Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 4.






Приведите по 5 слов, в которых звуки [а], [о], [э] находятся в следующих позициях:

1) в первом предударном слоге после твёрдого согласного;

2) в первом предударном слоге после мягкого согласного (сделайте исключение для звука [о]);

3) во втором предударном слоге после твёрдого согласного;

4) во втором предударном слоге после мягкого согласного;

5) в остальных безударных слогах после твёрдого согласного;

6) в остальных безударных слогах после мягкого согласного.

Задание 5. В первых четырёх строках приведённого выше текста определите степень качественной редукции гласных [а], [о], [э].

Образец:

1 степень после тв. Под ударением 2 степень после тв. 1 степень после тв. Под ударением 2 степень после тв. 1 степень после тв. Под ударением Колич. ред.
По шпá лам же лé зной до рó ги
пÙ È шпá лъм жыЭ л’˙ э́ знъј дÙ рó ˙ г’˙ ǔ

Задание 6. Затранскрибируйте приведённый выше текст.

Задание 7. Дайте транскрипцию следующих текстов (задание выполняется на практическом занятии)

Читая стихи

Любопытно, забавно и тонко:

Стих, почти не похожий на стих.

Бормотанье сверчка и ребёнка

В совершенстве писатель постиг.

И в бессмыслице скомканной речи

Изощрённость известная есть.

Но возможно ль мечты человечьи

В жертву этим забавам принесть?

И возможно ли русское слово

Превратить в щебетанье щегла,

Чтобы смысла живая основа

Сквозь него прозвучать не могла?

Нет! Поэзия ставит преграды

Нашим выдумкам, ибо она

Не для тех, кто, играя в шарады,

Надевает колпак колдуна.

Тот, кто жизнью живёт настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

(Н. Заболоцкий, 1948)

٭ ٭ ٭

Когда вдали угаснет свет дневной

Когда вдали угаснет свет дневной

И в чёрной мгле, склоняющейся к хатам,

Всё небо заиграет надо мной,

Как колоссальный движущийся атом, -

В который раз томит меня мечта,

Что где-то там, в другом углу вселенной,

Такой же сад, и та же темнота,

И те же звёзды в красоте нетленной.

И может быть, какой-нибудь поэт

Стоит в саду и думает с тоскою,

Зачем его я на исходе лет

Своей мечтой туманной беспокою.

(Н. Заболоцкий, 1948)

٭ ٭ ٭

Человеческая комедия

Мама, сказка, каша, кошка,

книжка, яркая обложка,

Буратино, Карабас,

ранец, школа, первый класс,

грязь в тетради, тройка, двойка,

папа, крик, головомойка,

лето, труд, река, солома,

осень, сбор металлолома,

Пушкин, Дарвин, Кромвель, Ом,

Менделеев, Герострат,

бал прощальный, аттестат,

институт, экзамен, нервы,

конкурс, лекция, курс первый,

тренировки, семинары,

песни, танцы, тары-бары,

прочность знаний, чет-нечёт,

радость. сессия, зачёт,

стройотряд, жара, работа,

культпоход, газета, фото,

общежитье, взятка-мизер,

кинотеатр, телевизор,

карандаш, лопата, лом,

пятый курс, проект, диплом,

отпуск, море, пароход,

по Кавказу турпоход,

кульман, шеф, конец квартала,

цех, участок, план по валу,

ЖСК, гараж, квартира,

тёща, юмор и сатира,

детский сад, велосипед,

карты, шахматы, сосед,

сердце, печень, лишний вес,

возраст, пенсия, собес,

юбилей, часы — награда,

речи, памятник, ограда.

(О. Молотков)

Задание 8. Назовите слова, в которых встречаются данные звуки:

Э], [Ù ], [Ъ], [Ь], [˙ Э́ ˙ ], [Ы́ ], [Ы], [Ы˙ ], [Ы˙ ], [ў], [ý ], [˙ ý ],

[ý ˙ ], [˙ ý ˙ ], [˙ ў ] [ў˙ ], [ ˙ ў˙ ], [˙ á ], [á ˙ ], [˙ á ˙ ], [˙ ó ], [ó ˙ ], [˙ ó ˙ ].

Литература

1. Русский язык. В 2 ч. / Л.Л. Касаткин, Л.П. Крысин,
М.Р. Львов, Т.Г. Терехова; Под ред. Л.Ю. Максимова. – Ч.1. – М., 1989.

2. Современный русский язык. В 3-х ч. / Шанский Н.М., Иванов В.В. – Ч. 1. – М., 1981.

3. Фролова И.А. Практический курс русской фонетики и интонации. – М.: НПО «ИнформТЭИ», 1991. – 256 с.

4. Зайнетдинов А.Ш., Фатыхова А.Л. Фонетика. Лексикология. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «050708 – Педагогика и методика начального образования». – Уфа: РИО БашГУ, 2005. – 248 с.

ПЛАН

практического занятия №3 по курсу «Фонетика»

Тема. Фонетические процессы в области
сочетаний гласных с согласными. Аккомодация.

Время – 4 часа.

Вопросы:

1. Понятие о сингармонизме. Характер сингармонизма в русском языке.

2. Аккомодация как комбинаторный фонетический процесс, восстанавливающий сингармонизм в области сочетаний согласных с гласными.

3. Виды аккомодации. Способы отражения аккомодации в транскрипции.

Задание 1. Изучите приведённый ниже материал.

