Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция№3 Познавательные психические процессы






1.Сенсорно-перцептивные познавательные процессы. Ощущение и восприятие

2.Интегративные познавательные процессы. Память, представление, внимание, воображение.

3.Высшие психические познавательные процессы. Мышление, интеллект и речь.

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами.

Познавательные процессы – ощущение, восприятие, мышление, воображение и память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе.

 

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно – во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность – обобщенную ориентацию в мире.

1. Сенсорно-перцептивные познавательные процессы. Ощущение и восприятие.

ОЩУЩЕНИЕ

Ощущение – психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств, качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Орган чувств - анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах; специализирован для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды.

Анализатор - сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, то есть выделяет отдельные его элементы и свойства. Анализаторы бывают внешними и внутренними. У внешних анализаторов рецепторы вынесены на поверхность тела - глаз, ухо и пр. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях.

 

ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ

Зрительные ощущения - это ощущения света и цвета. Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на сетчатку, в которой находятся клетки двух типов - палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. При дневном освещении активны только колбочки. При слабом освещении (в сумерках) колбочки прекращают работу и человек видит в основном серые (ахроматические) цвета.

Заболевание, при котором нарушается работа палочек и человек плохо или ничего не видит в сумерках и ночью, а днем его зрение остается относительно нормальным, называется «куриная слепота», так как куры, голуби не имеют палочек и в сумерках почти ничего не видят. Чаще всего встречается красно-зеленая слепота, называемая дальтонизмом (по имени англ. ученого Д. Дальтона, впервые описавшего это явление). Дальтоники не различают красный и зеленый цвет, поэтому не могут быть шоферами, летчиками, пожарными, художниками и пр.

Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества: силу звука (громкий - слабый), высоту (высокий - низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.

Слух к звукам речи называется фонематическим. Он формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Развитый фонематический слух ребенка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в начальной школе. Музыкальный слух воспитывается и формируется, как и речевой слух.

 

Шумы могут вызывать у человека определенный эмоциональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой ветра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего поезда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближающегося любимого человека, гром салюта). В преподавательской практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека.

Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибрационные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты слабо. Однако они достигают весьма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух.

Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запахи называется обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. Отдельные частички веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие - зрением со слухом: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей и пр.

Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса - вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Вкусовые ощущения человека находятся в большой зависимости от чувства голода и обоняния. При сильном насморке любое, даже самое любимое, блюдо кажется безвкусным. Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края языка чувствительны к кислому, а его основание к горькому.

Кожные ощущения - тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла или холода). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или прикосновения, или холода, или тепла. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровождаются положительным чувством, характер эмоциональной окраски для тепла и холода различен: холод переживается как бодрящее чувство, теплота - как расслабляющее. Температура же высоких показателей, как в сторону холода, так и тепла, вызывает отрицательные эмоциональные переживания.

Двигательные (или кинестетические) ощущения - это ощущения движения и положения частей тела. Благодаря деятельности двигательного анализатора человек получает возможность координировать и контролировать свои движения. Рецепторы двигательных, ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.

Висцеральные (органические) ощущения рассказывают нам о работе наших внутренних органов - пищёвода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. Пока мы сыты и здоровы, мы не замечаем никаких органических ощущений. Они появляются только тогда, когда в их работе возникает сбой или развивается заболевание. Органические ощущения тесно связаны с органическими потребностями человека.

Осязательные ощущения - это сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки. Сочетание кожных и двигательных ощущений, возникающих при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки, называется осязанием. Органом осязания является рука.

Ощущение равновесия отражает положение, занимаемое нашим телом в пространстве. Когда мы впервые садимся на двухколесный велосипед, становимся на коньки, ролики, водные лыжи, то самое трудное - удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом. При изменении положения тела происходит колебание особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом.

Болевые ощущения имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Полная нечувствительность к боли - редкая аномалия, и она приносит человеку серьезные неприятности. Болевые ощущения имеют различную природу. Во-первых, существуют «точки боли» (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних органах и мышцах. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверх- сильного раздражителя на любой анализатор.

