные результаты обычно приписываются внешним причинам и обстоятельствам, а удачные - внутренним (личностным).

Приписав другому человеку какие-то качества личности или причины поведения, сам наблюдатель будет относиться к нему исходя из них, приписанных им же, т. е., возможно, неадекватно.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.