В фонетической системе любого языка существует определённая закономерность в сочетании гласных и согласных звуков. В русском языке эта закономерность проявляется в том, что гласные непереднего ряда не могут сочетаться с мягкими согласными, гласные переднего ряда — с твёрдыми. В этом и состоит суть сингармонизма гласных и согласных в русском языке. Но в потоке речи эта закономерность часто нарушается, рядом друг с другом оказываются согласные и гласные, которые не могут сочетаться вместе. Для восстановления сингармонизма необходимо, чтобы один звук артикуляционно приспособился к другому. Но какой звук должен это сделать — гласный или согласный? В древнерусском языке на " уступки" шел согласный. Например, заднеязычные согласные [г], [к], [х] не имели мягких пар и поэтому не могли сочетаться с гласными переднего ряда и [ j ]. При сочетании с данными звуками заднеязычные подвергались палатализации:

к —— ч —— ц: лик — личный — лицо;

г —— з —— ж: друг — друзья — дружеский;

х —— ш: мох — мшистый;

х —— с: тряхнуть — потрясать.

На качество гласного наибольшее влияние оказывают мягкие согласные, особенно предыдущий. Покажем это на примере [á ].

[á ] — гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный. После твердого согласного или паузы [а] чувствует себя как рыба в воде При сочетании с мягким согласным артикуляция [á ] неизменно устремляется вперед и вверх, поскольку при артикуляции мягкого согласного средняя часть спинки языка приподнимается к среднему небу, к так называемому полюсу мягкости. Таким образом, артикуляция мягкого согласного «тянет за собой» артикуляцию [á ].

Звуковые процессы в области сочетаний гласных с согласными — это комбинаторные процессы, называемые термином " аккомодация". Аккомодация — это приспособление качества гласного к качеству согласного или качества согласного к качеству гласного. По направлению аккомодация бывает прогрессивная (начало артикуляции последующего звука приспосабливается к концу артикуляции предыдущего), регрессивная (конец артикуляции предыдущего звука приспосабливается к началу артикуляции последующего) и двусторонняя (артикуляция звука приспосабливается одновременно к артикуляции как предыдущего, так и последующего звуков). Рассмотрим случаи аккомодации:

1. Переход [и́ ] в [ы́ ], [ǔ ] в [ы] который наблюдается: а) после твердых согласных, не имеющих пару по мягкости, [ж], [ш], [ц] (жить, шить, цирк — [жы́ ˙ т’], [шы́ ˙ т'], [цы́ рк]; б) на стыке приставки на согласный и корня на И. Этот переход за некоторыми исключениями закреплен орфографически: игра — сыграть, но: издательский — межиздательский; в) на стыке предлога и знаменательного слова на И: пошел к Ивану — пошел È ывá нў]; г) иногда на стыке знаменательных слов при отсутствии между ними паузы и если предыдущее слово оканчивается на твердый согласный: волк и ягненок —[вó лкÈ ы jиЭгн’ó нък].

2. Смягчение твердых согласных, имеющих пару по мягкости, перед гласными переднего ряда [и́ ], [ǔ ], [э́ ], [иЭ], [ь] в результате регрессивной аккомодации: [вÙ дá ] — [вÙ д'э́ ]. О таком смягчении можно говорить только в том случае, если согласный, подвергнувшийся воздействию гласных переднего ряда, может занимать позицию перед гласными непереднего ряда.

3. Переход [’а] ([а] после мягкого) в 1-й предударной позиции в Э] в результате прогрессивной аккомодации: час — [ч’˙ á с], часы — [ч’ иЭ сы].

4. Переход [э] в 1-м предударном слоге после твердого согласного в Э] в результате прогрессивной аккомодации: шептать — [шиЭпт á ˙ т’ ] — [шыЭпт á ˙ т’ ].

5. Изменения в артикуляции гласных звуков в окружении мягких согласных в результате аккомодации:

а) гласные переднего ряда [э́ ] под ударением и [и] под ударением и в безударном положении в абсолютном начале слова перед мягким согласным и между мягкими согласными продвигаются вверх, т.е. становятся напряженными и закрытыми, в транскрипции это отражается при помощи обозначения ^ или двумя точками над знаком: эти — [˙ э́ ́ ́ ́ ́ ́ ́ ́ ́ ́ ́ ́ ́ ́ ́ ́ ́ ́ ́ ́ ˙ т’ ǔ ], синий — [с’˙ и́ ˙ н’˙ ǔ ˙ j], сирень — [с’˙ ǔ ˙ р’˙ э́ ́ ˙ н’];

б) гласные непереднего ряда [ы], [у], [á ], [ó ] в соседстве с мягкими согласными в результате аккомодации претерпевают следующие изменения:

- [ы] под ударением и в безударном положении продвигается вперед и вверх в конце артикуляции (рекурсии) перед мягким согласным: мыли — [мы́ ˙ л’ ˙ ǔ ];

- [у] под ударением и в безударном положении продвигается вперед и вверх во всех фазах артикуляции:

[пý ˙ т’] — в конце артикуляции;

[л’ ˙ ý к] — в начале артикуляции;

[т’˙ ý ˙ л’ ] — на всем протяжении артикуляции;

[ á ], [ ó ] под ударением продвигается вперед и вверх во всех фазах артикуляции:

моль, рать — [мó ˙ л’ ], [рá ˙ т’ ] — в конце артикуляции;

мед, чадо — [м’˙ ó т], [ч’˙ á дъ] — в начале артикуляции;

тетя, дядя — [т’˙ ó ˙ т’ь], [д’˙ á ˙ д’ь] — на всём протяжении артикуляции.

Примечания: 1) знак ˇ указывает, что гласный звук верхнего подъема подвергается количественной редукции; 2) знаки, приведенные в таблице, " читаются" следующим образом: точка перед знаком обозначает продвижение гласного под воздействием предшествующего согласного вперед и вверх в начале артикуляции; точка после знака — продвижение вперед и вверх перед мягким согласным в конце артикуляции; две точки над знаком — продвижение гласного вперед и вверх между мягкими согласными на всем протяжении артикуляции. Знак ^ указывает на напряженную артикуляцию звуков [и], [и], [э] в указанных позициях. Однако данный знак можно заменить двумя точками.

