Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука как социальная реальность (К. Кнорр-Цетина).






Объективизм означает, что мир состоит из фактов, описание которых и является целью науки. Т.е. смысл теорий – это описание окружающего мира. Изучение фактического - есть изучение истории или социальной действительности. Здесь игнорируется конструрующий характер, который в антиобъективизме исследуется детально. В объективизме мир фактов конструирует научное понимание мира – зеркальную картину реальности (мир фактов -> научная картина мира), в антиобъективизме научные концепции мира организуют мир таким, какой он есть (научная картина мира -> мир фактов).

Производство знания следует воспринимать как конструктивный, а не дескриптивный процесс. Конструктивность – отсутствие природы на площадке. Продукты науки, представляющие собой контекстуально-специфические конструкции, несущие на себе отпечаток ситуации их породившей. Т.е. процесс производства знания не равен продуктам, которые мы получаем. Следовательно, продукты знания должны рассматриваться в контексте процесса их производства как в высшей степени внутренне структурированные.

Более подробно это можно показать на следующем примере. Любые научные результаты – это результат процесса производства, который включает в себя решения и переговоры, т.е. отбор, который в свою очередь строится на другой селекции. Таким образом, получается, что научные продукты структурированы на многих уровнях селекции.

Конструктивистская программа изучения науки основывается на определенных посылках, в частности на подчеркивании искусственного (артефактического) характера реальности, с которой и в которой действует ученый, на фиксации того, что научное знание и процедуры его получения пронизаны практическими решениями, на идее о случайном и контекстуальном характере отбора, осуществляемого в ходе исследований, т.е. на социально-ситуативном характере деятельности ученых и соответственно ее результатов. Важнейшая посылка конструктивистской интерпретации науки – понимание научной реальности как артефакта, как конструкта, формирующегося в ходе исследовательской работы. Кнорр-Цетина отмечает, что " конструктивистская интерпретация противостоит концепции научного наблюдения как сугубо описательной процедуры, как отношения между результатами науки и внешней природы. В противоположность этому подходу конструктивистская интерпретация рассматривает продукты науки как результат процесса, рефлексивной фабрикации" ". Конструктивистский подход позволяет, по ее мнению, понять, " как объекты производятся в лаборатории" и как утверждения ученых получают статус " природных фактов".

Деятельность ученого трактуется здесь, с одной стороны, как " фабрикация вещей", а с другой – как " инструментальная фабрикация знания". Таким образом, природа науки оказывается инструментальной и в связи с артефактическим характером научной реальности, и в связи с инструментальной природой научных операций. Результаты научного труда, по мнению Кнорр-Цетины, не только создают базу для технологических и организационных решений, но и сами отягощены зависимостью от этих решений.

По ее мнению, лабораторная деятельность протекает как непрерывная борьба за порождение и принятие утверждений, которым приписывается значение признанных фактов, и вместе с тем как элиминация высказываний, как повышение общепризнанности утверждений, согласия между учеными относительно их статуса. В то же время элиминация и отбор, осуществляемые в непосредственных контактах между учеными и позволяющие трансформировать объективное, произвольное, умозрительное, вероятное, правдоподобное знание в знание объективное, достоверное, проверяемое, истинное, по словам Кнорр-Цетины, носят случайный, ситуативный характер и осуществляются во вполне конкретном контексте.

В этой концепции науки научное сообщество, существующее в рамках специальности, понимается как малая социальная группа, обладающая своими механизмами интеграции, неформальными и формальными лидерами, групповыми ценностями. Жизнь этой группы представляется бесконечным конструированием отношений, позволяющих полагать непознанный (" фактический") мир в качестве интенционального объекта. В результате объект познания становится функцией постоянно меняющейся научной практики, благодаря которой и формируется познанный наукой " артефактический" мир.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.