Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция №10. Сущность педагогического процесса






1. Образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и педагогический процесс.

2. Сущность педагогического процесса. Дидактика.

3. Принципы обучения и их характеристика.

4. Основные методы, формы и средства обучения.

Образование представляет собой многоаспектное явление, рассматриваемое в различных областях научного знания и человеческой мысли. Его научные и теоретические проблемы исследуются одной из отраслей педагогики – дидактикой. В настоящее время она представляет собой теорию образования и обучения. Ее предметом является обучение как средство образования человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное педагогом усвоение учащимися содержания образования.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ,

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

 

Образование как общечеловеческая ценность

В зависимости от ответа, который дается человеком или - более широко - обществом о смысле человеческого существования, формируется и представление о ценности образования как одного из действенных способов передать будущим поколениям свое понимание смысла человеческой жизни.

Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три " слоя" ценностей:

 ​ ценности образования как ценности государственной;

 ​ ценности образования как ценности общественной;

 ​ ценности образования как ценности личностной.

Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и в советский период отечественного образования именно они выступали во многих педагогических концепциях на первый план.

В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования.

Настоящий период времени характеризуется деидеологизацией общества, переосмыслением и изменением системы ценностей, в том числе и ценностей образования, и определяется рядом ученых как " аксиологическая революция". Социально-экономические реформы, бурный темп жизни, экономический кризис, переход к рыночной экономике в одно мгновение низвергли то, что еще недавно казалось немыслимым. " Старые" ценности, еще недавно казавшиеся неопровержимыми, заменяются " новыми", чуждыми предшествующей практике ценностными ориентациями.

Главные идеи образования соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека.

Обучение и воспитание — стороны единого процесса образования. В то же время обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке объективных значений элементов культуры. Воспитание же предполагает усвоение нравственных ценностей и норм общественного и профессионального поведения. Но такое усвоение невозможно без обучения. Эта задача в современном российском обществе решается посредством разработки и принятия образовательных стандартов и соответствующих образовательных программ.

Связь образования и культуры

Образование - это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества.

Связь образования и культуры является наиболее тесной, уже самые ранние стадии становления института образования связаны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспроизводства. Это не просто обусловливание, это сущностная взаимозависимость, что проявляется, в частности, в том, что одним из основных принципов существования и развития образования является " культуросообразность". При этом образование рассматривается, прежде всего, как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе.

Культура понимается как воспроизводящаяся при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества.

Продуктивным является понятие типа культуры (например, архаичной, современной) и положение, что само определение типа культуры может быть соотнесено с характером обучения, образования.

Известный этнограф М. Мид по этому основанию выделяет три типа культуры:

 ​ постфигуративную;

 ​ кофигуративную;

 ​ префигуративную.

При постфигуративной культуре (примитивные общества, маленькие религиозные сообщества, анклавы и т.д.) дети, прежде всего, учатся у своих предшественников и взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной " преемственности жизни", прожитое взрослыми - это " схема будущего для их детей". Этот тип культуры, согласно М. Мид, тысячелетия характеризовал человеческие сообщества вплоть до начала цивилизации. Проявление этого типа культуры встречается и в наше время в диаспорах, анклавах, сектах; в традициях, национальных укладах.

Кофигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников, более широко - у современников. Однако этот тип культуры включает в себя постфигуративную в смысле следования старшим в нормах, поведении и т.д. В чистом виде кофигуративная культура может проявляться в сообществе, которое остается без старших. На примере анализа жизни иммигрантов в США, Канаде, Австралии, Израиле М. Мид показывает, что новые условия жизни требуют новых методов воспитания. В этих условиях возникает ситуация объединения сверстников, идентификации со сверстником - ситуация, когда референтными, значимыми для подростка, являются не взрослые, не родители, а именно сверстники.

Префигуративная культура, Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Образование и должно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, т.к. связь поколений есть история цивилизации.

Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (ее типов, парадигм, тенденций) и образования вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся " образовательным" стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное образование и характеризуется поиском решения этого противоречия.

Образование как система

 

В каждой стране, начиная с древних времен, образование как система формировалось в соответствии с теми конкретными общественно-историческими условиями, которые характеризовали каждый конкретный временной период ее развития. Специфичной является и история становления образования в различных его ступенях (школьном, средне-профессиональном, вузовском) в разных странах. Образование как система может рассматриваться в трех измерениях:

 ​ социальный масштаб (образование в мире, определенной стране и т.д.),

 ​ ступень образования (дошкольное, школьное, высшее),

 ​ профиль образования - общее, специальное (математическое,

гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное.

