Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ и обобщение полученных результатов






 

Целью контрольного эксперимента стало выявление динамики развития уровня сформированности общеучебных действий в экспериментальной и контрольной группах после проведения в первой группе системы уроков по математике. Для этого мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе:

1. «Диагностика универсального действия общего приёма решения задач» (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова)

2. «Нахождение схем к задачам» (А.Н. Рябинкина)

В результате проведения первой методики мы видим, что в экспериментальной и контрольной группах повысился уровень сформированности приёма решения задач. Полученные данные были оформлены в общую таблицу (табл. 5) и отражены в диаграмме (рис. 2). Причём в экспериментальной группе высокий уровень повысился на 14, 8%, а низкий понизился на столько же процентов, то есть общий процент повышения результатов по данной методике составляет 29, 6%. В контрольной группе мы наблюдаем другую динамику. Высокий уровень повысился на 8%, а низкий понизился на столько же процентов. Таким образом, общий процент повышения результатов в контрольной группе составляет 16%.

 

Таблица 5. Результаты проведения методики «Диагностика универсального действия общего приёма решения задач» (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова)

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Кол-во чел-к % Кол-во чел-к %
Высокий   37%   24%
Средний   29, 7%   32%
Низкий   33, 3%   44%

 

Рисунок 2. Результаты проведения методики «Диагностика универсального действия общего приёма решения задач» (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова)

 

В результате проведения второй методики мы также наблюдаем некоторые изменения. В обеих группах повысился уровень сформированности действия моделирования (см. табл. 6, рис. 3). В экспериментальной группе высокий уровень повысился на 22, 3%, и низкий понизился на 11, 1%, соответственно общий результат повысился на 33, 4%. В контрольной группе результаты слабее. Высокий уровень повысился на 8%, а низкий понизился на 4%, из чего следует, что общий процент повышения результатов составляет 12%.

Мы можем сделать вывод, что разработанная система уроков позволила испытуемым экспериментальной группы освоить действие моделирования.

 

Таблица 6. Результаты проведения методики «Нахождение схем к задачам» (А.Н. Рябинкина)

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Кол-во чел-к % Кол-во чел-к %
Высокий   29, 7%   12%
Средний   44, 4%   44%
Низкий   25, 9%   44%

 

Рисунок 3. Результаты проведения методики «Нахождение схем к задачам» (А.Н. Рябинкина)

 

В связи с полученными результатами мы можем судить об общем повышении общеучебных действий. В экспериментальной группе на высоком уровне оказались 12 человек, на среднем – 9 человек, а на низком – 6 учащихся. В контрольной группе на высоком уровне всего 5 человек, на среднем – 9 человек, на низком – 11 учеников. Обобщённые результаты контрольного среза можно увидеть в таблице 7 и рисунке 4.

 

Таблица 7. Динамика развития общеучебных действий

Уровень Констатирующий этап Контрольный этап
ЭГ КГ ЭГ КГ
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Высокий   7, 4%   4%   29, 7%   12%
Средний   44, 4%   44%   37%   44%
Низкий   48, 2%   52%   33, 3%   44%

 

Рисунок 4. Результаты контрольной диагностики общеучебных действий

 

Далее можно сделать вывод об общей динамике развития общеучебных познавательных действий. В экспериментальной группе высокий уровень повысился на 22, 3%, средний понизился на 7, 4%, а низкий понизился на 14, 9%. Это свидетельствует о том, что общий процент повышения общеучебных действий в экспериментальной группе составляет 37, 2%. В контрольной группе мы видим, что высокий уровень вырос на 8%, а низкий уровень понизился на такое же количество процентов. Таким образом, в контрольной группе процент повышения составляет всего 16%. Динамику повышения уровней сформированности общеучебных УУД можно увидеть на рисунках 5 и 6.

Рисунок 5. Динамика развития общеучебных умений в экспериментальной группе

 

В экспериментальной группе на высокий уровень перешло 6 испытуемых (Алёна Т., Станислава М., Полина Т., Яна С., Милана Х., Полина Т.), а с низкого на средний поднялись 4 учащихся (Артём Х., Ильнар З., Никита Ш. и Денис С.). В контрольной группе на высокий уровень перешли только 2 человека – Катя Б. и Миша С., а с низкого на средний поднялись также 2 испытуемых (Серёжа М. и Вика Д.).

 

Рисунок 6. Динамика развития общеучебных умений в контрольной группе

 

По графикам можно увидеть, что экспериментальная группа показала хорошие результаты в контрольной диагностике. Из этого следует вывод, что выделенные педагогические условия и предложенная система уроков были эффективны, а гипотеза поставленная в начале исследования, подтвердилась.


Заключение

 

Итак, мы обосновали актуальность формирования общеучебных умений в начальной школе тем, что в настоящее время ФГОС НОО предъявляет новые требования к подготовке учащихся начальной школы, что подразумевает формирование универсальных учебных действий.

