Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Происхождение монофелитской ереси.






Сподвижником императора Ираклия был константинопольский патриарх Сергий. После разгрома персов вновь обострилась проблема взаимоотношений с «монофизитами, населявшими возвращенные восточные провинции, и деятельно сочувствовавшими персидскому завоеванию»[175].

Патриарх Сергий с целью присоединить монофизитов к Православию предложил богословский компромисс между православием и монофизитством – учение о единой энергии во Христе, которое прямо не отвергает определений Вселенских соборов, а некоторым образом смягчает их в угодную для монофизитов сторону. Об этом известно, в частности, от преподобного Максима Исповедника[176].

Естественно, что для проведения в жизнь мыслей патриарха Сергия необходима была поддержка Запада, а именно – Римской церкви. И папа Гонорий поддержал своего собрата, но предложил заострить внимание на разговоре о единой (Богочеловеческой) воле во Христе. Монофелитство говорит о том, что во Христе – две природы, Божественная и человеческая, но одна воля – Богочеловеческая. То есть, отрицая наличие во Христе человеческой воли, монофелиты отрицают, полноту человечества во Христе и, следовательно, ставят под угрозу полное исцеление человеческой природы.

Таким образом, именно папа Гонорий «оказался формальным и фактическим провозгласителем новой ереси, которая известна под названием монофелитства («монос», греч. — один, «фелима», греч. — воля)»[177].

На защиту Православия выступил святитель Софроний, в конце своей жизни ставший патриархом Иерусалимским.

Император Ираклий в 638 году под давлением патриарха Сергий подписал «Экфесис» (греч. – изложение), утверждавший новое учение о единой воле во Христе.

Это тот самый год, когда многие восточные территории империи и Иерусалим в их числе были завоеваны арабами-мусульманами. Большинство областей, где было распространено монофизитство, оказались потерянными, что сделало неактуальными цели, которые преследовались изданием «Экфесиса». Патриарх Сергий, а затем и император Ираклий скоро умерли.

Новый император Констант II придерживался монофелитства. В 648 году он издал вероисповедный указ - «Типос» (греч. – образец). В этом документе запрещаются всякие споры о вере, что, по сути, было неприметной поддержкой монофелитства, завоевавшего к тому времени определенные позиции в империи. Поэтому этот документ был отрицательно встречен православными.

В это время одним из главных апологетов православия является преподобный Максим Исповедник. Он родился около 580 года, в Константинополе, был образованным юристом и состоял на службе при императоре Ираклии[178]. Оставив государственную службу, он стал монахом и много путешествовал. До наших дней сохранился его «Диспут с Пирром». Пирр был в свое время Константинопольским патриархом и был сослан по политическим причинам. Он увлекся монофелитством, однако был убежден Максимом Исповедников в своей неправоте. Впрочем, позже он снова вернулся к ереси[179].

Находясь в латинской Африке, преподобный Максим организовал ряд соборов в защиту Православия, а позже, будучи в Риме, он принял деятельное участие в Латеранском соборе 649 года, который также осудил монофелитство.

Власти стремились найти компромисс с преподобным Максимом, так как понимали, что именно он является главой православных сил, но преподобный был непреклонен[180]. На все уговоры он отвечал: «Даже если вся вселенная причастится с патриархом-еретиком, я этого не сделаю»[181]. Преподобный был предан мучениям, после чего сослан на Кавказ, где и преставился ко Господу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.