С этих позиций образование как систему в целом можно характеризовать следующим образом:

 ​ образование как система может быть светским или клерикальным,

государственным, частным, муниципальным или федеральным;

 ​ образование как система характеризуется уровневостью, ступенчатостью,

в основе чего преимущественно лежит возрастной критерий. Однако во всех странах при достаточно больших вариациях есть дошкольное образование, затем школьное с тремя ступенями (начальное, среднее, старшее), где формами могут быть гимназии, лицеи, и высшее образование: институты, университеты, академии. Каждая ступень имеет свои организационные формы обучения: урок, лекцию, семинар и т.д. - и специфические формы контроля: опрос, зачет, экзамен и т.д.;

 ​ образование как система может характеризоваться преемственностью

уровней, управляемостью, эффективностью, направленностью;

 ​ образовательная система имеет качественную и количественную

характеристику, специфическую для своих подсистем.

В самом общем виде образование представляет собой процесс педагогически организованной социализации личности. При этом в Законе Российской Федерации «Об образовании» это положение конкретизируется и трактуется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства...». Следовательно, рассмотрение образования в виде педагогической системы, направленной на достижение определенных целей формирования и развития личности, предполагает, прежде всего, его анализ как общечеловеческой ценности.

 

Цели обучения и цели образования

 

Цели обучения определяют успешность процесса обучения. В педагогической образовательной системе существует иерархия целей:

 ​ цели образования в обществе, обусловленные социально-экономическим

состоянием общества, его духовной культурой, жизненными ценностями членов общества;

 ​ цели образования, реализуемые на различных этапах системы

непрерывного образования;

 ​ цели образования, реализуемые в учебном процессе конкретного

образовательного учреждения;

 ​ цели образования, реализуемые через учебный предмет и деятельность

учителя.

С другой стороны, разные цели образования предполагают и существование разных систем обучения. Вообще, образование относительно стабильно только в своих материальных объектах; учебных зданиях, пособиях, средствах обучения и т.д. В остальном же образование есть явление духовное, неосязаемое на ощупь. Его суть в движении, активном деятельном общении, взаимодействии, обмене, противодействии, обсуждении, противоречии, борьбе и утверждении идей, мыслей, категорий, понятий, знаний, умений, навыков, стереотипов поведения и деятельности.

Это движение образования, связанное с движением, развитием общества, порождает и новые цели образования. При переходе от " природосообразного" принципа обучения к " культуросообразному" изменились и цели, к которым должен был стремиться педагог в своей деятельности.

Внешняя цель образования как государственно-общественного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производительных сил, общей культуры и в укреплении гражданского статуса отношений (гражданственности) и морально-правовых устоев членов общества.

Образовательная система России

В нашей стране образование имеет свои особенности и специфическое содержание. Система образования включает в себя дошкольное, общее, дополнительное, среднее профессиональное и высшее образование.

Дошкольное образование – образование, получаемое воспитанниками в системе дошкольных образовательных учреждений или под руководством родителей.

Общее образование – образование, охватывающее три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее(полное) общее образование.

Дополнительное образование - образование, полученное в музыкальных,, спортивных и художественных школах или по программам, выходящим за пределы государственных образовательных стандартов.

Среднее профессиональное образование – совокупность знаний, навыков и умений, необходимых для подготовки специалистов среднего звена, полученных на базе основного общего, среднего(полного) общего или начального профессионального образования в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование – образование, имеющее целью подготовку (и переподготовку) специалистов соответствующего профиля и уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, реализуемого в ВУЗах.

К учреждениям образования относятся детские сады, ясли, школы, гимназии, лицеи, техникумы, колледжи, ВУЗы.

Направленность образовательной деятельности определяется основными принципами государственной политики в области образования:

- автономность образования – самостоятельность учебных заведений в разработке учебных планов, в порядка и периодичности аттестации, критериев оценок;

- адаптивность образования – приспособление системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучаемых;

- демократизация образования – переход от монополии государства на образование к общественно-государственной системе;

- единство культурного и образовательного пространства – связь федеральных программ с национальными, региональными, муниципальными.