Основные закономерности ощущений

 

Чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определенной величины. Слишком слабые раздражители не вызывают ощущений. Минимальная величина раздражителя, дающая заметное ощущение, называется абсолютным порогом ощущения.

Каждый вид ощущения имеет свой порог. Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств, или способность их реагировать на минимальные воздействия. Чем меньше величина порога ощущения, тем больше абсолютная чувствительность к данным раздражениям.

Другая важная характеристика анализатора - его способность различать изменения в силе раздражителя. Та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений, называется порогом чувствительности к различению.

Адаптация - при длительном воздействии различными стимулами ощущение постепенно уменьшается. В основе этого явления ле​ жат сложные процессы, происходящие как в рецепторных аппаратах, так и в центральных отделах нервной системы. Взаимодействие ощущений. Работа одного анализатора может влиять на работу другого, усиливая или ослабляя ее. Например, слабые музыкальные звуки могут повысить чувствительность зрительного анализатора, а резкие или сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение. Обтирание лица прохладной водой, слабые кисло-сладкие вкусовые ощущения могут обострить зрение.

Дефект работы одного анализатора обычно компенсируется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов при потере одного из них. Оставшиеся неповрежденными анализаторы своей более четкой работой компенсируют деятельность «выбывших» анализаторов (у слепо-глухих).

Развитие ощущений. Развитие ощущений происходит в связи с практической, трудовой деятельностью человека и зависит от требований, которые предъявляются к работе органов чувств. Высокой степени совершенства достигают, например, обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов, определяющих качество чая, вина, духов и пр. На точность определения звуков по высоте влияет, например, инструмент, на котором человек играет. Особенностью сенсорной организации человека является то, что она складывается прижизненно. Чувствительность - потенциальное свойство человека. Реализация его зависит от обстоятельств жизни и тех усилий, которые приложит человек к их развитию.

ВОСПРИЯТИЕ

 

Ощущения и восприятия - звенья единого процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но имеют и свои отличительные особенности. В отличие от ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом.

 

Восприятие - это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Специальных органов восприятия нет. Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов. Любой предмет или явление действительности выступает как сложный, комплексный раздражитель. Восприятие есть результат аналитико-синтетической деятельности коры мозга: отдельные возбуждения, ощущения связаны друг с другом, образуя определенную целостную систему.

Виды восприятия. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия. Сложные виды восприятия представляют комбинации, сочетание различных видов восприятия. В отличие от ощущений, образы восприятия возникают обычно в результате работы нескольких анализаторов. К сложным видам восприятий относятся, например, восприятие пространства и восприятие времени.

Воспринимая пространство, т.е. удаленность предметов от нас и друг от друга, их форму и величину, человек основывается на зрительных ощущениях, и на ощущениях слуховых, кожных и двигательных.

При восприятии времени помимо слуховых и зрительных ощущений большую роль играют ощущения двигательные и органические. Под восприятием времени понимается процесс отражения длительности и последовательности событий, происходящих в объективном мире. Непосредственному восприятию поддаются только очень короткие временные отрезки. Когда же речь идет о более длительных отрезках времени, то правильнее говорить не о восприятии, а о представлении времени. Восприятие времени характеризуется высокой степенью субъективности. Заполненные положительно эмоционально окрашенными действиями и переживаниями человека отрезки времени воспринимаются как более короткие. Незаполненные же или заполненные отрицательно окрашенными эмоциональными моментами воспринимаются как более длинные. Время, заполненное интересной работой протекает гораздо быстрее, чем занятое монотонной или скучной деятельностью.

Основные свойства восприятия

 

Избирательность восприятия. Из огромного числа многообразных воздействий мы с большой отчетливостью и осознанностью выделяем лишь некоторые. То, что находится в центре внимания человека при восприятии называют объектом (предметом) восприятия, а все остальное - фоном. Предмет и фон динамичны, они могут меняться местами - то, что было объектом восприятия может стать на какое-то время фоном восприятия. Восприятие всегда избирательно и зависит от апперцепции.