Мы поставили перед собой цель исследования, которую достигли через комплекс задач, одной из которых было разработать и внедрить комплекс уроков математики по формированию общеучебных действий у младших школьников.

в I главе нашего исследования мы рассмотрели понятия «познавательные УУД», а также «общеучебные умения», подробно описали, какие умения туда входят, а также необходимые условия для их формирования.

Во II главе нашего исследования было представлено три этапа эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе мы провели диагностику сформированности общеучебных умений у третьеклассников МБУ СОШ № 88 (3 «Г» и 3 «Д»). По итогам констатирующего этапа оказалось, что оба класса не подготовлены в плане общеучебных действий, тем не менее, контрольная группа показала более слабые результаты.

В связи с этим, для экспериментальной группы был предложен комплекс 17 уроков по формированию данных умений, куда были включены разные формы работы и где были созданы условия для эффективного формирования общеучебных УУД. Работа была направлена на отработку общего умения решать задачи, обучение действию моделирования, а также развитие логических действий, стимулирование познавательного интереса и самостоятельности, развитие исследовательских умений.

Итогом нашей работы стал контрольный этап эксперимента, где по тем же методикам мы проверили уровень сформированности умений в двух классах. В итоге в экспериментальной группе результат улучшился на 37, 2 %, в то время как в контрольной группе процент повышения составил 16%. В экспериментальном группе на высокий уровень перешли 6 учащихся, а в контрольной группе – всего двое.

Это нам позволило сделать вывод о том, что предложенная система уроков эффективна, а гипотеза, поставленная нами в начале исследования подтвердилась. Тем самым, мы достигли цели своего исследования.


Список литературы

 

1. Аксенова, Н.И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий / Н.И. Аксенова // Актуальные задачи педагогики: материалы науч. конф. Чита, декабрь, 2011 г. – Чита: Изд-во молодой учёный, 2011. – С. 94–100.

2. Александрова, Н.В. Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её роль в формировании универсальных учебных действий / Н.В. Александрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. Челябинск, апрель, 2013 г. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 1–4.

3. Аммосова, Н.В. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики / Н.В. Аммосова, А.М. Черкасова // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 3. – С. 42–45.

4. Анненкова, Е.Ю. Использование информационных технологий в проектной деятельности младших школьников / Е.Ю. Анненкова // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – № 4. – С. 71–73.

5. Байрамукова, П.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 299 с.

6. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования» / А.В. Белошистая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 455 с.

7. Бижова, Т.В. Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования / Т.В. Бижова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. Москва, декабрь, 2012 г. – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 102–104.

8. Болотова, А.И. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников на основе синергетического подхода / А.И. Болотова // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 5. – С. 50–54.

9. Бредихин, А.Н. Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий / А.Н. Бредихин, М.Н. Савоненко // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. Москва, ноябрь, 2014 г. – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 66–67.

10. Булатова, О.В. Познавательный интерес в структуре общей способности к учению в младшем школьном возрасте / О.В. Булатова // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 11. – С. 78–81.

11. Буренкова, Н.В. Использование знаково-символических средств при обучении младших школьников решению задач / Н.В. Буренкова // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 10. – С. 47–52.

12. Васильев, В.П. Конструирование универсальных учебных действий в начальной школе в рамках реализации основной образовательной программы / В.П. Васильев // Актуальные задачи современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. Чита, апрель, 2014 г. – Чита: Изд-во Молодой учёный, 2014. – С. 106–109.

13. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения: Монография / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. – М.: МПГУ, 2012. – 210 с.

14. Гайворонская, Н.И. Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность / Н.И. Гайворонская // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 7. – С. 31–33.

15. Гилядов, С.Р. Управление развитием универсальных учебных действий в исследовательской деятельности школьников / С.Р. Гилядов // Педагогическое образование и наука. – 2013. – № 2. – С. 134–140.

16. Денисова, Т.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в 5-м классе / Т.А. Денисова // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 10. – С. 67–72.

17. Дятлова, К.Д. Формирование, развитие и оценка сформированности познавательных универсальных учебных умений школьников средствами тестового контроля / К.Д. Дятлова // Школьные технологии. – 2014. – № 4. – С. 150–163.

18. Егорина, В.С. Формирование универсальных логических действий младших школьников и повышение эффективности образования / В.С. Егорина // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 10. – С. 38–43.

19. Елисеева, Д.С. Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника / Д.С. Елисеева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. Уфа, март, 2013 г. – Уфа: Лето, 2013. – С. 91–94.

20. Елисеева, Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен / Д.С. Елисеева // Вестник ЮУрГУ. – 2014. – № 4. – Т. 6. – С. 16–26.

21. Зайцева, С.А. Методика обучения математике в начальной школе / С.А. Зайцева, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 192 с.

