Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 2. Психика, поведение и деятельность






1.Психика и организм.

2.Основные функции психики

ВВЕДЕНИЕ

Человеческая, сложно организованная психика может сформироваться и успешно функционировать лишь при определенных биологических условиях: уровень содержания кислорода в крови и клетках мозга, температура тела, обмен веществ и т. п. Особое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности.

Возникновение и развитие психики обеспечивается развитием нервной системы и особенно головного мозга. Развитие нервной системы, в свою очередь, вызвано с усложнением и изменением условий существования животных и человека.

Подробно нервную систему, мозг, их особенности у человека и животных вы изучали в школе. Рассмотрим теперь строение и деятельность нервной системы и мозга с точки зрения психологии человека.

1. ПСИХИКА И ОРГАНИЗМ

Все органы и части тела человека тесно взаимодействуют между собой, обес​ печивая естественные акты жизнедеятельности: пищеварение, дыхание, размножение, перемещение в пространстве, а также различные коммуникации с членами социума. Для того чтобы организм функционировал как единое це​ лое, необходима согласованная работа всех составляющих его элементов.

В согласовании всех функцио​ нирующих в организме многочисленных анатомических структур и точном соответствии с реальной ситуацией и обстановкой в окружающей среде главная роль принадлежит нервной системе. Наряду с врожденными механизмами, обеспечивающими стереотипные формы поведения животных, существенная роль в развитии нервной систе​ мы принадлежит научению, что в конечном итоге приводит к формирова​ нию рассудочной деятельности, характерной для высших приматов.

С формированием нервной системы появляются иные формы поведе​ ния, основанные на рефлексах. Рефлекс - ответная реакция организма на раздражение из внешней и внутренней среды организма. Такая реакция осуществляется с участием центральной нервной системы.

Таким образом, животные более сложной организации в большей мере оказываются свободными от условий внешней среды. Однако причинную обусловленность своего существования преодолевает только человек, у которого формируется сознание. Животное может действовать исключительно в пределах наглядно воспринимаемой ситуации.

Еще одно отличие человека от животного заключается в том, что он способен сохранять и по особому плану создавать орудия труда. Кроме того, этими орудиями человек способен пользоваться коллективно, совместно с другими людьми. И, наконец, человек способен передавать другим людям накопленный им опыт и осваивать общественно накопленный опыт. Именно благодаря использованию общественного опыта у человека с момента рождения развиваются высшие психические функции: память, речь, абстрактное мышление и т. д.

Психика - свойство высокоорганизованного мозга. Чем более развит мозг, чем более тонко дифференцирована его структура, тем сложнее и разнообразнее психическая деятельность, тем сложнее и разнообразнее поведение. Особое значение в этом плане приобретает развитие коры больших полушарий мозга. Кратко рассмотрим строение и функции ЦНС.

Строение нервной системы человека

К нервной системе относятся головной и спинной мозг, а также нервы, нервные узлы, нервные сплетения и тракты. Все они построены преимущественно из нервной ткани, которая харак​ теризуется специфическими свойствами, а именно возбудимостью и прово​ димостью. Наряду с этим в построении нервной системы принимают участие кровеносные сосуды и соединительная ткань, играющие вспомогательную роль.

Нервную систему разделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят головной и спинной мозг. Периферическая нервная система осуществляет связь головного и спин​ ного мозга со всеми органами тела. К периферической нервной системе относят нервы, нервные сплетения, нервные узлы и нервные проводящие пути – тракты. Соматическая нервная система иннервирует кожные покровы тела, а также весь двигательный аппарат, том чис​ ле кости, суставы и мышцы. Вегетативная, или автономная, нервная система иннервирует внутренние органы, крове​ носные сосуды и железы, контролируя и регулируя обменные процессы в организме (рис. 1).

Регуляция жизне​ деятельности организма протекает при гармоничном сочетании работы всех отделов нервной системы.

Основной элемент нервной системы — нервная клетка (нейрон). Она воспринимает раздражения, поступающие к ней по коротким разветвленным отросткам - дендритам (их у каждого нейрона несколько), перерабатывает их, а затем по одному длинному отростку - аксону - передает другим отросткам или рабочим органам. Нервную систему человека образуют десятки миллиардов взаимосвязанных между собой нейронов.

Нейроны в нервной системе объединяются в нервные сети, которые обес​ печивают сложную координированную деятельность организма. Для органи​ зации нервной системы в целом характерен принцип иерархического сопод​ чинения нейронных сетей, структурно и функционально связанных с различными отделами.

Центральная нервная система кон​ тролирует и координирует работу разных органов и систем органов, объединяя их в целостный, функционально единый организм.

Деятельность нервной системы, с одной стороны, направлена на интег​ рацию работы всех частей организма, а с другой — на взаимоотношения организма с окружающей средой и на регуляцию этих взаимоотношений.

Сенсорные нейроны передают возникшие в рецепторах импульсы в спинной и головной мозг. Здесь происходит активация других нейронов и передача нервных импульсов на мотонейроны, локализованные в определенных отделах спинного и головного мозга. Мотонейроны вступают и контакт с различными эффекторными (исполнительными) образованиями, такими как мышцы, железы, кровеносные сосуды, которые под влиянием поступаю​ щих нервных импульсов изменяют свою работу, повышая или снижая ее уровень. Посредством связей, обеспечивающих передачу нервных импульсов между нервными клетками, осуществляется избирательное объединение (интеграция) рецепторного аппарата и эффекторного аппарата, реализующе​ го ответную реакцию организма.

 

Рис. 1. Отделы нервной системы

Нервная система обладает также памятью — способностью хранить и на​ капливать значимую для организма информацию, получаемую из внешней и внутренней среды.