Апперцепция - это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия. Иногда человек воспринимает не то, что есть, а то, что ему хочется. О зрительных иллюзиях хорошо знают художники, архитекторы, портные. Например, вертикальные полоски на платье визуально «делают» женщину выше ростом. Попробуйте подержать руку в очень холодной воде, а потом опустите ее в теплую. Вам будет казаться, что ваша рука попала чуть ли не в кипяток. Если съесть кусочек лимона или селедки и запить его чаем с небольшим количеством сахара, то первый глоток покажется очень сладким.

Индивидуальные особенности восприятия. Люди различаются:

 

1) по характеру приема информации. Выделяют целостный (синтетический) тип восприятия. Для этого типа характерна ориентированность на суть, смысл, обобщение, а не на детали и частности. Детализирующий (аналитический) тип восприятия ориентирован на детали, подробности.

 

2) по характеру отражения получаемой информации. Здесь различают описательный и объяснительный типы восприятия. Описательный тип ориентирован на фактическую сторону информации: отражает то, что видит и слышит, максимально приближаясь к исходным данным, но часто не вникая в их смысл. Объяснительный тип старается найти общий смысл информации.

3) по характеру особенностей самой личности. Здесь различают объективный тип восприятия, когда человек ориентирован на точность восприятия, непредвзятость. Субъективный тип, когда восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, пристрастной его оценке, сложившимся ранее предвзятым мыслям о нем. Это наиболее часто встречающийся житейский тип восприятия.

Наблюдение - это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления - сравнением, различением, анализом. Наблюдением называют целенаправленное, планомерное восприятие объектов и явлений, в познании которых мы заинтересованы. Наблюдать - значит не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушиваться, прислушиваться, не просто нюхать, а принюхиваться.

Наблюдение предполагает ясное представление задач наблюдения и разработку плана его осуществления. Ясность цели и задач наблюдения активизируют важную характеристику восприятия - избирательность. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс умственной деятельности. Наблюдательность - это свойство личности, умение наблюдать и подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей. Она тесно связана с развитием профессиональных интересов человека, так как совершенствуется в процессе систематических занятий избранным делом.

Таким образом, многообразие ощущений – это отражение множества существующих, значимых для человека свойств среды его обитания и его взаимодействия с этой средой. Ощущения и восприятия - звенья единого процесса чувственного познания. Восприятие - это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

 

2. Интегративные познавательные процессы. Память, представление, внимание и воображение.

ПАМЯТЬ

 

Память – это процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память – главное условие психического развития человека, обеспечивает единство и целостность личности. Психологической основой памяти является сознание. Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация (востребованность) временных нервных связей, посредством протекания физико-химических процессов в коре и подкорке головного мозга.

Виды памяти можно условно разделить на три группы:

 

1)​ что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения,

чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память;

2)​ как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют

произвольную и непроизвольную память;

 

3)​ как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, долговременная и оперативная память.

Двигательная (моторная) память позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выполнять разнообразную деятельность.

Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях. Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека, являясь важнейшим условием его духовного развития.

Смысловая, или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Формы воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.

Образная память. Этот вид памяти связан с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим.

Произвольная память предполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы, производит воле вые усилия.

Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются как бы само собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается прежде всего то, что нам нравится, на что мы обратили внимание, над чем мы активно и с увлечением работаем. Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер. Непроизвольная память есть уже у животных. Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти - применить знания на практике. Кроме того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности.

Кратковременная и долговременная память. Эти два вида памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность - несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Важны установка запомнить надолго, необходимость этих сведений, их личностная значимость для человека.

Выделяют еще оперативную память - запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе решения любой задачи необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты.

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни человека они обобщаются, взаимодействуют между собой.

Процессы памяти

 

Основные процессы памяти - запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание. По характеру воспроизведения судят о качестве работы всего аппарата памяти. Память начинается с запоминания.

 

Запоминание - запечатление образов объективной реальности, воспринятых сознанием человека за краткий промежуток времени, обеспечивающее сохранение в памяти материала для его последующего воспроизведения.