Задание 2. Затранскрибируйте следующие слова. Укажите позиции звуков [á ], [ó ], [э́ ] ударного, [ý ], [и́ ], [ы́ ] ударного.

Бас Таз Автор Да Оса Дать Мать Мазь Альт Рать Мята Вяз Броня Стоймя Мять Пять Дядя Чай Дуб Тут На борту Иду Табу Путь Дуть Пусть Узел Тюк Бюст Клюв Браню Всю Тюль Люлька Тюбик Клювик Он Осы Порт Том Сто Ось Толь Боль Кость Пёс Нёс Вёл Копьё Сто Ось Толь Боль Кость Пёс Нёс Вёл Копьё Всё Пёсик Несёте Тётя Тёща Бык Сын Мы Столбы Быть Мыть Сыпь Дыня Ива Ибо Ил Иней Имя Или Ибис Пить Бить Синий Лисий Этот Эх Экстра Шесть Жесть Бег Вес Дед Лето Весь Петь Сеть Тень Эти Этика Эльф

Образец: в слове [жэ́ ˙ с’т’] [э́ ] занимает позицию под ударением после твёрдого перед мягким.

Задание 3. Затранскрибируйте предлагаемые ниже тексты. Отметьте случаи аккомодации (образец выполнения задания смотрите в плане ПЗ №4).

Эти летние дожди,

Эти радуги и тучи,

Мне от них как будто лучше,

Будто что-то впереди.

Будто будут

Острова,

Необычные поездки,

На цветах

Росы подвески,

Вечно свежая трава.

Будто будет жизнь, как та,

Где давно уже я не был,

На душе,

Как в синем небе,

После ливня чистота.

Но опомнись, рассуди —

О, как непрочны, как летучи

Эти радуги и тучи,

Эти летние дожди.

Нет, не будет жизнь, как та,

Та, в которой я и не был,

На душе,

Как в синем небе,

После ливня чистота.

(М. Минков)

Оттуда

Я обещаю вам сады,

Где поселитесь вы навеки,

Где свежесть утренней звезды,

Где спят нешепчущие реки.

Я призываю вас в страну,

Где нет печали, нет заката,

Я посвящу вас в тишину,

Откуда к бурям нет возврата.

Я покажу вам то, одно,

Что никогда вам не изменит,

Как камень, канувший на дно,

Верховных волн собой не вспенит.

Идите все на зов звезды,

Глядите, я горю пред вами.

Я обещаю вам сады

С неомрачé нными цветами.

(К. Бальмонт)

Как я пишу стихи

Рождается внезапная строка,

За ней встаёт немедленно другая,

Мелькает третья ей издалека,

Четвёртая смеётся набегая.

И пятая, и после, и потом,

Откуда, сколько, я и сам не знаю,

Но я не размышляю над стихом,

И право никогда — не сочиняю.

(К. Бальмонт)

Литература для самостоятельного изучения вопросов указана в плане предыдущего занятия.

ПЛАН

практического занятия №4 по курсу «Фонетика»

Тема. Фонетические процессы (ФП) в области
согласных звуков.

Время – 4 часа.

Вопросы.

1. Позиционные и комбинаторные ФП в области согласных звуков.

2. Определение ассимиляции.

3. Виды ассимиляции (по направлению, по уподобляемому признаку и т.д.).

4. Диссимиляция.

6. Выпадение звуков.

7. ФП, характерные для детской и диалектной речи.

 

Задание 1. Изучите приведённый ниже материал.

Позиционные процессы в области согласных

1. Оглушение конечного звонкого согласного, имеющего пару по глухости

В КОНЦЕ СЛОВА ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ

ДУ Б  
 
 


[п]

ДУБЫ
ГРИ Б ГРИБЫ
ЛО Б ЛБЫ
СЛА Б СЛАБЫЙ
КРА Б КРАБЫ
слабая позиция сильная позиция

2. Ослабление сонорного согласного в конце слова:

ДОМ Ù ]
ПОЛ Ù ]
СЫН Ù ]
ДОЛ Ù ]

К комбинаторным звуковым процессам относятся ассимиляция, диссимиляция, упрощение групп согласных.

Ассимиляция (от лат. assimilatio – уподобление) — это уподобление согласных звуков по какому-либо признаку (звонкости-глухости, мягкости-твердости, месту и способу образования). По характеру получаемого результата различают ассимиляцию полную и частичную. В результате частичной ассимиляции согласные звуки, уподобившиеся друг другу по одному признаку, сохраняют различия по другим признакам: [трá фкъ] — травка ([в] — звонкий, [к] — глухой). В результате частичной ассимиляции эти звуки уподобляются по глухости, а по остальным признакам (способу и месту образования и др.) они различаются. Полная ассимиляция — это объединение двух звуков в один звук, их полное слияние. Полной ассимиляции подвергаются звуки, различающиеся лишь одним признаком, и в результате ассимиляции они совпадают и по этому признаку. У [с] и [ш] основные признаки (способ образования, глухость и др.) совпадают, а различаются они по месту образования: [с] — зубной, [ш] — передненебный. В результате ассимиляции зубной [с] полностью уподобляется последующему передненебному [ш]: сшить — [шы́ ́: ˙ т’].

По направлению ассимиляция в современном русском языке всегда регрессивная (последующий звук воздействует на предыдущий), прогрессивная ассимиляция встречается в диалектах и детской речи: Ванька — [вá ˙ н’к’ь].

По характеру взаимодействия звуков различают ассимиляцию контактную и дистантную. При контактной ассимиляции звуки влияют друг на друга непосредственно, контактирующие звуки; при дистантной, характерной для детской речи и диалектного произношения, — на расстоянии: Саша — [шá шъ]

В зависимости от того, по какому признаку происходит уподобление звуков, выделяют ассимиляцию по глухости-звонкости, мягкости-твердости, по месту и способу образования.