Непрерывное образование: цели, содержание, структура

В современной России значение образования усиливается происходящей структурной перестройкой экономики, обусловленной этим необходимостью переквалификации и переобучения значительного числа лиц трудоспособного возраста, а также активным включением многих граждан в общественно-политическую жизнь.

В образовании взрослых преобладает обучение в свободное от работы время. Как повышение квалификации оно осуществляется в рабочее время, с отрывом или без отрыва от работы. Занятия под руководством преподавателей (лекторов, инструкторов) сочетаются с самообразованием.

Непрерывное образование представляет собой философско-педагогическую концепцию, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека. В то же время это также аспект образовательной практики, представляющий ее как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев образовательной системы государства и один из важнейших принципов образовательной политики РФ.

В теории и практике непрерывного образования особо выделяется образование взрослых за пределами базового образования — приобретение и повышение профессиональной квалификации, переподготовка в процессе смены профессий, образование в ходе адаптации к меняющимся социальным условиям, досуговое образование и т. д.

В мировой педагогике к понятию непрерывного образования тесно примыкает «возобновляющееся образование», означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительного образования в учебном заведении, оторванной от трудовой деятельности человека, чередование образования с другими видами деятельности, главным образом с работой.

Уникальность социально-культурной, экономической ситуации России сегодняшнего дня состоит в том, что необходимость преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг приоритетных задач.

Одним из способов решения данной задачи может выступать реализация концепции непрерывного образования, в отличие от прерывного - имеющего свои определенные временные рамки и конечный, достижимый результат.

Важная особенность непрерывного образования - его устремленность в будущее, на решение проблем развития общества на основе использования полученных профессиональных знаний до получения высшей квалификации; переподготовку и переход к более сложной и престижной профессии.

Для осуществления этой работы надо знать принципы непрерывного образования. Это система базовых идей, которые необходимо реализовать в процессе конструирования системы образовательных учреждений, сопровождающих человека в различные периоды его жизни. К числу таковых относятся:

 ​ поступательность в формировании и обогащении творческого потенциала

личности,

 ​ вертикальная и горизонтальная целостность пожизненного

образовательного процесса;

 ​ интеграция учебной и практической деятельности;

 ​ учет особенностей структуры и содержания образовательных

потребностей человека на различных стадиях его жизненного цикла;

 ​ содержательная преемственность восходящих ступеней образовательной

лестницы;

 ​ единство профессионального, общего и гуманитарного образования;

 ​ самообразование между стадиями организованной учебной деятельности;

 ​ интеграция формальной, неформальной и информальной составляющих

пожизненного образовательного процесса.

В мировой педагогике к понятию непрерывного образования тесно примыкает «возобновляющееся образование», означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительного образования в учебном заведении, оторванной от трудовой деятельности человека, чередование образования с другими видами деятельности, главным образом с работой.

Уникальность социально-культурной, экономической ситуации России сегодняшнего дня состоит в том, что необходимость преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг приоритетных задач.

 

СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ДИДАКТИКА.

Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогическая система ориентируется на цели воспитания и всецело подчиняется целям образования.

Движущими силами педагогического процесса являются разрешение объективных и устранение субъективных противоречий. Общим объективным противоречием является несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляет современное общество. Например, противоречие педагогического процесса и развития личности в детском возрасте; между общественными и личностными интересами; между коллективом и личностью; между сложностью общественной жизни и недостатком житейского опыта для их понимания и др.

Субъективные противоречия: между целостностью личности и функциональным подходом к её формированию; между творческим процессом становления личности и шаблонностью педагогического процесса; между деятельным и словесным воспитанием; между гуманизацией и технократизацией педагогического процесса.

Основной закон педагогического процесса – общая устойчивая тенденция воспитания как обязательного присвоения подрастающим поколениям социального опыта старших поколений

Методы педагогического процесса – это способы профессионального взаимодействия педагога и обучаемых с целью решения образовательно-воспитаельных задач.

Обучение - способ организации образовательного процесса, упорядоченное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение учебных и образовательных целей. Обучение, с одной стороны, самым надежный путь получения систематического образования, а, с другой, оптимальный способ социальной адаптации человека к обществу и современной жизни.

Процесс обучения является предметом дидактики.