При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Так запоминается то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное и глубокое чувство. Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу преднамеренное, сознательное запоминание, т. е. ставится цель - запомнить материал.

Механическое запоминание основывается на закреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием.

Заучивание зависит: а) от характера деятельности, от процессов целеполагания: произвольное запоминание, основанное на сознательно поставленной цели - запомнить, более эффективно, чем непроизвольное;

б) от установки - запомнить надолго или запомнить на короткий срок. Мы нередко принимаемся за заучивание какого-то материала, зная, что, по всей вероятности, используем его только в определенный день, а затем он не будет иметь значения. Действительно, по прошествии этого срока мы забываем заученное.

в) от испытываемых эмоций. Лучше заучивается эмоционально окрашенный материал, интересный, личностно значимый.

Способы произвольного или организованного заучивания:

1. Группировка - деление материала на группы по каким-либо основаниям (по смыслу, ассоциациям и т.д.), выделение опорных пунктов (тезисы, заглавия, вопросы, примеры и т.д., в этом смысле составление шпаргалок: полезно для запоминания), план - совокупность опорных пунктов; классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков.

2. Структурирование материала - установление взаимного расположения частей, составляющих целое.

3. Схематизация - описание информации в основных чертах.

4. Аналогия - установление сходства, подобия между явлениями, предметами, понятиями, образами.

5. Мнемические приемы - определенные приемы или способы запоминания.

6.Перекодирование - вербализация или проговаривание, представление информации в образной форме.

7. Достраивание запоминаемого материала, привнесение нового в запоминание (использование слов или образов-посредников, ситуативных признаков).

8. Ассоциации - установление связей по сходству, смежности или противоположности.

9. Повторение - сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала. Запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за другом непосредственно, а разделяются более или менее значительными промежутками времени (лучше делать перерывы от двух часов до суток).

Сохранение – усвоение сознанием человека ранее воспринятых образов предметов и явлений. Длительность сохранения зависит от времени. Через 20 минут после заучивания сохраняется 58, 2 % информации, через час – 44, 2 %, через 8 часов – 35, 8 %, через сутки – 33, 7 %. Критерии сохранения материала в памяти: воспроизведение и узнавание.

Воспроизведение – это актуализация закрепленных сознанием человека образов предметов и явлений, мыслей, действий и поступков. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, само воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия).

При непреднамеренном воспроизведении мысли, слова и т.д. вспоминаются сами собой, без всякого сознательного намерения с нашей стороны. Причиной непреднамеренного воспроизведения могут быть ассоциации. Мы говорим: «Мне вспомнилось». Здесь мысль следует за ассоциацией. При преднамеренном воспроизведении мы говорим: «Я вспоминаю». Здесь уже ассоциации следуют за мыслью.

Если воспроизведение связано с затруднениями, мы говорим о припоминании. Припоминание - наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных волевых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо. Важно вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое.

Узнавание - самая простая форма воспроизведения. Узнавание - это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо. Это процесс, который характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие объектов. Узнать легче, чем воспроизвести.

Забывание – процесс стирания раннее запечатленных образов во временном промежутке. Забывание начинается вскоре после заучивания и в первое время идет особенно быстрыми темпами. За первые 5 дней забывается примерно 75 % информации, а за последующие 25 дней – еще 4 %. Через 31 день после заучивания остается 21 % от исходной запоминаемой информации. Поэтому повторять выученное следует не тогда, когда оно уж забыто, а пока забывание еще не началось. Чтобы предотвратить забывание, достаточно беглого повторения, а чтобы восстановить забытое, нужна большая работа.

Качества памяти: 1) быстрота запоминания; 2) прочность сохранения; 3) точность памяти - отсутствие искажений, пропусков существенного, 4) готовность памяти - умение быстро извлекать из памяти то, что необходимо в данный момент.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называют представлениями. Представления могут вызываться по механизму ассоциаций, с помощью слова, описания. Отличие представлений от восприятий состоит в том, что представления дают более обобщенное отражение предметов. Представления очень неустойчивы, непостоянны и фрагментарны. Представления - это результат переработки и обобщения прошлых восприятий. У слепорожденных нет представлений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуковых представлений. Представление связано с работой образной памяти.