22. Игошина, Н.В. Проектная деятельность в педагогике саморазвития / Н.В. Игошина // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – № 1. – С. 68–73.

23. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 152 с.

24. Калашникова, Н.Г. Формирование у младших школьников общего умения решать задачи: схемы анализа, рекомендации, фрагменты уроков / Н.Г. Калашникова, Т.Г. Блинова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 158 с.

25. Кашицына, Ю.Н. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики / Ю.Н. Кашицына // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 10. – С. 16–20.

26. Козлова, С.А. Универсальные учебные действия как основа для формирования предметных математических умений и производная от них / С.А. Козлова // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 10. – С. 3–9.

27. Колмычек, Т.Н. Использование проектных задач при отработке учениками универсальных учебных действий / Т.Н. Колмычек // Управление начальной школой. – 2014. – № 2. – С. 35–43.

28. Короленко, Л.П. Развитие УУД в процессе проектной деятельности в начальной школе / Л.П. Короленко // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 8. – С. 28–32.

29. Котова, С.А. Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение: Рекомендации по результатам научных исследований / С.А. Котова, О.А. Граничина, Л.Ю. Савинова; под ред. акад. Г.А. Бордовского. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 101 с.

30. Ломакина, Е.Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики / Е.Н. Ломакина // Методист. – 2013. – № 5. – С. 59–63.

31. Мазитова, Ф.Г. Комплекс технологий как средство формирования УУД / Ф.Г. Мазитова // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 8. – С. 73.

32. Маслов, П.А. Самореализация младших школьников в проектной деятельности / П.А. Маслов // Начальная школа плюс до и после. – 2007. – № 5. – С. 71–74.

33. Математика. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / М.И. Моро [и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, - 2012. – Ч. 1. – 112 с.

34. Математика. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / М.И. Моро [и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, - 2012. – Ч. 2. – 112 с.

35. Махотин, Д.А. Методические основы формирования УУД / Д.А. Махотин // Педагогическая мастерская. Всё для учителя. – 2014. – № 4. – С. 4–8.

36. Медведева, Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 7. – С. 39–41.

37. Мельникова, Е.Л. Что такое проблемный диалог / Е.Л. Мельникова // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – № 8. – С. 3–8.

38. Мендыгалиева, А.К. Методические приёмы при обучении решению задач в начальной школе / А.К. Мендыгалиева // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 10. – С. 43–47.

39. Мошнина, Р.Ш. Использование типовых задач формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе / Р.Ш. Мошнина, Т.П. Хиленко // Управление образованием. – 2013. – № 5. – С. 109–113.

40. Носикова, Я.Н. Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС / Я.Н. Носикова // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – № 2. – С. 24–28.

41. Пачина, А.Г. Педагогические условия формирования универсальных учебных действий у обучающихся / А.Г. Пачина // Управление начальной школой. – 2013. – № 5. – С. 15–27.

42. Петрова, И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И.В. Петрова // Молодой учёный. – 2011. – № 5. – Т. 2. – С. 151–155.

43. Петрова, И.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира / И.В. Петрова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. Чита, декабрь, 2011 г. – Чита: Изд-во Молодой учёный, 2011. – С. 113–116.

44. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева [и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 120 с.

45. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.  Савинов]. – 4­е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.

46. Примерные программы начального общего образования в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2010. – Ч. 1. – 231 с.

47. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников / С.Ю. Прохорова, Я.М. Брагина // Управление начальной школой. – 2013. – № 8. – С. 19–25.

48. Романович, И.Ю. Ведение учёта сформированности УУД у младших школьников / И.Ю. Романович // Управление начальной школой. – 2014. – № 1. – С. 35–39.

49. Сиденко, Е.А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС / Е.А. Сиденко, А.С. Сиденко // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. – № 1. – С. 40–47.

50. Старостина, О.А. Формирование универсальных учебных действий в ходе реализации новых образовательных стандартов / О.А. Старостина // Управление качеством образования. – 2013. – № 2. – С. 87–90.

51. Страхова, И.А. Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий / И.А. Страхова // Методист. – 2012. – № 4. – С. 12–17.

52. Тужик, С.В. От формирования общеучебных умений в подготовке учителя к развитию универсальных учебных действий обучающихся / С.В. Тужик // Методист. – 2013. – № 3. – С. 50–53.

53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

54. Черкасова, А.М. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики посредством самостоятельной работы / А.М. Черкасова // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 6. – С. 38–41.

55. Швецова, Р.Ф. Самостоятельная работа на уроках математики в начальной школе / Р.Ф. Швецова // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 10. – С. 53–57.

56. Шевцова, Е.А. Формирование универсальных учебных действий / Е.А. Шевцова // Начальное образование. – 2013. – № 3. – С. 12–17.

57. Шегаев, И.С. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) / И.С. Шегаев, А.В. Шегаева // Молодой учёный. – 2013. – № 10. – С. 550–552.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.