Таблица7

Ассимиляция по глухости-звонкости

Ассимиляция НАБЛЮДАЕТСЯ Ассимиляция ОТСУТСТВУЕТ
1. В сочетании глухой + звонкий Þ звонкий + звонкий. Перед звонким возможен только звонкий 2. В сочетании звонкий + глухойÞ ГЛУХОЙ + ГЛУХОЙ. Перед глухим возможен только глухой 1. Перед [в] и [в'] 2. Перед сонорными

Примечание к таблице. Ассимиляции по глухости-звонкости подвергаются парные по глухости-звонкости согласные. Но в некоторых позициях могут озвончаться в результате ассимиляции и аффрикаты [ц] и [ч’ ]: отец бы — [Ù т’˙ э́ дзÈ бы], дочь бы — [дó ˙ д’ж’È бы].

Большинство согласных русского языка представлено парами по твердости-мягкости. При их сочетании часто происходит ассимилятивное смягчение вследствие воздействия мягкого согласного на твёрдый. В русском языке способностью принять " мягкость" от соседнего звука обладают, в основном, переднеязычные зубные согласные, которые ближе всех остальных звуков находятся к " полюсу мягкости" (месту образования звука [ j ]). Исключение составляют зубные [ л] и [р].

Таблица 8

Ассимиляция по мягкости

Ассимилятивное смягчение ОБЯЗАТЕЛЬНО Ассимилятивное смягчение ФАКУЛЬТАТИВНО Ассимилятивное смягчение ОТСУТСТВУЕТ
в группах СТ’, ЗД’, НЧ’ НШ’, НТ’, НД’: кустик (куст), звезде (звезда), кончик (концы), банщик (банный), бантик (бант), Индия (Индостан) а) зубные перед мягкими губными СМ’, ЗМ’, СВ’, ЗВ’, ТВ’, ДВ’, ТМ’, ДМ’ заднеязычные перед любым мягким согласным
в группах СН’, СЛ’, ТН’, ТЛ’, ЗН’, ЗЛ’, ДН’, ДЛ’, НС’, Н3’: басня (баснописец), ослик (ослы), отнести (относить), потливый (пот), казне (казна), злее (злой), поднести (поднос), бодливый (бодать), балансировать (баланс), бензин (бензовоз) губные перед мягкими губными [р] и [л] перед любым мягким согласным
согласные перед [ j ]
двойные согласные внутри морфемы, на стыке морфем: в ванне, в группе, ранний

Примечание. Ассимиляция по твердости в русском языке наблюдается преимущественно в процессах словообразования.

Например, некоторые суффиксы обладают способностью " отнимать" мягкость у конечного звука основы: камень + н — каменный, январь + ск—январский и т.д.

Другая точка зрения: Ассимилятивное отвердение для русского языка не свойственно. Поскольку в одной и той же позиции отвердение может происходить или не происходить, то вернее говорить о фонетических чередованиях внутри морфем, например: слесарь – слесарный, Казань – казанский, но пыль – пыльный, июнь – июньский, октябрь – октябрьский [Фролова, С. 56].

Таблица 9

Ассимиляция по месту и способу образования

Сочетания звуков Где встречаются данные сочетания Характер ассимиляции Результат ассимиляции Примеры
[С+Ш] внутри слова на стыке служебного и знаменательного слова полная   полная [ш: ] [ш: ] расшить   с шубой
[С+Ж], [3+Ж] внутри слова на стыке служебного и знаменательного слова полная   полная [ж: ] [ж: ] разжать   с жалом
[С+Ч’], [З+Ч’ ] внутри слова (на стыке корня и суффикса, внутри корня) полная     [ш: ’ ]   подписчик    
внутри слова (на стыке приставки и корня), на стыке служебного и знаменательного слова неполная   [ш’ч’ ]   исчезнуть, из чугуна
орфографическое сочетание Т(Д) + С на стыке корня и суффикса полная   неполная   [ц: ] (перед гласным) [ц] (перед согласным) одеться   детский
орфографическое сочетание Т(Д) +Ч’ внутри слова (на любом морфемном стыке) полная [Ч: ’] отчитать, отчизна

Диссимиляция – это расподобление двух или более согласных звуков, находящихся в пределах одного слова, по каким-либо акустико-артикуляционным признакам. Если для ассимиляции характерно взаимодействие двух соседних звуков, то диссимилируются очень часто и звуки, находящиеся в одном слове не в непосредственном соседстве друг с другом.

По направлению различают диссимиляцию прогрессивную (например, просторечное произношение пролубь вместо прорубь или современное литературное февраль на месте старого феврарь) и регрессивную (бомбабонба, трамвай — транвай).

В зависимости от того, по какому признаку происходит расподобление звуков, выделяют диссимиляцию по месту и способу образования.

Диссимиляция по способу образования: мягко - мя[хк]о, но мягок – мя[гък]. Труднопроизносимое сочетание двух взрывных согласных – [г] + [к] – заменяется сочетанием щелевого [х] с взрывным [к].

Диссимиляция по месту образования встречается в основном в просторечии и представляет собой нарушение орфоэпической нормы, например: бомба - бо[нб]а. Труднопроизносимое сочетание двух губно-губных согласных звуков [м] и [б] заменяется сочетанием губно-губного [б] с переднеязычным согласным [н].

В русском языке также встречается и упрощение групп согласных (диереза), которое наблюдается при сочетании звуков (более двух) одного места образования, но различных по способу образования.

Обычно выпадают [д] и [т] в окружении зубных:

· сТн – лестный, лестница, корыстный;

· зДн – звёздный, праздник, поздний;

· сТл – счастливый, участливый, хвастливый;

· сТск – туристский, марксистский;

· нТск, нДск – гигантский, финляндский и др.

Реже наблюдается выпадение начальных звуков в группах:

· Лнц – солнце;

· Вств – чувство.

