Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рыночная власть фирмы и показатели ее оценки






Фирмы-производители поставляют на рынок товаров и услуг различные блага для удовлетворения потребностей общественных масс. Соответственно они осуществляют свою деятельность под воздействием величины и структуры потребительского спроса и других элементов рыночного механизма. В то же время товаропроизводители, устанавливая цены на свою продукцию, а также, проводя широкие рекламные компании, оказывают давление на потребителя. Степень воздействия непосредственно зависит от доли рынка и власти фирмы. Таким образом, рыночная власть фирмы — это ее возможность распространять контроль и деятельность на механизм рынка и его процессы (формирование спроса и предложения, уровень цен и пр.) и, как следствие, на конкурентов. Рыночная власть определяет масштабы деятельности фирмы: насколько свободно она может распоряжаться на рынке и какими рамками ограничено ее существования. Когда этот показатель слишком высок, получается, что доли конкурентов в общей сумме значительно ниже. Следовательно, большая часть потребителей находится во власти такой фирмы. Столь крайняя форма зачастую принимает вид монополизма. Только фирма-монополист способна жестко регулировать процесс ценообразования и объема выпуска продукции, а также вести собственную торговую политику, даже если она идет в ущерб другим организациям и самим потребителям

Все показатели рыночного влияния в зависимости от направления их расчета делят на прямые и косвенные. Прямые показатели дают возможность определить долю фирмы на рынке, уровень ее рыночной власти, процесс принятия решений и, конечно, тип конкуренции. Иными словами, здесь определяется характер конкуренции сколько фирм занимают 48 лидирующее положение на рынке, каковы степень их развития и круг потребителей их продукции. Косвенные показатели дают полную картину рынка, систематизируют все показатели рыночной ситуации в их совокупности. Для анализа и оценки организационного влияния на рыночную систему и всех ее субъектов необходимо ознакомиться с формулами, которые позволяют дать количественную характеристику власти фирмы. Как известно, самые высокие цены на рынке те, которые устанавливает монополия. Фирма-монополист обладает уникальными ресурсами и может производить ни с чем не сравнимый продукт, который крайне необходим всему обществу, но не может быть приобретен где-нибудь еще. Но монополия ставит целью максимизацию всей массы прибыли, а не только ее величины на единицу продукции. Следует заметить также, что монопольная власть определяется обратной зависимостью от эластичности потребительского спроса и его чувствительности к динамике рыночных цен. Поскольку эластичность спроса показывает его чувствительность к стоимости благ, то, чем выше данный показатель, тем ниже оказываются возможности влияния фирмы на рынке, так как тогда она не может необоснованно поднимать цены и злоупотреблять своими правами

Индекс Лернера (IL) может быть рассчитан посредством вычитания предельных издержек из величины монопольной цены при пересчете на уровень неконкурентных цен: IL = [P (m) — MC] / P (m), где P (m) — цена монопольного рынка; MC — издержки на дополнительно произведенную единицу продукцию

При этом 0 < IL < 1. Если данный показатель по своему значению ближе к 0, это свидетельствует о преобладании на рынке совершенной конкуренции, которая наиболее приемлема для успешного развития рыночной экономики. Чем ближе данная величина к единице, тем больше вероятность того, что на рынке появилась фирма, желающая диктовать свои условия, — монополист. Олигополия характеризуется индексом Лернера около 0.6 — 0.8, поскольку есть не что иное, как про-49 межуточное состояние между монополизмом и совершенной конкуренцией. Зачастую коэффициент Лернера оказывается тяжело подсчитать из-за предельных издержек, поэтому в этом случае гораздо удобнее использовать величину средних издержек как затрат на единицу продукции. В этом случае: IL = (P — АС) / P. Индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH) — еще один показатель степени концентрации рынка. Он может быть рассчитан как сумма долей каждой фирмы в отдельности, которые ведут свою производственную и сбытовую деятельность на данном рынке: IHH =? (qi)2, где qi — продукт, произведенный одной из фирм

IHH характеризуется неравенством: 0, 01 < IHH < 1. Соответственно чем меньше его значение, тем сильнее конкуренция и слабее рыночная власть

Таким образом, благодаря данным показателям государство может контролировать процесс функционирования фирм и, как следствие, бороться с монополиями.

