Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика уровня сформированности общеучебных познавательных УУД у младших школьников






Целью констатирующего этапа эксперимента стало выявление уровня сформированности общеучебных познавательных УУД у младших школьников в экспериментальной и контрольной группах. Для этого были использованы следующие методики:

1. «Диагностика универсального действия общего приёма решения задач» (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова)

2. «Нахождение схем к задачам» (А.Н. Рябинкина)

Первая методика была проведена с целью выявления сформированности общего приема решения задач и логических действий. В ходе диагностики учащимся были предложены задачи для решения арифметическим способом. Ребятам было обязательно делать запись хода решения задач, а также вычислений. Необходимым условием работы была проверка решения, то есть учащийся должен был доказать правильность своего ответа и хода решения.

Работа учащихся оценивалась по следующим критериям:

- умение выделять смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;

- умение создавать схемы решения;

- умение выстраивать последовательность операций;

- умение соотносить результат решения с исходным условием задачи.

В результате проведения методики были определены следующие уровни сформированности общего приёма решения задач:

Низкий: при анализе задачи учащийся выделяет не только существенные, но и несущественные смысловые единицы текста; создаёт неадекватные схемы решения; применяет стереотипные способы решения; не умеет соотносить результат решения с исходным условием задачи.

Средний: при анализе учащийся выделяет только существенные смысловые единицы текста; при создании схемы решения не учитывает все связи между данными условия и требованием; применяет стереотипные способы решения; испытывает трудности (допускает ошибки) в соотнесении результата решения с исходными данными задачи.

Высокий: при анализе учащийся выделяет только существенные смысловые единицы текста; создаёт различные схемы решения; использует разные способы решения; обосновывает соответствие полученных результатов решения исходному условию задачи.

Вторая методика («Нахождение схем к задачам» (А.Н. Рябинкина) была проведена с целью определения умения ученика выделять тип задачи и способа её решения, а также оценки действия моделирования, познавательных логических и знаково-символических действий.

Учащимся было предложено найти к каждой задаче соответствующую схему.

Работа каждого ученика оценивалась по критериям:

- умение выделять структуру задачи (смысловые единицы текста и отношения между ними);

- умение находить способ решения;

- умение соотносить элементы схем с компонентами задач;

- умение проводить логический и количественный анализ схемы.

В связи с выделенными критериями были определены следующие уровни сформированности действия моделирования:

Низкий: учащийся не умеет выделять структуру задачи, не идентифицируют схему, соответствующую данной задаче.

Средний: учащийся выделяет смысловые единицы текста задачи, но не находит в данных схемах части, им соответствующие.

Высокий: учащийся выделяет смысловые единицы текста задачи, отношения между ними и находит среди данных схем соответствующую структуре задачи.

Вследствие проведенной диагностики были определены уровни сформированности общеучебных познавательных УУД у младших школьников (табл. 1).

 

Таблица 1. Уровни сформированности общеучебных познавательных УУД

у младших школьников

Низкий При анализе задачи учащийся может выделить не только существенные, но и несущественные смысловые единицы текста; создаёт неадекватные схемы решения; применяет стереотипные способы решения; не умеет соотносить результат решения с исходным условием задачи; не умеет выделять структуру задачи, не идентифицируют схему, соответствующую задаче.
Средний При анализе учащийся выделяет только существенные смысловые единицы текста; при создании схемы решения не учитывает все связи между данными условия и требованием; применяет стереотипные способы решения; испытывает трудности (допускает ошибки) в соотнесении результата решения с исходными данными задачи; не находит в схемах к задачам смысловые части, им соответствующие.
Высокий При анализе учащийся выделяет только существенные смысловые единицы текста задачи, отношения между ними; создаёт различные схемы решения и использует разные способы решения; обосновывает соответствие полученных результатов решения исходному условию задачи; находит среди данных схем соответствующую структуре задачи.

В результате проведения методики «Диагностика универсального действия общего приёма решения задач» (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова) в экспериментальной и контрольной группах мы получили разные результаты, которые обобщены в таблице 2. В контрольной группе наблюдается более низкий уровень сформированности общего приёма решения задач.

 

Таблица 2. Результаты проведения методики «Диагностика универсального действия общего приёма решения задач» (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова)

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Кол-во чел-к % Кол-во чел-к %
Высокий   22, 2%   16%
Средний   29, 7%   32%
Низкий   48, 1%   52%

 

По итогам проведения методики «Нахождение схем к задачам» (А.Н. Рябинкина) в 3 «Г» и 3 «Д» классах мы также видим различия (табл. 3). В обеих группах наблюдается очень низкий уровень сформированности действия моделирования, хотя в контрольной группе он ниже. Мы можем предположить, что в школе плохо работают над формированием данного умения, в учебном процессе не отводится времени на изучение схем к задачам.

 

Таблица 3. Результаты проведения методики «Нахождение схем к задачам» (А.Н. Рябинкина)

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Кол-во чел-к % Кол-во чел-к %
Высокий   7, 4%   4%
Средний   55, 6%   48%
Низкий   37%   48%

 

Вследствие диагностики по двум методикам учащиеся были распределены на три уровня сформированности общеучебных познавательных УУД и составлена диаграмма, на которой представлен обобщённый результат (рис. 1).

Рисунок 1. Общий результат диагностики в экспериментальной и

контрольной группах

 

Мы видим, что большую часть учащихся можно отнести к среднему и низкому уровням. При этом на высоком уровне находится всего 3 ученика с двух групп.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.