Представление - более высокая ступень познания, чем восприятие, являются ступенью перехода от ощущения к мысли, это наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета. В формировании общих представлений важнейшую роль играет речь, называя одним словом ряд предметов. Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии преимущественно развивается какой-либо один вид представлений.

ВНИМАНИЕ

 

В мозг человека постоянно поступает огромная масса информации, из которой следует выбрать самую необходимую. Механизм выбора и есть внимание. Внимание – это психический познавательный процесс избирательной направленности и сосредоточенности сознания на определённых предметах и явлениях.

Внимание не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психической активности человека; она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание - характеристика любого психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем; мышления, когда решаем задачу; памяти, когда что-то вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Таким образом, внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, воображение и др.

Внимательность важное качество любой профессии. Виды внимания:

1. непроизвольное - не требует волевого усилия, привлекает новизной, необычностью, значительностью объекта (например, реклама продукта);

2. произвольное - управляется волевым усилием и направлено на определенный объект в зависимости от задачи;

Основные свойства внимания. Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение.

1. Сосредоточенность - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту. Степень или сила сосредоточенности - это концентрация или интенсивность внимания.

Концентрация — это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Например, ребенок собирает новый конструктор. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать - он не отвечает, а порой даже и не слышит.

2. Устойчивость - это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. Полная устойчивость сохраняется 15-20 мин;

Внимание неустойчивое периодически ослабляется или отвлекается.

3. Объем - это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно. Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.

4. Распределение внимания - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Внимание может распределяться одновременно между несколькими разными деятельностями. Например, курсант на лекции распределяет внимание между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент.

5. Переключение внимания - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задач деятельности. Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания. В норме переключение происходит 3-4 раза в секунду. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания.

Развитию и укреплению произвольного внимания способствуют:

 

 ​ осознание человеком значения задачи: чем важнее задача, чем сильнее

желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание;

 

 ​ интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать

самому себе, что надо быть внимательным;

 ​ организация деятельности.

Внимание и рассеянность. Обычно внимание противопоставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Однако эти термины не всегда совпадают друг с другом.

Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредоточиться долгое время, его внимание непрерывно перескакивает с одного на другое. Например, такое внимание характерно для детей, оно наблюдается и у взрослых, особенно в состоянии утомления, во время болезни.

Одна из причин невнимательности - недостаточная умственная активность. Огромную роль в развитии внимания играет направленность личности.

Воображение

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений и жизненного опыта. Материалом для воображения служат прошлые впечатления, ощущения, жизненный опыт, знания. Психологические механизмы воображения:

В образах, возникающих в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные сочетания. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько техник воображения.

Комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование — это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

Акцентирование - подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей (умный - очень высокий лоб, недостаток ума - низкий).

Индивидуальные особенности воображения определяются:

1) степенью легкости и трудности, с какой человеку дается воображение;

2) характеристикой создаваемого образа (нелепица, оригинальная находка);

3) в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов (личностная направленность).

Проявления воображения: мечта (образы желаемого будущего, связанные с реальной действительностью); фантазия (образы, частично связанные с действительностью); грезы (полный отрыв от реальной действительности).

Таким образом, к интегративным познавательным процессам относятся память, представление, внимание, воображение и память. Интегративные познавательные процессы являются главными условиями психического развития человека, они обеспечивают единство и целостность личности.

 

3.Высшие психические познавательные процессы. Мышление, интеллект и речь.

 

МЫШЛЕНИЕ

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный процесс, характеризующий обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления - раскрытия более существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями, фактами.

1. Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. Успешное сравнение предметов и явлений возможно тогда, когда оно целенаправленно, т. е. происходит с определенной точки зрения. Оно может быть направлено или на установление сходства предметов, или на установление различия, или на то и другое одновременно. Сопоставляя вещи, явления, их свойства, сравнение вскрывает тождество и различие. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Классификация производится по какому-либо признаку, который оказывается присущим каждому предмету данной группы. Так, в библиотеке книги можно классифицировать по авторам, по содержанию, по жанру, по переплету, по формату и пр. Признак, по которому производится классификация, называется основанием классификации.

2. Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.

Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Анализ может быть и мысленным выделением в целом его отдельных свойств, признаков, сторон. Анализ возможен не только тогда, когда мы воспринимаем предмет, но и тогда, когда мы вспоминаем о нем, представляем его себе. Возможен также и анализ понятий, когда мы мысленно выделяем различные их признаки, анализ хода мысли доказательство, объяснения и пр.

Синтез - это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Различаются два вида синтеза: как мысленное объединение частей целого и как мысленное сочетание различных признаков, свойств, сторон предметов и явлений действительности.

3. Абстрагирование — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Выделенные в процессе абстрагирования признак или свойство предмета становятся самостоятельными объектами мышления. Так, у всех металлов мы можем выделить одно свойство - электропроводимость.

 

4. Обобщение и конкретизация.

 

Абстракция лежит в основе обобщения — мысленного объединения предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.

 

Конкретизация — это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.Конкретизация играет существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. В учебной деятельности конкретизировать — значит привести пример, иллюстрацию, конкретный факт, подтверждающий общее теоретическое положение, правило, закон (например, грамматическое, математическое правило, физический, общественно-исторический закон и т.д.). Отсутствие конкретизации приводит к формализму знаний, частное оказывает значительную помощь пониманию общего.

Формы мышления:

1. Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. Например, в понятие «дерево» входят все признаки, присущие дереву, и не входит то, что характерно только для березы, или ели, или дуба и пр. Отражая общее, существенное, закономерное в предметах или явлениях действительности, понятие выступает высшей ступенью отражения мира.

2. Суждения – основная форма мышления, отражающая связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира, их свойствами и признаками. Суждение—это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов и явлений, объединяемых понятием, например: «Все металлы проводят электричество».

Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление — значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем. Истинность суждений проверяется общественной практикой человека.

3. Умозаключение – это такая форма мышления в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения — доказательство геометрических теорем. Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений — индуктивными и дедуктивными.

Индукция — это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Индукция начинается с накопления знания о возможно большем числе в чем-либо однородных предметов и явлений, что дает возможность найти сходное и различное в предметах и явлениях и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений, делают общий вывод или заключение, устанавливают общее правило или закон.

Дедукция — это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил. Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкретных свойствах и качествах отдельного предмета на основе знания общих законов и правил. Например, зная, что все тела при нагревании расширяются, человек может предвидеть, что железнодорожные рельсы в летний жаркий день тоже будут расширяться, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители оставляют между рельсами определенный зазор.

4. Рассуждения - это практическая мысль человека, выраженная в единстве понятий, суждений, умозаключений

Решение мыслительной задачи начинается с тщательного анализа данных, уяснения того, что дано, чем располагает человек. Эти данные сопоставляют друг с другом и с вопросом, соотносят с прежними знаниями и опытом человека. Человек пытается привлечь принципы, успешно примененные ранее при решении задачи, сходной с новой. На этой основе возникает гипотеза (предположение), намечается способ действия, путь решения. Практическая проверка гипотезы, проверка пути решения может показать ошибочность намеченных действий.

 

Виды мышления

 ​ по форме и содержанию выделяются конкретно-действенное, наглядно-

образное и абстрактно-логическое мышление.

 ​ по характеру решаемых задач мышление может быть теоретическим и

практическим.

 ​ по степени развернутости и осознанности мышление может быть

аналитическим (логическим) и интуитивным.

 ​ по степени новизны и оригинальности мышление можно отнести к

репродуктивному (воспроизводящему) и продуктивному творчеству.

Конкретно-действенное – это мышление, которое сводится к реальным, практическим действиям человека в наглядно воспринимаемой ситуации (обстановке). Здесь внутренние, умственные действия сведены к минимуму, а задача в основном решается за счет внешних, практических действий с реальными материальными предметами. Этот вид мышления можно наблюдать уже у детей раннего возраста, начиная с 6 – 8-го месяцев жизни.

