Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика изучения устных и письменных приемов сложения и вычитания. Методика изучения письменных приемов деления.




Обуч сложен и вычит в пределах 10. С арифметическими действиями учащиеся знакомятся сразу же после изучения числа 2. Изуч кажд из чис перв дес (кроме 1) заверш изуч действ (+) и (-) в пределах этого чис. Действ (+) и (-) изуч параллельно. Учащ знаком со знак плюсом (+)минусом (—) и знаком равно (=). В основе (+) и (-) в пределах 10 лежат операции с предмет совокупн и некот вычислит приемы. Обуч учащ арифм действ (+) и (-) необх начать с этапа овлад всеми учащ операц над предметн совокупн. Предметно-практич д-ть дет сопровожд счетом: «К 1 лампочке прибав еще 1 ламп. С-ко получ ламп?» Это запис так: 1 + 1=2. Учащ на партах прибавл к 1 предм еще 1 предм и пересчит рез-тат. Запись примеров идет на доске и в тет. Учащ уч-ся чит пр-р: «К 1 приб 1, получ 2». На эт же ур учащ знак с реш и зап пр-ров на (-). Учащ наблюд переместительное св-во (+). Далее учащ знак с приемом (+) и (-), опирающ на св-во натур ряда чисел. Они учатся этим приемом прибав и вычит 1 из числ, т.е. присчит и отсчит по 1, далее по 2. Очень важно отметить, что складыв м/ любые числ, а вычит – т-ко из большего числа меньшее. Если не обрат вним на это, то будут ошибки и при реш и при составл примеров на вычит: вычит из меньш числ больш, составл пр-ры вида 5-7=2. Сложение и вычитание в пределах 20. Действ + и (-) целесообраз изуч параллельно - после знак-ва с опред случ + изучать соответ случ (-) в сопоставл со +. I. Приемы + и (-), основан на знаниях десятич состава числа (10+3, 13-3, 13-10) и нумерации чис в предел 20 (16+1, 17-1). II. + и (-) без перехода через десяток. а) к двузнач чис прибавл однознач. Из двузн чис вычит однозн. Сначала нужно рассм случ, когда кол-во ед в двузнач чис больше, чем во 2-ом слагаем (13+2, 14+3) и т-ко потом включ случ вида 11+6, 13+5, хотя приемы их реш одинак. б) получ суммы 20 и вычит однознач чис из 20: 15+5, 17+3, 20-5, 20-3. в) вычит из двузнач чис двузнач: 15-12; 20-15. Реш: 1) разлож уменьш и вычит на десятки и ед и вычит десят из десят, ед из ед; 2) разлож вычитаемое на десят и ед. Вычит из уменьшаем десятки, а из получ чис - ед. III. + и (-)с перех ч-з разряд представл наибольшие трудн. 5+9= 5+(5+4)= 10+4=14 12-5= 12-(2+3)= 10-3=7. Составл табл сложения и вычитания, кот заучив наизусть. СЛОЖ И ВЫЧИТ В ПРЕД 100. Соблюд все требов, кот предъявл к обуч выполнению действий в пределах 20. Послед-ть изуч дейст + и (-) обусловлена нарастанием степени труд-ти при рассмотр-ии различ случаев. 1. + и (-) кругл десят. 2. + и (-) без перех ч-з разр. 3. + двузно чис с однозн, когда в сумме получ круг десят. (-) из кругл дес однознач и двузнач чис. 4. + и (-) с перех ч-з разр. Все действ с пример 1, 2 и 3-й гр вып приемами устн вычисл. Запись примеров производится в строчку. + и (-)е с перех ч-з разряд (2-я гр пр) вып приемами письм вычислений, запись дается в столбик. Знакомятся с записью и алгоритмами письменного сложения и вычитания и учатся комментировать свою деятельность необходимо сопоставлять различные случаи сначала сложения, задач вычитания, устанавливать черты сходства и различия, включают учащихся в процесс составления аналогичных примеров, учиться рассуждать. Только подобные приемы могут дать коррекционный эффект.

делять вопрос задачи и подчеркивать, что решить задачу - это значит выбрать нужное действие, вы­полнить его, т. е. ответить на вопрос задачи.