Таким обра​ зом, деятельность нервной системы, с одной стороны, направлена на интег​ рацию работы всех частей организма, а с другой — на взаимоотношения организма с окружающей средой и на регуляцию этих взаимоотношений.

 

2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПСИХИКИ

В чем состоят функции психики? Кажется, что ответ на данный вопрос очень прост. Однако ни в одном учебнике психологии вы не найдете на него прямого ответа, потому что на самом деле это один из самых сложных вопросов среди изучаемых современной психологией. Проявления пси​ хики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно.

Основная функция психики заключается в поиске способов взаимодействия со средой (например, определенных движений и действий), нацеленных на удовлетворение возникшей потребности (самосохранения, развития и др.). В результате опробования этих способов формируется обобщенный образ реальной ситуации. Поиск и опробование будущих действий человек осуществляет на основе идеальных образов, которые создаются с помощью речевого общения при использовании таких психических процессов, как ощущения, восприятие, память, чувства, мышление. Процессы внимания и воли контролируют адекватное выполнение найденных и опробованных действий, соответствующих определенным условиям.

Видимо, для того чтобы определить все функции психики, необходимо пере​ числить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, толь​ ко в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения можно выделить три основные функции психики:

1. отражение окружающей действительности;

2. сохранение целостности организма;

3. регуляция поведения.

Данные функции взаимосвязаны между собой и, по сути, являются элементами интегративной функции психики, которая заклю​ чается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Внешнее проявление адаптации заключается в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой, т. е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у менее развитых организ​ мов. Следовательно, и внутренняя, и внешняя стороны адаптации прежде всего обеспечивают возможность биологического существования живого существа. Кроме этого, регуляция внутреннего состоя​ ния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку приток информа​ ции об изменившихся условиях внешней среды порождает измене​ ния в протекании психических процессов, т. е. у человека происходит и психиче​ ская адаптация.

Многие физиологические механизмы психической деятельности являются общими для животных и человека. Однако у человека они приобретают качественно иной характер. Это происходит благодаря тому, что его биологическая природа претерпевает существенные изменения под влиянием социально-культурных факторов, он начинает сознательно управлять своим поведением и деятельностью, планировать их и оценивать их результаты. У человека развивается сознание и формируется личность.

Особенности психической деятельности человека

 

Первая сигнальная система — это система организма, обеспечи​ вающая формирование конкретного (непосредственного) представле​ ния об окружающей действительности и приспособительных реакций посредством условных связей.

Сигналами первой сигнальной системы являются предметы, явления и их отдельные свойства (запах, цвет, форма и т.п.). Например, появление запаха пищи может свиде​ тельствовать о наличии поблизости столовой.

Вторая сигнальная система — это система организма, обеспечи​ вающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью языка человека.

Язык человека — средство общения людей друг с другом, глав​ ной формой которого является письменная и устная речь, а так​ же — формулы и символы, рисунки, жесты, мимика.

Речь — форма общения людей друг с другом с помощью сиг​ налов (слов), обеспечивающая мышление человека. Речь может быть внутренней, являющейся необходимой формой процесса мышления, и внешней (письменная и устная), с помощью кото​ рой человек сообщает свои мысли другим людям.

Сигналом второй сигнальной системы является язык человека, с помощью которого осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятиям, представлениям второй сигнальной системы. Главной формой языка является речь, сигналами которой являются слова. Причем смыс​ ловое содержание слова, не зависит от звучания этого понятия на различных языках. Высшие формы абстракции в сигнальных системах мозга обычно ассоциируются с актом худо​ жественной творческой деятельности человека, где продукт твор​ чества выступает также как одна из форм языка.

Первая сигнальная система благодаря тесному взаимодействию у человека со второй сигнальной системой, качественно отличается от та​ ковой у животных и несет на себе отпечаток культурно-истори​ ческих влияний. Первая сигнальная система обеспечивает конк​ ретно - чувственное отражение окружающей действительности. При этом вначале в организме формируется ощущение отдельных свойств предметов и явлений, воспринимаемых рецепторами и ведущими к более сложной форме отражения — восприятию.

У животных тоже имеется язык — это язык сигналов, но сло​ весные сигналы человека отличаются от условных сигналов жи​ вотных. Во-первых, их действие зависит не от физических особенностей, сколько от смысловых, т.е. слово действует своим смысловым содержанием. Во-вторых, язык человека и речь позволяют передавать знания предков их потомкам, что качественно отличает человека от животных, способствуя на​ коплению знаний об окружающей природе. Вся кора большого мозга имеет отношение к обеим сигнальным системам, которые тесно взаимодействуют между собой: вторая сигнальная система в своей деятельности зависит от функциониро​ вания первой сигнальной системы, т.к. через первую во вто​ рую поступает необходимая информация.

Вторая сигнальная система имеет очень большое значение для человека. Слово может ранить и вдохновлять, вызывать радость или грусть не меньше, а может быть, и больше, чем конкретный предмет.

Таким образом, первая и вторая сигнальные системы тесно взаимодействуют. Их развитие имеет очень большое значение для человека. Например, при относительном преобладании первой сигнальной системы формируется художественный тип личности, а при преобладании второй - мыслительный. Подробнее об этом вы узнаете, когда будете изучать способности человека.

При изложении материала особое внимание обратить на то, что все органы и части тела человека тесно взаимодействуют между собой, обес​ печивая естественные акты жизнедеятельности: пищеварение, дыхание, размножение, перемещение в пространстве, а также различные коммуникации с членами социума. В согласовании всех функцио​ нирующих в организме многочисленных анатомических структур и точном соответствии с реальной ситуацией и обстановкой в окружающей среде главная роль принадлежит нервной системы.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Мозг и психика.

2.Строение и функции нервной системы

3. Структура сознания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.