Дидактика - отрасль педагогики, изучающая теоретические основы процесса обучения, а также разрабатывающая новые технологии и системы обучения. Впервые этим словом в начале 17 века немецкий педагог В. Ратке обозначал искусство обучения и выдвинул его главные задачи: чему и как учить. До сих пор это главные вопросы современной дидактики, которая признает, что:

- процесс обучения носит двусторонний характер и является совместной деятельностью педагогов и учащихся;

- процесс обучения, развития и воспитания учащихся осуществляется под руководством педагога;

- процесс обучения носит целенаправленный, планомерный и организованный характер;

- процесс обучения строится в соответствии с закономерностями возрастного развития учащихся;

- процесс обучения является целостной системой.

Главными категориями дидактики выступают - обучение, знания, навыки, умения, преподавание,, учение, содержание, формы, методы, результаты.

1. Обучение - специфически организованное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение поставленных целей. Сущность обучения - формирование у обучаемых знаний, умений и навыков.

2. Знания - совокупность усвоенных представлений, сведений, понятий о разнообразных предметах и явлениях объективного мира.

3. Навыки - доведенные до высокой степени совершенства и автоматизма двигательные, сенсорные и умственные действия.

4. Умения - достигнутая в процессе обучения способность творчески использовать знания и навыки в практической деятельности.

5. Преподавание - это упорядоченная деятельность педагогов по реализации дидактических целей, которая включает:

- разъяснение учащимся целей и задач обучения;

- передачу новых знаний о явлениях, событиях, предметах и законах;

- организацию и управление учебно-познавательной деятельностью учащихся;

- оказанию помощи при затруднениях в учебно-познавательной деятельности;

- стимулирование интереса, самостоятельности и творчества учащихся,

- организацию эвристической и исследовательской деятельности учащихся;

- управление переходом теоретических знаний в практические умения и навыки;

- проверку и оценку учебных достижений учащихся, изменений в их развитии.

6. Учение — это деятельность обучаемых, включающая;

- восприятие, освоение, закрепление знаний и их применение на практике;

- приобретение умений и навыков и их использование в практической деятельности;

- стимулирование к поиску, решению учебно-познавательных задач, создание собственной положительной мотивации учения;

- самооценку, самоконтроль и самодиагностику собственных учебных достижений;

- овладение способами управления своей учебно-познавательной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

7. Процесс обучения имеет свое содержание. Это система знаний, умений, навыков, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения в определенном типе учебных заведений. Так, например, содержание общего образования является базисом для всестороннего развития учащихся, формирования их интеллекта, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности. Содержание образования определяется системой общественных потребностей, социальных и научных достижений, а также системой педагогических возможностей. Кроме того, оно формируется на следующих принципах - гуманизма, научности, системности и последовательности, доступности и соответствия возрастным возможностям обучаемых.

8. Обязательным элементом учебного процесса выступает форма обучения. Она также как и метод обучения (путь достижения целей обучения) позволяет освоить учащемуся содержание образования, прийти к результатам обучения.

Эффективность процесса обучения определяется: успешностью обучения и академической успеваемостью в балльных оценках, качеством знаний (их полнота, глубина, системность, действенность, прочность) и степенью сформированности навыков и умений, уровнем развития учащихся, запасом усвоенных понятий и способов деятельности, и обучаемостью (способность к усвоению знаний, навыков и умений). Вместе с этим выделяются и внешние критерии эффективности учебного процесса - адаптация выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности, уровень образованности или профессионального мастерства, готовность повысить образование и темпы роста процесса самообразования и др.

Закономерности обучения

Закономерность обучения - устойчивые, существенные, объективные взаимосвязи, проявляющиеся в учебном процессе.

 

Закономерности обучения разделяются на общие и частные

Общие закономерности.

1. Закономерности цели обучения - цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей, а также от уровня развития педагогической науки и практики.

2. Закономерности содержания образования - содержание образования определяется общественными потребностями и целями обучения, темпами экономического и научно-технического развития, возрастными возможностями обучаемых и др.

3. Закономерности качества обучения - эффективность каждого нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего, характера и объема изучаемого материала, обучаемости учащихся и др.

4. Закономерности методов обучения - эффективность дидактических методов определяется целями обучения и содержанием, организацией учебного процесса, учебными возможностями обучаемых, навыками в применении этих методов и др.

5. Закономерности управления обучением - продуктивность обучения детерминирована интенсивностью обратных связей в системе обучения, обоснованностью корректирующих воздействий.

6. Закономерности стимулирования обучения - продуктивность обучения зависит от внутренних и внешних стимулов.