Методика решения составных арифметических задач. Составной или сложной арифметической зада­чей называется задача, которая решается двумя и большим числом арифметических действий. Ре­шение составной задачи по сравнению с простой более затрудни­тельно для школьников с нарушением интеллекта. Подготовительная работа к решению составных задач должна представлять собой систему упражнений, приемов, целенаправлен­но ведущих учащихся к овладению решением составных задач. К решению составных задач учитель может переходить тогда, когда убедится, что учащиеся овладели приемами решения про­стых задач, которые войдут в составную задачу, сами могут соста­вить простую задачу определенного вида. Так же следует предлагать учащимся задания: 1) к готовому условию подобрать вопрос; 2) по вопросу составить задачу, подобрав недостающие числовые данные. Эти умения пригодятся учащимся при решении составных задач. Полезны решения таких пар задач, в которых вторая задача яв­ляется продолжением первой, т.е. ответ первой простой задачи яв­ляется данным второй простой задачи. Например: «В вазе лежало 5 красных и 7 желтых яблок. Сколько всего яблок в вазе?»; «В вазе лежало 12 яблок, 8 яблок съели. Сколько яблок осталось в вазе?» Учащиеся решают каждую задачу отдельно. Решение задач сопоставляется. Учитель просит объяснить, почему первая задача решается сложением, а вторая - вычитанием. Обращается вни­мание учащихся на первое числовое данное второй задачи. Эта подготовит раб необх для того, чтобы сами учащ впоследствии науч составл такие пары задач. Полезным приемом явл составл условия задачи на основе наблюд операций над предмет совокупностями и подбор к этому условию? а. Напр, уч-ль просит учащ внимат-но посмотр, что он делает, и рассказ. Уч-ки рассказ: «В корзину вы положили сначала 5 больших орехов, а потом 3 маленьких ореха». (Числовые данные можно записать на доске.) «Какой? м/ пост к условию задачи? (Сколько всего орехов полож в корзину?) Повторите задачу». Необходимо сопоставить решение простой и составной задач. Причем составная задача должна отличаться от простой, только дополнительным числовым данным и вопросом. Например: «У мальчика было в альбоме 8 марок. Он положил туда еще 6 марок. Сколько всего марок стало в альбоме?»; «У мальчика в альбоме было 8 марок. Он положил туда еще 6 марок. 9 марок он подарил товарищу. Сколько марок осталось в альбоме?» Разбираются и решаются обе задачи. Решение задач с вопросами и ответами записывается. Далее необходимо сопоставить решение и содержание простой и составной задач. Во сколько действий решена первая задача? Во сколько действий решена вторая задача? С-ко действий сделал уч-к в первой задаче? С-ко - во 2рой? Чем еще отлич-ся условие первой задачи от условия 2рой? Какой? с первой задачи? Какой? с 2рой задачи? Почему нельзя было сразу отв на вопрос второй задачи? Чего мы не знали? Сопоставляя прост и сост задачи, учащя постепен научатся узнав в состав задаче прост, уже бывшие в опыте их реш. Тщат-му анализу условия задачи способст-т требов-е подчеркнуть разным цветом 2 прост задачи в состав. После реш сост задач (с 3мя числ) с разнородн действ на нахожд суммы и остатка предъявл составн задачи, составленные из различ-х, ранее решавшихся видов прост задач: задачи на увелич числа на нес-ко ед и нахожд суммы и др. Напр: «Реб посадили в 1 ряду 8 елочек, а во 2 на 4 больше. С-ко всего елочек посадили реб?» Нередко эту задачу учащ реш 1 действ. Поэт важно выясн, почему эту задачу нельзя реш 1 действ. Надо тщат-но разобрать услов зад, сдел рис или кр.зап услов, кот бы показ, что числ елочек во 2 ряду неизв, а поэт сразу нельзя узн, с-ко всего елочек посад реб. Этапы реш зад: 1. Ознак с содерж зад. 2. Поиск реш. Это разбор зад (от? к данным, от числ дан к?), кр.зап (опор слова, табл, чертёж). 3. Реш зад. 4. Проверка (прикидка; составл и разбор обрат зад; установл соответствия м-ду числ, полученными в рез-тате реш зад, и данными числ; реш задачи др способом).


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.