34. Сильный бренд как проявление рыночной власти фирмы.

Проблема рыночной власти фирмы широко обсуждается научной общественностью. Многие авторы отмечают наличие такой власти у фирм, но чаще всего обсуждаются последствия ее проявления, предпринимаются попытки оценить степень рыночной власти той или иной фирмы. Между тем, не все фирмы обладают подобной властью. Возникает справедливый вопрос, что именно заставляет покупателей мириться постоянно с покупкой продукции значительно выше издержек, что является причиной появления рыночной власти у фирмы? И, наконец, что позволяет фирме в долгосрочном периоде воспроизводить и наращивать свою рыночную власть? Все ли фирмы обладают рыночной властью? Совершенно очевидно, что не каждая компания может себе позволить в долгосрочном периоде продавать продукцию значительно выше издержек. Один случай широко известен. Монополия всегда обладает такой властью на отраслевом рынке. Чаще всего, в этом случае речь ведется о монопольной власти фирмы.

Чтобы установить, почему отдельные компании могут располагать рыночной властью, необходимо обратиться к природе фирмы. В традиционном восприятии фирма, прежде всего, обособленный агент рынка, который обладает производственной и финансовой свободами, зарегистрированный, как юридическое лицо, имеющее банковский счет и прочие атрибуты регистрации.

При реализации соответствующей стратегии, активная фирма пытается свое влияние распространять за пределами своих границ. Это выражается в том, что активная фирма, в силу обладания возможностью влиять на структуру рынка, поведение на нем других участников, в соответствии с реализуемой ею стратегией, небезуспешно предпринимает попытки выведения внутрифирменного механизма распределения ресурсов за свои границы. Иными словами, активная фирма пытается корректировать механизм отраслевого рынка или проявлять собственную рыночную власть.

Итак, рыночной властью могут обладать не все, а только активные фирмы, способные корректировать механизм рынка, имеющие, как правили, значительную долю на отраслевом рынке, способные устанавливать цены выше уровня предельных издержек, и рынок оценивает активы у которых, выше восстановительной их стоимости. Наличие рыночной власти можно рассматривать как конкурентное преимущество активной фирмы по отношению к другим субъектам рынка. Это означает, что природа рыночной власти фирмы состоит в способности компании корректировать рыночный механизм перераспределения ресурсов.

Одним из первых зафиксировал проявление рыночной власти фирмы, точнее - монопольной власти, был Джо Бэйн. Он обратил внимание на то обстоятельство, что компании, обладающие монопольной властью, получают в долгосрочном периоде устойчиво прибыль выше, чем конкуренты. Таким образом одной из форм проявления рыночной власти фирмы является фиксация получения избыточной прибыли. В литературе этот показатель известен как коэффициент Бэйна, Этот показатель фиксирует получаемую экономическую прибыль на доллар используемого инвестиционного капитала. Выглядит коэффициент Бэйна, на первый взгляд, достаточно просто:

Данный показатель построен на общеизвестном положении о том, что в условиях совершенной конкуренции на товарном рынке норма экономической прибыли не должна разительно различна для разных компаний. Но если дополнительная доходность инвестиций не уравнивается в долгосроч­ном периоде, то, значит, предполагается наличие у данной фирмы определенной рыночной власти.

Сильный бренд предполагает, во-первых, значительную известность среди покупателей отраслевого рынка, которые лояльны к нему, т.е. его позиционируют как лидера среди остальных товарных знаков. Во-вторых, фирма должна постоянно заботиться о его имидже, сохраняя или усиливая лояльность покупателей, или что одно и тоже, поддерживая и воспроизводя свой бренд – капитал. Но успешное использование бренда как нематериального актива (толи в виде получаемого роялти, т.е. нелинейное вертикальное ограничение, толи как результат реализации товаров по повышенным ценам как бренд - лидер отраслевого рынка) свидетельствует о том, что здесь, на данном отраслевом рынке, имеет место отрыв цены от предельных затрат.

История развития и содержание мировой антимонопольной политики

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, так как существование монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Одним из негативных факторов является монопольная цена. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка.