Частные закономерности обучения

1. Дидактические (содержательно - процессуальные) закономерности:

- результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения;

- продуктивность усвоения заданного объема знаний и умений (в известных пределах) обратно пропорциональна количеству изучаемого материала или объему требуемых действий, его трудности и сложности;

- результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны значимости для обучаемых усваиваемого содержания,

- результаты обучения зависят от способа включения учащихся в учебную деятельность и от применяемых методов и средств;

- результаты обучения находятся в прямой зависимости от мастерства преподавателя;

- обучение путем «делания» в 6-7 раз продуктивнее обучения путем слушания и др.

 

2. Гносеологические закономерности:

- результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны умению обучаемых учиться и объему практического применения знаний;

- умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта, творческой деятельности;

- результаты обучения зависят от регулярности и систематичности выполнения учащимися домашних заданий и др.

3. Психологические закономерности:

- продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности и учебным возможностям обучаемых;

- продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна уровню познавательной активности учащихся; количеству и интенсивности трениро​ вочных упражнений (заданий);

- прочность запоминания изученного материала зависит от уровня развития памяти; и от способа воспроизведения этого материала (Е.Р.Хилгард);

- количество повторений сильно влияет на продуктивность обучения и др.

4. Социологические закономерности;

- продуктивность обучения зависит от объема и интенсивности познавательных контактов;

- эффективность обучения повышается в условиях познавательной напряженности, вызванной соревнованием;

- эффективность обучения зависит от качества общения педагога и учащегося;

- престиж обучающегося в группе зависит от: а) позиции, которую он занимает; б) роли, которую он исполняет; в) академических успехов и достижений; г) индивидуальных качеств и др.

5. Организационные закономерности:

- эффективность обучения зависит от организации обучения, которая развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность;

- результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны отношению обучаемых к своим учебным обязанностям; работоспособности учащихся;

- результаты обучения зависят от работоспособности учителя; умственное утомление приводит к «торможению» органов чувств: 4 часа учебных занятий снижают порог чувствительности анализаторов более чем в 2 раза (Вагер, Блажек);

- умственная работоспособность обучаемых зависит от состояния здоровья, режима умственной деятельности, пола, возраста, времени суток, времени года, дня недели (MB.Антропова) и др.

 

Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения

Процесс обучения не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических навыков и умений творческой деятельности. Обучение оказывает более широкое влияние на личность. Дело в том, что знания имеют три взаимосвязанные стороны: теоретическую (факты, теоретические идеи и понятия), практическую (применения знаний в различных жизненных ситуациях) и мировоззренческо-нравственную (мировоззренческие и нравственные идеи).

В процессе обучения происходит обогащение личности новыми научными знаниями, развитие ее интеллектуальных и творческих способностей, а также формирование мировоззрения, нравственной культуры и определенных качеств личности обучаемого. Это может осуществляться, например, путем включения в учебный материал проблем, вызывающих у обучаемых затруднения, преодоление которых способствует становлению и развитию соответствующих черт их характера.

Однако применения только учебных средств недостаточно для формирования поведения обучаемого в реальных жизненных ситуациях. Реализация воспитательной функции в обучении происходит в виде передачи общих принципов нравственности и права, норм отношений. При этом достигается связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к трудовой, общественной деятельности. В воспитании главное - приобретение воспитанниками личного жизненного опыта.

Развивающая функция обучения совершенствует физические, познавательные и нравственные способности обучаемых путем использования их потенциальных возможностей. Для реализации рассмотренных функций обучения у обучаемых должна быть сформирована потребность и мотивация к учебной деятельности.

Процесс обучения не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических навыков и умений творческой деятельности. Обучение оказывает более широкое влияние на личность. В процессе обучения происходит обогащение личности новыми научными знаниями, развитие ее интеллектуальных и творческих способностей, а также формирование мировоззрения, нравственной культуры и определенных качеств личности обучаемого.

 

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Дидактические принципы - основное положения, которые лежат в основе содержания, организации и методов учебного промесса.

Одним из первых научно-педагогических трудов, в котором были обоснованы принципы обучения, была книга великого чешского педагога 17 века Яна Амоса Коменского «Великая дидактика». Фундаментальным дидактическим принципом провозглашался принцип природосообразности.

Основатель научной педагогики и народной школы России К.Д. Ушинский в качестве основных принципов обучения рассматривал: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и легкости, правильность.