Наглядно-образным мышлением называют мышление, при котором задачи решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а с помощью внутренних действий с образами этих предметов. Это мышление очень ярко проявляется при понимании, например сложных картин, сложных ситуаций.

Абстрактно-логическое мышление - высший вид мышления человека, имеющий дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами, явлениями или их образами и выражается в словах или других знаках. Данный вид полностью протекает на внутреннем, умственном плане.

Деление мышления на теоретическое и практическое весьма условно и относительно, речь идет лишь о преобладании тех или других компонентов и его направленности. Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей.

Теоретическое мышление направлено на познание наиболее общих законов и правил. Оно оперирует наиболее общими категориями и понятиями. Всякого рода научные концепции, теории, методологические основания науки являются продуктом этого вида мышления. Теоретическое мышление составляет основу научного творчества.

Основная задача практического мышления – подготовка физических преобразований действительности, то есть постановка цели, создание плана, проекта, схемы действий и преобразований. Его способность заключается в том, что оно часто развертывается в условиях дефицита времени, а также в том, что в условиях практической деятельности его субъект обладает ограниченными возможностями для проверки гипотез.

Важно различать продуктивное и репродуктивное мышление, основанное на степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта.

Продуктивное мышление порождает новые знания, новый материальный или идеальный результат. Продуктивным, например, является мышление ученого, делающего новое открытие, писателя, создающего новое произведение, художника, пишущего новую картину.

Репродуктивное – это мышление, повторно открывающее уже известные знания или воссоздающее то, что кем-то когда-то уже было создано. Репродуктивное мышление характерно для людей, которые многократно решают типичные задачи. В таком мышлении человек идет известным, пройденным путем, поэтому данный вид мышления также называют нетворческим.

 

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность).

Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, а сам процесс мышления осознан. В отличие от аналитического, интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, в нем отсутствуют этапы, и, наконец, его процесс осознается в минимальной степени.

Реалистическое мышление основывается на реальных знаниях о мире, направлено на достижение целей, обусловленных жизненно важными потребностями и обстоятельствами, оно регулируется логическими законами, а его течение осознанно контролируется и направляется.

Аутистическое мышление основывается на произвольных, иррациональных допущениях при игнорировании реальных фактов. Основной его движущей и направляющей силой являются плохо осознаваемые или неосознаваемые желания или страхи. Оно в большей степени связано с реализацией желаний.

 

Интеллект

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления. Наиболее существенные из них - самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота и критичность.

1. Самостоятельность мышления проявляется в умении человека выдвигать новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помощи других людей. Самостоятельность мышления всегда считалась одним из важнейших измерений личности. Тот, кто не обладает самостоятельным мышлением, ориентируется только на чужие знания, опыт, мнение, а при решении любых вопросов и задач опирается на готовые формулы, шаблонные решения.

2. Широта ума проявляется в широком кругозоре человека, в активной познавательной деятельности, охватывающей самые различные области науки и практики.

3. Глубина - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает.

4. Раз мышление бывает широким, значит, может быть у кого-то и узким, предметом которого является какая-то небольшая (узкая) часть действительности. Узкое мышление может быть содержательным и глубоким (мышление «узкого специалиста»), а может - бедным, мелким, поверхностным.

5. Гибкость ума выражается в умении быть свободным от принятых шаблонных приемов и способов решения задач любого содержания и уровня, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки, быстро переключаться с одного способа решения, поведения на другой, разнообразить попытки решения проблемы или задачи и тем самым находить быстрее новые пути их решения.

6. Важным качеством ума является способность предвидения. Развитие именно этого качества позволяет человеку продуктивно выполнять функцию управления деятельностью, особенно если в эту деятельность включено много людей. «Управлять - значит предвидеть» - говорит старинное изречение.

 

РЕЧЬ

Речь – есть процесс индивидуального использования языка в целях общения с другими людьми, материальный носитель мышления.

 

Для того чтобы говорить и понимать чужую речь, не​ обходимо знать язык и уметь им пользоваться.

