Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция научного символа в творчестве Ж. Бодрийяра.






С точки зрения Бодрийяра, современная культура - это культура знаков. Все, с чем мы сегодня сталкиваемся, так или иначе касается значений, многое связано со стремительным развитием средств массовой коммуникации и при этом влияет на нашу повседневную жизнь, на процессы урбанизации и на возросшую мобильность населения.

Важным в его творчестве является тезис об «исчезновении реальности», замене её системой «симулякров» (Ж. Бодрийяр). Под симулякром Бодрийяр понимает знак, который не имеет аналога в реальности; это как псевдовещь, замещающая «агонизирующую реальность» постреальностью посредством симуляции, выдающей отсутствие за присутствие, стирающей различия между реальным и изображаемым. Культура всегда создавала симулякры с помощью ритуала, мифа, религии, науки, искусства, но масштабы нынешней симуляции беспрецедентны в истории, поскольку система симулякров, или, как сейчас говорится, «виртуальный мир» возникает на постоянно развивающейся основе современных информационных технологий.

Бодрийяр приводит пример частой в наши дни профессиональной переподготовки и доказывает, что только отчасти она диктуетсяпрогрессом знаний; в ней явственно проступает и другой потребительский аспект: она удовлетворяет потребность быть «в курсе», чтобы достичь успеха в профессиональной деятельности, она подчиняется своеобразным велениям моды в области знаний. Как пишетБодрийяр, «ценности науки, техники, квалификации и компетенцииотступают перед переподготовкой, то есть перед давлением мобильности, статуса и профиля карьеры».

Бодрийяр также был критиком официальной идеологии, академической науки, которая под видом абсолютных истин насаждала правила сохранения института «надутых мандаринов», и жалел о распаде культурных норм - так теперь стало называться то, что ранее в революционной фазе расценивалось как чисто буржуазное явление.

Самое существенное в бодрийяровской трактовке знака раскрывается в ходе анализа им тех образов действительности, которые создают средства массовой информации (радио, телевидение, реклама и т. п.).Вернее, не образов, ибо понятие «образ действительности» еще содержит идею о том, что массмедиа пытаются представить действительность в ее сущности, в ее «истинности». Но они, по Бодрийяру, дают не «образ» действительности, а ее «знак», нагруженный совсемдругими коннотациями, не выражаемыми понятиями «смысла», «истины» и т. д. Также преподносится не наука, а знак науки. Тут можно добавить про образ науки в СМИ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.