 

Современная педагогическая наука выделяет основные принципы обучения:

1. Принцип сознательности и активности обучаемых - сущность образования составляют тщательно осмысленные знания, приобретенные путем интенсивной собственной умственной деятельности. Соблюдение этого принципа зависит от мотивов обучения, организации учебно-познавательной деятельности, характера и уровня познавательной активности обучаемых.

2. Принцип наглядности обучения реализуется через следующие правила: наглядные пособия способствуют образованию правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях; понятия и абстрактные положения доходят до сознания легче, если они подкреплены конкретными фактами и примерами; необходимо использовать разные формы наглядности; наглядный материал и пособия требуют научно обоснованного применения; наглядные средства необходимы и для развития внимания, интереса к учению, культуры мышления, конструктивного творчества;

 

3. Принцип систематичности и последовательности - учебный процесс должен строиться в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся. Он тем эффективнее, чем меньше в нем нарушений последовательности, перерывов и неуправляемых моментов. Необходимо приучать обучаемых логически мыслить, иначе они постоянно будут испытывать затруднения в своей познавательной деятельности. Если регулярно не упражнять навыки, то они скоро утратятся.

4. Принцип прочности - прочность усвоения знаний зависит от содержания и структуры учебного материала, от используемых педагогом методов, от времени обучения, а также определяется отношением самих обучаемых к этому материалу, к самому процессу обучения и к педагогу;

5. Принцип доступности требует, чтобы учебный процесс строился с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых, «все подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предполагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте» (Я А Коменский). Постеленной нарастание трудности обучения и приучение обучаемых к преодолению затруднений положительно сказывается на их развитии. Обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, на качество и прочность усвоения знаний;

6. Принцип научности - научность обучения обеспечивается содержанием образования. Учебный процесс должен строиться на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики; в методах преподавания должны быть отражены методы научного познания, которые развивают мышление обучаемых.

7. Принцип связи теории с практикой - эффективность обучения проверяется практикой; эффективность связи теории с практикой зависит от содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую практику. Чем лучше поставлены производительный труд и профориентация, тем успешнее идет адаптация обучаемых к профессиональным условиям; чем больше приобретаемые знания взаимодействуют с жизнью, применяются на практике, тем выше интерес к обучению и его сознательность.

Принципы обучения - это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

 

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – способы реализации принципов обучения и достижения конкретной дидактической цели.

1. Устное изложение учебного материала

 

Устное изложение учебного материала при​ меняется с целью сообщения новых знаний, объяснения устройства того или иного вида устройства, техники, знакомства обу​ чаемых с новыми для них фактами, событиями. Устное изложение бывает в виде рассказа, объяснения или лек​ ции.

Рассказ — это краткое, образное, эмоциональное из​ ложение явлений, событий, содержащее преимуществен​ но фактический материал. Рассказ — повествовательная форма изложения с элементами описания и рассуждения. Например, говоря о качествах обучаемых, руководитель характери​ зует их поступки, опи​ сывает обстановку, в которой действовали спасатели. Рассказ применяется на занятиях по всем видам служебной и общественно-государственной подго​ товки.

Объяснение — это последовательное, строгое в логическом отношении изложение сложных вопросов, правил, принципов, законов, сочетаемое с демонстрацией механизмов, частей вооружения, приборов, схем, приемов действий. Объяснение — это раскрытие смысла явлений, процессов, действий, и поэтому рассуждения, доказательство занимают в нем центральное место. Объясняя ма​ териал, педагог стремится говорить отчетливо, строго формулировать выводы и определения. Чтобы ак​ тивизировать внимание и проверить правильность пони​ мания слушателями того, что им объясняют, многие педагоги по ходу занятия ставят перед слушателями во​ просы и требуют на них ответа.

Лекция — это развернутое теоретическое рассужде​ ние, научный анализ вопросов. Основное место в лекции занимают разбор фактов, их сопоставле​ ние, установление связей между ними, аргументация вы​ двигаемых положений, обобщения и выводы. Иллюстра​ тивный материал в лекции излагается обычно в виде краткого рассказа. Главное назначение лекции — помочь курсантам и слушателям в их последующей самостоятельной работе. В лекции раскрываются основные, наиболее сложные поло​ жения темы, анализируются литературные источники и даются советы, как целесообразно в дальнейшем рабо​ тать над проблемой.