Задание 2. Затранскрибируйте предлагаемые ниже стихотворения. Отметьте все случаи позиционных и фонетических процессов в области согласных звуков. Дайте характеристику звуков в выделенных словах.

Я пережил и многое, и многих,

И многому изведал цену я;

Теперь влачусь в одних пределах строгих

Известного размера бытия.

Мой горизонт и сумрачен, и близок,

И с каждым днем все ближе и темней.

Усталых дум моих полет стал низок,

И мир души безлюдней и бедней.

Не заношусь вперед мечтою жадной,

Надежды глас замолк, — и на пути,

Протоптанном действительностью хладной,

Уж новых мне следов не провести...

По бороздам серпом пожатой пашни

Найдешь еще, быть может, жизни след:

Во мне найдешь, быть может, след вчерашний, —

Но ничего уж завтрашнего нет.

Жизнь разочлась со мной; она не в силах

Мне то отдать, что у меня взяла,

И что земля в глухих своих могилах

Безжалостно навеки погребла.

П.А. Вяземский

***

Как грустно, туманно кругом.

Тосклив, безотраден мой путь.

А прошлое кажется сном,

Томит наболевшую грудь!

Ямщик, не гони лошадей!

Мне некуда больше спешить,

Мне некого больше любить,

Ямщик, не гони лошадей!

Как жажду средь мрачных равнин

Измену забыть и любовь,

А память, мой злой властелин,

Все будит минувшее вновь

Все было лишь ложь и обман…

Прощай, и мечты и покой!

А боль незакрывшихся ран

Останется вечно со мной

Н. Риттер

Задание 3. Затранскрибируйте предлагаемый ниже романс. Отметьте все случаи диерезы.

Я помню вальса звук прелестный

Весенней ночью в поздний час,

Его пел голос неизвестный,

И песня чудная лилась.

Да, то был вальс прелестный, томный,

Да, то был дивный вальс!

Теперь зима, и те же ели

Покрыты сумраком стоят.

А под окном шумят метели,

И звуки вальса не звучат …

Где ж этот вальс старинный, томный,

Где ж этот дивный вальс!

Н. Листов

Задание 4. Затранскрибируйте предлагаемые ниже стихотворения. Сделайте анализ всех ФП, наблюдаемых в данных текстах.

Образец выполнения задания:

Цвето́ к засо́ хший, безуха́ нный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

Где цвёл? когда? какой весною?

И долго ль цвёл? и сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли, как сей неведомый цветок?

А.С. Пушкин

[цв’иЭто́ к зÙ со́ хшы˙ j б’ьзўха́ ны˙ j/ зÙ бы́ ты˙ j ф È кн’˙ и́ ˙ г’ь в’˙ и́ жў j˙ а́ // ǔ È во́ т ўжэ́ м’иЭч’то́ ˙ j˙ ў стра́ нъj / дўша́ нÙ по́ лн’˙ ǔ лъс’ мÙ j˙ а́ // гд’˙ э́ È цв’˙ о́ л//кÙ гда́ // кÙ ко́ ˙ j в’иЭсно́ ˙ j˙ ў// ǔ È до́ лгъÈ л’ цв’˙ о́ л// ǔ È со́ рвън к’˙ э́ м/ ч’˙ ўжо́ ˙ j/знÙ ко́ мъjÈ л’˙ ǔ рўко́ ˙ j˙ ў// ǔ È пълÙ жо́ н с’˙ ўда́ зÙ ч’˙ э́ м// нÙ È па́ ˙ м’ьт’ н’˙ э́ жнъвъÈ л’ св’˙ ǔ да́ ˙ н’jь/ ǔ ˙ л’˙ ǔ È рÙ злу́ ˙ к’˙ ǔ ръкÙ во́ ˙ j/ и́ ˙ л’È ъд’˙ ǔ но́ къвъ гў˙ л’˙ а́ ˙ н’jь фÈ т’˙ ǔ шы́ пÙ л’˙ э́ ˙ j / фÈ т иЭн’˙ и́ л’иЭсно́ ˙ j// ǔ È жы́ вÈ л’˙ ǔ то́ т/ ǔ È та́ жыва́ ˙ È л’˙ ǔ // ǔ È ны́ ˙ н’ч’ь гд’˙ э́ È и́ х ўгÙ ло́ к // ǔ ˙ л’˙ ǔ È ужэ́ Ù н’˙ и́ ў˙ в’˙ а́ ˙ л’˙ ǔ / кÙ кÈ с’˙ э́ ˙ j н’иЭв’˙ э́ дъмы˙ j цв’иЭто́ к // а́ //э́ с//пу́ шк’˙ ǔ н]

Количественная редукция встречается в словах:

[м’иЭч’то́ ˙ j˙ ў], [ǔ È та́ ж ы ва́ ˙ È л’˙ ǔ ], [ǔ È жы́ вÈ л’˙ ǔ ], [ фÈ т’˙ ǔ шы́ ],
[ гў˙ л’˙ а́ ˙ н’jь], [и́ ˙ л’È Ù д’˙ ǔ но́ къвъ], [ ǔ ˙ л’˙ ǔ È рÙ злу́ ˙ к’˙ ǔ ], [ св’˙ ǔ да́ ˙ н’jь],
[ с’˙ ўда́ ], [ ǔ È пълÙ жо́ н], [ рўко́ ˙ j˙ ў], [ знÙ ко́ мъjÈ л’˙ ǔ ], [ ч’˙ ўжо́ ˙ j],
[ ǔ È со́ рвън], [ ǔ È до́ лгъÈ л’], [ в’иЭсно́ ˙ j˙ ў], [ нÙ по́ лн’˙ ǔ лъс’], [ дўша́ ],
[ ўжэ́ ], [ ǔ È во́ т], [ в’˙ и́ жў], [ зÙ бы́ ты˙ j], [ б’ьзўха́ ны˙ j], [ зÙ со́ хшы˙ j],
[ ўгÙ ло́ к], [ ǔ ˙ л’˙ ǔ È ужэ́ ], [ ўв’˙ а́ ˙ л’˙ ǔ ].