Антимонопольное регулирование (AMP) в конце XIX в. пришло на смену спорадическому антимонопольному движению, как " одна из специфических форм государственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры рынка, уровня и масштабов конкуренции с целью повышения эффективности экономики"

AMP корректнее определять как реализацию государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов.

Регулярной функцией государства AMP стало с конца XIX в. При этом следует подчеркнуть, что в развитых индустриальных странах оно с самого начала базировалось на сложившейся системе рыночных отношений. Монополии в рыночной экономике в своем подавляющем большинстве были и остаются продуктом развития товарного производства и конкуренции.

Антимонопольное регулирование осуществляется практически во всех странах, базируясь либо на антитрестовском законодательстве (в США, Канаде, Японии), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на соответствующих нормах, закрепленных крупными международными интеграционными соглашениями (ст.85, 86 Римского договора об учреждении ЕЭС - ныне ЕС; ст. VI ГАТТ - ныне ВТО).

Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. Оно выступает одной из форм непосредственного вмешательства государства в рыночные отношения. Впервые принятое в конце прошлого века в Канаде и США это законодательство установило ряд правил, относящихся как к организации капитала, так и к содержанию заключаемых договоров.

Большинство европейских государств до второй мировой войны вообще не имело антимонопольных законов, что объяснялось более низким уровнем концентрации производства в них, чем в США. В 80-е гг. аналогичные законы были приняты также в ряде стран Африки (например, в Кении и Танзании). Они не препятствуют созданию крупных монополий, в том числе и транснациональных корпораций, однако эффективно способствуют развитию конкуренции, особенно среди мелких и средних фирм.

Причинами принятия законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и способствующих развитию конкуренции, явились:

а) необходимость защиты фирм от незаконных действий друг друга (например, от недобросовестной конкуренции) и предотвращен я их проявлений. (В мировой практике не существует однозначного определения недобросовестной конкуренции, поскольку приемы конкурентной борьбы постоянно меняются. Так, Федеральная Комиссия США выделяет свыше 400 способов недобросовестной конкуренции в сфере торговли и маркетинга);

б) потребность в защите потребителей от недобросовестной деловой практики;

в) необходимость зашиты интересов общества от некоторых предпринимателей.

Целесообразность и разумность являются принципами современной антимонопольной политики, а дуализм, психологизм, непоследовательность, противоречивость - особенностями ее реализации. При этом антимонопольные органы в развитых странах руководствуются принципом, которым часто руководствовался Л. Эрхард: " Конкуренция везде, где возможно, регулирование - там, где необходимо". Следует отметить, что в США антимонопольная политика выступает в качестве разновидности промышленной. Последняя означает " совокупность методов государственного воздействия на промышленность".

 

Содержание и особенности Закона Шермана в антимонопольной политике США

В основе антимонопольного законодательства США лежит Закон Шермана 1890 г., Закон Клейтона 1914 г. и Закон о Федеральной комиссии по торговле 1914 г.

Закон Шермана 1890 г., первый по времени принятия антитрестовский закон, запрещает «неразумные ограничения в торговле», попытки установить монополию на рынке, а также злоупотребление монопольной властью.

Первый антитрестовский закон в США, закон Шермана, был принят в 1890 году не потому, что экономистам удалось доказать Конгрессу, что монополии вызывают издержки для общества в целом, а в качестве ответной меры на изменения, которые произошли в экономике США. После гражданской войны 1861-1865 г. железные дороги связали между собой все районы страны, способствуя созданию национальных рынков.

В ответ на такое расширение рынков и в целях ограничения выпуска создавались корпорации, по размерам превосходившие существовавшие, причем многие из них образовывались путем слияния конкурирующих фирм. Фермеры и мелкие бизнесмены чувствовали угрозу, исходящую от этих новых гигантов.

Например, «Стэндард ойл траст» контролировал около 90% нефтеперерабатывающих мощностей страны. И закон Шермана был принят под влиянием этих антимонопольных настроений.

1-й раздел закона Шермана объявляет незаконным всякий контракт, объединение или тайный сговор, направленный на ограничение торговли или коммерции.

Раздел 2-й относит к незаконным действиям монополизацию или попытку монополизации, а также объединение и тайный сговор с целью монополизации.