Язык — это систе​ ма условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имею​ щие для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их об​ щественного бытия.

Язык — это достаточно сложное образование. Каждый язык обладает опре​ деленной системой значащих слов, которая называется лексическим составом языка. Кроме этого, язык имеет определенную систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику языка, а также определенный зву​ ковой, или фонетический, состав, свойственный только данному конкретному языку. Основное предназначение языка заключается в том, что, являясь системой зна​ ков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. К основным функциям речи принято относить сообщение, обозначение, вы​ ражение, воздействие. С помощью речи мы излагаем свои мысли, высказываем свое отношение к предмету или явлению, о котором говорим. Но для успешной военно-профессиональной деятельности наиболее значима воздействующая функ​ ция речи.

Воздействующая функция речи — это побуждение человека к выполнению задач с помощью слова. Речевое воздействие может изменить психическое состоя​ ние, чувства и мотивы поведения людей. Воздействующая функция речи широко используется в учебно-воспитатель​ ной работе, в руководстве и командовании. Существует несколько видов речи: устная, письменная и внутренняя. В свою очередь, устная речь делится на диалогическую и монологическую. Диалогиче​ скую речь мы используем, когда ведем беседу. Наличие контакта с собеседником помогает опустить отдельные моменты в речи. В других случаях диалогическая речь может быть более развернутой, например когда ведется научный спор, коман​ дир беседует с подчиненным по вопросам службы и др. В этих случаях использу​ ются развернутые предложения, обеспечивающие более полное достижение со​ держательности и выразительности речи.

Монологическая речь — выступление одного человека, например лекция, до​ клад. Здесь непосредственный контакт слабее, труднее оценить то, как восприни​ мают речь слушающие выступление люди. Монологическая речь требует больших знаний, общей культуры, правильного произношения, владения собой, активной и планомерной передачи информации, точных описаний, определений, умелого оперирования сравнениями и т. д.

Проявление и использование устной речи в повседневном общении получило название речи общения: Ее влияние распространяется на все сторойы жизни и деятельности военнослужащих. Она влияет на взаимоотношения, на формирова​ ние общественного мнения и взаимоотношения.

Письменная речь представляет собой процесс передачи речевой информации с помощью буквенных обозначений. Этот вид общения наиболее труден. Для пе​ редачи психического состояния, эмоций, мыслей необходимо наиболее полно, последовательно и понятно изложить сведения, факты.

Внутренняя речь произносится мысленно. Она не выполняет функции общения, а служит для осуществления процесса мышления и является основой формирования умственных действий. Нередко мы проговариваем про себя то, что намереваемся сказать другим людям. Поэтому внутренняя речь обес​ печивает смысловую сторону внешней речи.

Глубина восприятия командной речи зависит от ряда условий. Чем яснее, точ​ нее и определеннее сформулировано приказание, требование, тем легче и полнее его понимание и уяснение подчиненными. Краткость, сдержанность приказа, наряду с внешним спокойствием и уважительным тоном самого командира внушают подчиненному уве​ ренность в успешном выполнении задания. Приказание, требование авторитетного командира сразу внутренне принимается подчиненными, становится мотивом их деятельности.

 

Необходим индивидуальный подход к формированию речевых навыков. Но в большинстве случаев путь один: чтение художественной литературы, выступления на семинарских занятиях и публичных мероприятиях.

Таким образом, мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный процесс, характеризующий обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления. Речь – есть процесс индивидуального использования языка в целях общения с другими людьми, материальный носитель мышления.

Итак, связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами, но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение. Речь располагает более сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально-логическим путем. К числу аппаратов логического мышления относятся и те логические структуры, моделью которых является силлогизм. Переход к сложным формам общественной деятельности даёт возможность овладеть теми средствами языка, которые лежат в основе наиболее высокого уровня познания- теоретического мышления. Этот переход от чувственного к рациональному и составляет основную черту сознательной деятельности человека, являющейся продуктом общественно-исторического развития.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1.​ Творчество.

2.​ Мнемические процессы. Мышление, интеллект и речь.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.