Качественная редукция первой степени:

– в абсолютном начале слова:

[о́ ] — [Ù н’˙ и́ ].

[а́ ] — не наблюдается.

[э́ ] — не наблюдается.

В 1 предударном слоге:

[а́ ] — [зÙ со́ хшы˙ j], [зÙ бы́ ты˙ j], [нÙ по́ лн’˙ ǔ лъс’], [знÙ ко́ мъjÈ л’˙ ǔ ], [зÙ ч’˙ э́ м], [нÙ È па́ ˙ м’ьт’], [ǔ ˙ л’˙ ǔ È рÙ злу́ ˙ к’˙ ǔ ].

[о́ ] — [кÙ гда], ́ [кÙ ко́ ˙ j], [ǔ È пълÙ жо́ н], [ръкÙ во́ ˙ j].

[э́ ] — [цв’иЭто́ к], [м’иЭч’то́ ˙ j˙ ў], [в’иЭсно́ ˙ j˙ ў], [фÈ т иЭн’˙ и], ́ [л’иЭсно́ ˙ j], [н’иЭв’˙ э́ дъмы˙ j].

При стечении гласных:

[о́ ] — не наблюдается.

[а́ ] — не наблюдается.

[э́ ] — не наблюдается.

Качественная редукция второй степени:

[о́ ] — [стра́ нъj], [ǔ È до́ лгъÈ л’], [знÙ ко́ мъjÈ л’˙ ǔ ], [н’˙ э́ жнъвъÈ л’], [н’иЭв’˙ э́ дъмы˙ j], [ǔ È пълÙ жо́ н], [ръкÙ во́ ˙ j], [и́ ˙ л’È ъд’˙ ǔ но́ къвъ].

[а́ ] — [ǔ È со́ рвън], [нÙ по́ лн’˙ ǔ лъс’], [нÙ È па́ ˙ м’ьт’], [св’˙ ǔ да́ ˙ н’jь], [гў˙ л’˙ а́ ˙ н’jь].

[э́ ] — [б’ьзўха́ ны˙ j], [ф È кн’˙ и́ ˙ г’ь], [ǔ È ны́ ˙ н’ч’ь].

Аккомодация:

1. Переход [и́ ] в [ы́ ], [ǔ ] в [ы]после твердого согласного [ж], [ш], не имеющих пару по мягкости, в результате прогрессивной аккомодации: [зÙ со́ хшы˙ j], [фÈ т’˙ ǔ шы́ ], [ǔ È жы́ вÈ л’˙ ǔ ], [жыва́ ].

2. Смягчение твердых согласных, имеющих пару по мягкости, перед гласными переднего ряда [и́ ], [ǔ ], [э́ ], [иЭ], [ь] в результате регрессивной аккомодации: [ф È кн’˙ и́ ˙ г’ь] — книга, [рÙ злу́ ˙ к’˙ ǔ ] — разлука, [ўв’˙ а́ ˙ л’˙ ǔ ] — увял, [Ù н’˙ и́ ] — он.

3. Изменения в артикуляции гласных звуков под влиянием мягких согласных в результате аккомодации:

а) гласные переднего ряда [э́ ] под ударением и [и] под ударением и в безударном положении в абсолютном начале слова перед мягким согласным и между мягкими согласными продвигаются вверх, т.е. становятся напряженными и закрытыми:

[э́ ]:

[пÙ л’˙ э́ ˙ j], [кÙ кÈ с’˙ э́ ˙ j] — под влиянием предшествующих и последующих мягких согласных артикуляция [э́ ] становится напряжённой и закрытой в результате двусторонней аккомодации;

[и́ ], [ǔ ]:

È кн’˙ и́ ˙ г’ь] — артикуляция [и́ ] под влиянием [н’] и [г’] становится напряжённой и закрытой в результате двусторонней аккомодации.

В словах [нÙ по́ лн’˙ ǔ лъс’], [знÙ ко́ мъjÈ л’˙ ǔ ], [св’˙ ǔ да́ ˙ н’jь], [рÙ злу́ ˙ к’˙ ǔ ], [фÈ т иЭн’˙ и́ ], [ǔ È жы́ вÈ л’˙ ǔ ], [жыва́ ˙ È л’˙ ǔ ], [Ù н’˙ и́ ], [ўв’˙ а́ ˙ л’˙ ǔ ] [и́ ], артикуляция [ǔ ], [и́ ] под влиянием предшествующих мягких согласных продвигается вперёд в начале в результате прогрессивной аккомодации;

В словах [ǔ ˙ л’˙ ǔ ], [и́ ˙ л’È ъд’˙ ǔ но́ къвъ], [ǔ ˙ л’˙ ǔ È ужэ́ ] [ и ] под ударением и в безударном положении в абсолютном начале слова перед мягким согласным становится напряженным и закрытым.