Умение правильно использо​ вать устное выступление состоит в том, чтобы наилучшим образом повлиять на аудиторию, делая для нее известную истину убеди​ тельной и легче усваиваемой. Устное изложение учебного материала должно быть хорошо аргумен​ тированным, глубоко научным. Во время расска​ за, объяснения или лекции педагог обязан проанализиро​ вать фактический мате​ риал, изложить последние данные науки, дать их оценку.

Любое устное изложение нужно связывать с жизнью, с практикой. Связать рассказ или лекцию с жизнью, с практической деятельностью – это значит пра​ вильно ответить на те вопросы, которые в данный момент волнуют слушателей в связи с раскрываемой проблемой, вызывают у них раздумья, обмен мнениями. Связать учебный материал с жизнью – эго значит глубоко рас​ крыть практические задачи, и вызвать желание успешно выполнить эти задачи. Большие требования предъявляются к логике уст​ ного изложения. При подготовке к выступлению следует тщательно продумать его план, основные вопросы темы и их последовательность. В ходе изложения педагог дол​ жен придерживаться намеченного плана, не перескаки​ вать с одной мысли на другую, завершать анализ факти​ ческого материала обобщениями и выводами.

В выступлении большую роль играет эмоциональ​ ный элемент. На чувства слушателей положительно воздействуют яркие сравнения, примеры, отрывки из художественной ли​ тературы, пословицы, поговорки, а также жесты, мимика, интонация рассказчика. Опытный педагог не преподносит подчиненным гото​ вых выводов. Он ставит перед ними вопросы для разду​ мья, аргументированно на них отвечает, в некоторых слу​ чаях возражает себе и здесь же опровергает эти возра​ жения. Очень важно во время изложения материала смотреть в глаза слушателям и внимательно следить за их реакцией. Это помогает лектору «понимать» аудито​ рию, чувствовать ее настроение и контролировать себя.

 

2. Обсуждение изучаемого материала

Для углубления, закрепления и систематизации знаний на занятиях практи​ куется обсуждение изучаемого материала. Оно осуществляется в ходе бесед, класс​ но-групповых и семинарских занятий.

Беседа представляет собой способ вооружения зна​ ниями обучаемых путем ответов на вопросы. Она является для обучаемых своеобразным процессом решения логиче​ ски связанных между собой теоретических и практиче​ ских задач.

Готовясь к беседе, педагог определяет и четко форму​ лирует ее учебную цель, продумывает содержание, план и вопросы. Основные вопросы целесообразно расчленять на подвопросы, раскрывающие отдельные положения со​ держания беседы. Успех беседы во многом зависит от подготовки к ней не только руководителя, но и всех уча​ стников. Важно, чтобы они заблаговременно прочитали рекомендованную литературу, вспомнили то, о чем говорилось в лекциях на данную тему, проанализировали свой опыт, а также факты из повседневной жизни.

 

Каждый вопрос обязательно задается всей группе. После небольшой паузы офицер предлагает ответить на него тому или иному обучаемому. Во время беседы на занятии целесообразно предоставить слово одно​ му из желающих.

После обсуждения каждого вопроса руководитель занятия кратко обобщает выступление, формули​ рует основные выводы. В заключение он отвечает на за​ данные ему вопросы, оценивает выступления участников беседы. При необходимости руководитель дает заданно подчиненным для дальнейшей самостоятельной работы по данной теме.

3. Показ (демонстрация)

Сильное воздействие на обучаемых оказывают учеб​ ные фильмы и слайды. Кино обогащает их яркими, точными представлениями и образами изучае​ мых явлений и предметов. В результате обучаемые глубже уясняют тему занятия.

4. Упражнение

В зависимости от учебного предмета, характера формируемых навыков и умений, форм организации учебной работы упражнения подразделяются на:

 

-​ строевые,

 

-​ физические,

 

-​ технические,

 

-​ тактические,

 

-​ комплексные,

 

-​ специальные.

 

По своему дидактическому назначению упражнения разделяются на вводные, основные и тренировочные.

Вводные упражнения следуют сразу же за практическим показом. Их назначение – обеспечить точ​ ное выполнение обучаемыми показанных действий.

6. Самостоятельная работа

 

Для глубокого овладения знаниями, совершенствования навы​ ков и умений требуется самостоятельное изу​ чение теоретического и практического материала.