 

Содержание и особенности Закона Клейтона в антимонопольной политике США

В основе антимонопольного законодательства США лежит Закон Шермана 1890 г., Закон Клейтона 1914 г. и Закон о Федеральной комиссии по торговле 1914 г.

Закон Клейтона 1914 г. касается сделок, совершаемых на рынке ценных бумаг в связи со слиянием и приобретением компаний, запрещает слияние и приобретение предприятий (акций корпораций) на рынке, если в результате этого произойдет ослабление конкуренции и проявится тенденция установлению монополии на рынке.

Закон Клейтона содержал три основных раздела. Один из разделов определяет ценовую дискриминацию следующим образом: «… будет считаться незаконной … дискриминация различных категорий покупателей путем продаж по разной цене аналогичных по сорту и качеству товаров … в тех случаях …когда это может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции, или создание монополии в любой области торговли».*

Другой раздел объявляет противозаконными акты продажи (или сдачу в аренду), обусловленные запретом обращаться к услугам конкурента данного продавца в тех случаях, когда это может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для возникновения монополии.

Следующий раздел закона Клейтона запрещает слияние или покупку фирм в любой области коммерции в тех случаях, когда это может повлечь существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для возникновения монополий. Как и в случае с законом Шермана, нормы оценки противозаконности поведения на основе закона Клейтона изменялись с течением времени.

Закон Клейтона ограничивает любые действия, нацеленные на осуществление ценовой дискриминации, комплексных контрактов и эксклюзивных контрактов, а также слияний и поглощений, ведущих за собой значительное уменьшение конкуренции. Наконец, постановления Федеральной комиссии по торговле в основном направлены на защиту интересов потребителя, запрещение рекламы, вводящей в заблуждение, а также против нечестных методов конкуренции. Кроме того, именно этой комиссией проводились важнейшие исследования рыночной структуры промышленности США.

 

История развития и содержание антимонопольного законодательства в Республике Казахстан

Антимонопольное законодательство в Республике Казахстан имеет недолгую историю и находится на пути становления. Практически во всех сферах экономики оно требует доработанности. В настоящее время правовую основу антимонопольного законодательства составляют: Конституция Республики Казахстан; Закон Казахской ССР «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 11 июня 1991г.; Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» от 9 июля 1998г.; Закон Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции» от 9 июля 1998г.; Закон Казахской ССР «О защите прав потребителей» от 5 июня 1991г.; Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»; Указы Президента Республики Казахстан; Постановления Правительства Республики Казахстан, нормативные документы межведомственного характера.

Указанные нормативно-правовые акты обеспечивают антимонопольное регулирование, формами которого является нормативное и правовое воздействие. Нормативное регулирование - это правовой режим поведения хозяйствующих субъектов на рынке и государственный контроль за ним. Правовое воздействие состоит в воздействии на правоотношения между субъектами предпринимательской деятельности с помощью правовых норм.

Так, ст.26 Конституции РК утверждает правовые основы, регулирующие развитие конкуренции, определяет, что «каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается».

11 июня 1991г. в Казахстане принят Закон «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности». Данный закон принят в целях поддержания и развития конкуренции, защиты интересов потребителей.

Антимонопольное законодательство действует на всей территории Республики Казахстан. Он регулирует отношения, в которых участвуют органы государственной власти и управления, организационно-управленческие образования, хозяйствующие субъекты, независимо от форм их собственности и подчиненности. Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав: изобретениями, промышленными образцами, товарными знаками, авторскими правами, за исключением случаев, когда эти права используются в целях ограничения конкуренции.

Антимонопольное законодательство включает в себя нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по содержанию отношения, с использованием норм материального и процессуального права. Нормы материального права устанавливают права и обязанности участников правоотношений, определяя их содержательную сторону. Нормы же процессуального права устанавливают права и обязанности уполномоченных органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов по реализации норм материального права, в частности вынесения и исполнения предписаний, решений антимонопольного органа. Предписания и решения выносятся антимонопольным органом с целью ограничения, пресечения и предупреждения противоправных действий субъектов правоотношений.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство Республики Казахстан несет в себе ограничительную, предупредительную и пресекательную функции. Вместе с тем, закон предусматривает и созидательные меры: нормы, предусматривающие формы и порядок разукрупнения монополистических структур и организационно-управленческих образований.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.