б) гласные непереднего ряда [ы], [у], [á ], [ó ] в соседстве с мягкими согласными в результате аккомодации претерпевают следующие изменения:

- [ы] под ударением и в безударном положении продвигается вперед и вверх в конце артикуляции (рекурсии) перед мягким согласным в результате регрессивной аккомодации: [зÙ со́ хшы˙ j], [б’ьзўха́ ны˙ j], [зÙ бы́ ты˙ j], [ǔ È ны́ ˙ н’ч’ь н’иЭв’˙ э́ дъмы˙ j];

- [у] под ударением и в безударном положении продвигается вперед и вверх во всех фазах артикуляции:

[ў˙ в’˙ а́ ˙ л’˙ ǔ ], [рÙ злу́ ˙ к’˙ ǔ ], [гў˙ л’˙ а́ ˙ н’jь] — под влиянием последующих мягких согласных артикуляция [ў˙ ] продвигается вперёд и вверх в конце в результате регрессивной аккомодации;

[м’иЭч’то́ ˙ j˙ ў], [в’иЭсно́ ˙ j˙ ў], [ч’˙ ўжо́ ˙ j], [рўко́ ˙ j˙ ў], [с’˙ ўда́ ] — под влиянием предшествующих мягких согласных артикуляция [ў]продвигается вперёд и вверх в начале в результате прогрессивной аккомодации;

в словах [нÙ È па́ ˙ м’ьт’], [св’˙ ǔ да́ ˙ н’jь], [жыва́ ˙ È л’˙ ǔ ] артикуляция [á ] под влиянием последующих мягких согласных продвигается вперёд и вверх в конце в результате регрессивной аккомодации;

в словах [j˙ а́ ], [мÙ j˙ а́ ] артикуляция [á ] продвигается вперёд и вверх в начале в результате прогрессивной аккомодации под влиянием предшестующих мягких согласных;

в словах [гў˙ л’˙ а́ ˙ н’jь], [ў˙ в’˙ а́ ˙ л’˙ ǔ ] артикуляция [á ] между двумя мягкими согласными продвигается вперёд и вверх на всём протяжении артикуляции;

В словах [м’иЭч’то́ ˙ j˙ ў], [в’иЭсно́ ˙ j˙ ў], [кÙ ко́ ˙ j], [ч’˙ ўжо́ ˙ j], [рўко́ ˙ j˙ ў], [ръкÙ во́ ˙ j], [л’иЭсно́ ˙ j] артикуляция [ó ] продвигается вперёд и вверх в конце в результате регрессивной аккомодации под влиянием последующих мягких согласных;

в слове [цв’˙ о́ л] под влиянием предшествующего [в’] артикуляция [ó ] продвигается вперёд и вверх в начале в результате прогрессивной аккомодации;

слова, где артикуляция [ó ] продвигается вперёд и вверх на всём протяжении артикуляции, в данном тексте отсутствуют.

Ассимиляция по мягкости-твёрдости:

[св’˙ ǔ да́ ˙ н’jь], [гў˙ л’˙ а́ ˙ н’jь], [ǔ È ны́ ˙ н’ч’ь], [нj] > [н’j], [нч’] > [н’ч’] — ассимиляция контактная, регрессивная, частичная, по мягкости;

Ассимиляция по глухости-звонкости:

È кн’˙ и́ ˙ г’ь] [вк] > [фк] — ассимиляция контактная, регрессивная, частичная, по глухости;

Случаи ассимиляции по месту и способу образования, а также упрощения групп согласных (диерезы) в тексте не наблюдаются.

Оглушение конечного звонкого согласного: в тексте отсутствует.

Ослабление сонорного согласного в конце слова:

[цв’˙ о́ лÙ ], [ǔ È до́ лгъÈ л’Ù ], [ǔ È со́ рвънÙ ], [к’˙ э́ мÙ ], [ǔ È пълÙ жо́ нÙ ], [зÙ ч’˙ э́ мÙ ], [н’˙ э́ жнъвъÈ л’Ù ].

Тексты для анализа:

Нет, не найду сегодня пищи я

Для утешительной мечты:

Одни шарманщики, да нищие,

Да дождь — все с той же высоты.

Тускнеет в лужах электричество,

Нисходит предвечерний мрак

На идиотское количество

Серощетинистых собак.

Та — ткнется мордою нечистою

И, повернувшись, отбежит,

Другая лапою когтистою

Скребет обшмыганный гранит.

Те — жилятся, присев на корточки,

Повесив набок языки, —

А их из самой верхней форточки

Зовут хозяйские свистки.

Все высвистано, прособачено.

Вот так и шлепай по грязи,

Пока не вздрогнет сердце, схвачено

Внезапным треском жалюзи.

В. Ходасевич

В ТЕАТРЕ

Есть блаженное слово – провинция...

Кто не ведал из русских актрис

Этот трепет, тоску, замирание

Во блистательном мраке кулис?...

Темный зал, как пучина огромная,

Только зыбкие рампы огни.

Пой, взлетай, о, душа многострунная,

Оборвись, как струна, но звени!...

Облети эти ярусы темные,

В них простые томятся сердца.

Вознеси, погрузи их в безумие

И кружи, и кружи без конца!...

Дай испить им отравы сладчайшей,

И, когда обессилевши, ниц

Упадешь на подмостки неверные

Хрупкой тяжестью раненых птиц,

Дрогнет зал ослепительной бурею

И отдаст и восторг, и любовь

За твою небылицу чудесную,

За твою бутафорскую кровь!..

Дон Аминадо

Литература указана в планах предыдущих практических занятий.

ПЛАН

практического занятия №5 по курсу «Фонетика»

Тема. Сегментные единицы. Слог.

Время – 2 часа.

Вопросы.

1. Понятие слога. Его различные теории.

2. Типы слогов (по характеру конечного и начального звуков).

3. Слоговые и неслоговые звуки.

4. Правила слогоделения. Правила слогоделения, предлагаемые МФШ и СПбФШ.

 

Задание 1. Изучите помещённый ниже материал.

Слог — это промежуточная единица между звуком и речевым тактом, часть фонетического слова.

В современном русском языкознании существуют несколько теорий слога, две из которых предложены МФШ и СПбФШ.