7. Методы программированного обучения

Главная отличительная особенность программного обу​ чения — эффективное управление и самоуправление по​ знавательной деятельностью обучаемых. Оно осуществ​ ляется на основе специальной (обучающей) программы. В ней изложено не только содержание изучаемого мате​ риала, но и те действия, операции, которые должен совер​ шить обучаемый, чтобы овладеть соответствующими зна​ ниями, навыками и умениями.

Специфическую роль в программированном обучении играет обратная связь. Она призвана оперативно инфор​ мировать обучаемых и обучающих о ходе и результатах учебной работы, способствовать проверке правильности избранного обучаемым метода работы, предупреждать пропуски в изучении учебного материала. В результате обратная связь как составной элемент программного обу​ чения создает возможности для большей активности и самостоятельности обучаемых, для более качественной отработки ими учебных заданий.

По своей структуре обучающая программа может быть линейной, разветвленной или смешанной.

Материал обучающей программы может представлять​ ся обучаемым как с помощью специальных учебных пособий (программный учебник, карточка-задание), так и с помощью технических средств (компьютеры, компьютеризированные тренажеры и т. п.).

Опыт показывает, что более эффективным является программированное обучение, осуществляемое в специально обо​ рудованных классах с использованием компьютеров. Будучи соединенными с пультом управления преподава​ теля, они позволяют автоматизировать некоторые элемен​ ты управления познавательной деятельностью обучаемых и несколько освободить их от однообразных, механиче​ ских операций.

В целом программированное обучение по сравнению с тра​ диционным обладает рядом преимуществ. Оно требует более тщательной предварительной логической обработки изучаемого материала, позволяет в большей степени ин​ дивидуализировать обучение, увеличить объем самостоя​ тельной работы, повысить активность обучаемых и уро​ вень управления их познавательной деятельностью. Однако при существующих средствах и уровне теорети​ ческой разработки круг учебных задач, которые ныне могут решаться с помощью методов программного обуче​ ния, сравнительно ограничен.

Обучающие машины могут использоваться при изучении тех учебных дисциплин, разделов и тем, которые по своему содержанию представ​ ляются алгоритмами, правилами, количественными соот​ ношениями, формулами (специальные технические дис​ циплины, некоторые общеобразовательные предметы и т. п.).

При выборе методов обучения для предстоящего занятия руководитель исходит из характера учебно-воспитательной задачи, со​ держания учебного материала, уровня подготовленности подчиненных, состояния материальной базы. Большую роль при этом играет элемент творчества, способность отбросить устаревшие приемы и использовать все новое, передовое в методике обучения.

Формы обучения:

 

Взаимодействие между учителем и учениками (учеников между собой) осуществляется в следующих четырёх структурах:

- опосредованное общение (в основном через письменную речь);

- общение в паре;

- групповое общение;

- общение в парах сменного состава.

Применение этих четырёх структур общения в учебном процессе даёт четыре формы организации процесса обучения:

 

- индивидуальную;

- парную;

- групповую;

- коллективную.

Эти четыре формы организации лежат в основе любого обучения, поэтому их называют основными или базисными. Наглядные и технические средства могут их совершенствовать и дополнять. Традиционными считаются первые три формы, они приняты во всех странах мира. Четвертая форма - коллективная форма организации процесса обучения – стала массовой только в ХХ веке.

Лабораторные занятия, курсовые и дипломные работы

Методы обучения – это способы совместной работы обучающего и обучаемых, организация познавательной деятельности учащегося, ведущего последнего от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.

Многообразие и разнообразие форм обучения порождает богатство условий для умственной, трудовой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов обучаемых.

Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность обучаемых, выполняя интегрирующее-дифференцирующую функции, реализация которой позволяет детям обмениваться информацией, учиться взаимопониманию и взаимопомощи.

Таким образом, мы рассмотрели основные вопросы темы. Какой бы деятельностью в будущем вам ни пришлось заниматься, в процессе обучения вы будете участвовать всегда: или как обучающие, или как ученики. Иметь представление о процессе обучения – одна из основных задач нашего курса.

В итоге занятия важно подчеркнуть, что какой бы деятельностью в будущем вам ни пришлось заниматься, в процессе обучения вы будете участвовать всегда: или как обучающие, или как ученики. Иметь представление о процессе обучения – одна из основных задач нашего курса.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1 Непрерывное образование. Цели, содержание, структура.

2. Закономерности обучения.

3. Основные теории и концепции обучения.

4. Проблема соотношения обучения и развития.

5. Характеристика средств и методов обучения.

6. Структура занятий и учений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.