Согласно теории мускульного напряжения, разработанной СПбФШ, слог — это часть речевого потока, начинающаяся с усиления и кончающаяся ослаблением мускульного напряжения. Вершину слога образует гласный звук. Данная теория уделяет особое внимание характеристике согласных в плане их примыкания к гласному. Согласные, различные по типу примыкания к гласному, произносятся с различной силой мускульного напряжения. По типу примыкания к гласному и различному произношению по силе мускульного напряжения согласные делятся на три типа:

сильноначальный сильноконечный двухвершинный
Данный согласный своим началом примыкает к гласному, его начало произносится сильнее, при большем напряжении, чем конец (конец согласного слабее его начала). Сильноначальный образует конец слога: роТ, мёД и т.д. Данный согласный примыкает к гласному своим концом, образуя начало слога (конец согласного сильнее его начала: Кот, Ток и т.д.) Двухвершинный согласный всегда долгий. У него одна часть произносится на спаде мускульного напряжения и принадлежит первому слогу, другая часть принадлежит второму слогу, произносится на подъёме мускульного напряжения. Начало и конец такого согласного усилены, а середина, где проходит граница, ослаблена: [Ù ддá ֹ т’]

Согласно акустической теории, разработанной МФШ, слог — это сочетание менее звучного элемента с более звучным.

Данная теория учитывает исторические особенности, а также артикуляционное строение русского слога.

В древнерусском языке существовал закон открытого слога, согласно которому слоги строились по принципу восходящей звучности. Наличие особых редуцированных гласных Ъ и Ь позволяло избегать закрытых слогов при стечении согласных в составе слова, а также в конце слова:

       
трá въ ка сы   нъ

(знак указывает на восходящую звучность).

В артикуляционном плане строение русского слога характеризуется тесным примыканием гласного звука к предыдущему согласному звуку.

С учётом данных исторических и артикуляционных особенностей русского слога можно обосновать принцип нисходяще-восходящей звучности, который действует в начальных слогах, и принцип восходящей звучности, согласно которому строятся неначальные слоги. На основе этих принципов предлагаются следующие правила слогоделения:

1. В слове имеется столько слогов, сколько в нём содержится гласных. Но это утверждение в общефонетическом плане является недостаточным. Слоговую функцию могут приобретать и согласные: а) сонорные, кроме [ j ], в позиции перед шумным в начале слова ([Олбы́ ], [Орты́ ]) и в позиции после шумного в конце слова ([д’иЭ/кá /бО р’], [кÙ /рá /бОл’]; б) сонорные [р] и [л] в сложных сочетаниях звуков (надсмотрщик, литаврщик); в) некоторые согласные в конце слова при наличии между ними так называемого большого артикуляционного расстояния (икс —- [и́ кОс], проспект — [прÙ сп’˙ э́ кОт], букв —[бý кОв]).

2. При слогоразделе граница между слогами проходит после согласного только в том случае, если между гласными оказываются: а) сочетание сонорного и шумного (граница проходит после сонорного); б) сочетание [ j ] и любого согласного (граница проходит после [ j ]: [пá л/къ], [вÙ j/нá ]. Во всех остальных случаях граница проходит после гласного.

Типы слогов определяются в зависимости от того, каким звуком, слоговым или неслоговым, начинается и заканчивается слог. По начальному звуку слоги делятся на прикрытые (начинаются неслоговым звуком) и неприкрытые (начинаются слоговым звуком). По конечному звуку слоги делятся на закрытые (заканчиваются неслоговым звуком) и открытые (заканчиваются слоговым звуком).

При делении слова на слоги можно пользоваться следующей схемой. Звуки различаются по степени сонорности: 1 — глухие шумные, 2 — звонкие шумные, 3 — сонорные, 4 — гласные. На линейках, соответствующих этим индексам, откладывают звуки, обозначая их точками. Если соединить эти точки, получатся волны сонорности, характеризующие слово. Сколько в этой волне вершин сонорности, столько и слогов: одиноко — [Ù /д’˙ и/нó /къ].

 

  Ù д’ и н ó к ъ
  ·   ·   ·   ·
               
        ·      
    ·       ·  

Задание 2. Предлагаемые ниже стихотворения разделите на слоги и дайте характеристику слогов в первых четырёх строках каждого текста.

ИСКАНИЯ

Какая-то личность в простом пиджаке

Взошла на трибуну, с тетрадкой в руке,

Воды из графина в стакан налила

И сразу высокую ноту взяла.

И так и поставила тему ребром:

— Куда мы идем? Зачем мы идем?

И сорок минут говорила подряд.

Что мы все идем, очевидно, назад.

Но всем было лестно, что всем по пути,

И было приятно, что если идти,

То можно идти, не снимая пальто,

Которые снять и не думал никто.

И вышли, вдыхая осеннюю слизь.

И долго прощались, пока разошлись.

И, в сердце святую лелея мечту,

Шагали и мокли на славном посту.

Дон Аминадо

Ты жила в тишине и покое.

По старинке желтели обои,

Мелом низкий белел потолок,

И глядело окно на восток

Зимним утром, лишь солнце всходило,

У тебя уже весело было:

Свет горячий слепит на полу,

Печка жарко пылает в углу

Книги в шкапе стояли, в порядке

На конторке лежали тетрадки,

На столе сладко пахли цветы…

" Счастье жалкое! ” – думала ты.

И. Бунин

ПРОШЕДШИЙ МИМО

У каждого, кто встретился случайно

Хотя бы раз — и сгинет навсегда, —

Своя история, своя живая тайна,

Свои счастливые и скорбные года.

Какой бы ни был он, прошедший мимо,

Его, наверно, любит кто-нибудь.

И он не брошен: с высоты, незримо,

За ним следят, пока не кончен путь.

Как Бог, хотел бы знать я все о каждом,

Чужое сердце видеть, как свое́,

Водой бессмертья утолять их жажду

И — возвращать иных в небытие …

Зинаида Гиппиус

 

Как будто есть — как будто нет…

Умру наверно, а воскресну ли?

То будто тень — то будто свет…

Чего искать и ждать — известно ли?

Вот и живем и будем жить,

Сомненьем жалким вечно жалимы.

А может быть, а может быть,

Так жить и надо, чтоб не знали мы?

Зинаида Гиппиус






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.