Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ребенок и взрослый






В первые недели жизни младенцы стремятся к регулярности и покою, но вместе с тем пытаются не упустить не одного из своих ощущений и переживаний, связанных с окружающим миром. Они стремятся найти баланс между избытком и недостатком стимуляции, становясь постепенно всё более чуткими к социальному окружению. Задачей первого года является формирование у ребенка доверия и привязанности к взрослым. Социальная ситуация развития квалифицируется как слитность, нерасчлененность со взрослым. Это означает, что младенец абсолютно зависит от взрослого в удов­летворении почти всех своих потребностей - в пище, безопас­ности, любви, общении т.п. И в этом смысле, по -мнению Л.С.Выготского, он максимально социален.

Согласно Э.Эриксону, беспомощные ма­лыши в первый год жизни оказываются в ситуации конфлик­та: изначальное доверие к миру против изначального недоверия. Ус­пешное разрешение его зависит от характера взаимоотноше­ний детей и родителей. Если малыша кормят тогда, когда он голоден; если реагируют на его плач своевременно; если его окружают вниманием, разговаривают с ним и играют, - он начинает понимать, что мир - это безопасное место, и он может доверять взрослым. Если же его потребности не удовлетворя­ются, особенно потребность в общении с любящими взрос­лыми, у него формируется базовое недоверие к миру. Ребёнок обращается к взрослому всем своим существом, взрослый становится центром понимания мира, себя и других людей. В первом поведенческом движении малыша, в первом гулении – проявляется стремление воздействия на взрослого. Полноценная социальная ситуация развития в младенчестве способствует формирования глубокой привязанности между ребенком и взрослым. Привязанность - это столь близкая связь между ребенком и другим человеком, которая как бы «сцепляет» их вме­сте на долгое время, а иногда и на всю жизнь. Привязанность форми­руется поэтапно, становясь очевидной только в позднем младенчестве. Привязанность между матерью и ребёнком образует основу расширяющегося спектра эмоциональных реакций у развивающегося младенца. К ним относятся:

- установление интерактивной связи - к примеру, общительный младенец, получающий удовольствие от тесного контакта, способен ободрить даже самую нерешительную мать;

- боязнь незнакомых людей и тревога отделения - по мере того как происходит созревание когнитивных процессов, младенцы конструируют схемы всего знакомого им, замечают новое и необычное: они могут отличать людей, заботящихся о них от незнакомцев и начинают остро сознавать отсутствие того, кто о них заботиться;

- реакция на разлуку и утрату - ребёнок, который сформировал полноценные отношения привязанности к ухаживающему за ним взрослому, реагирует на разлуку с этим человеком по – другому, нежели младенец, которому не удалось установить такие отношения;

- реакция на собственный образ (например, на отражение в зеркале) выступает основой развивающегося у младенца чувство «Я».

Фазы формирования привязанности.

1-я фаза (подготовительная - от рождения до трех месяцев) характеризуется тем, что малыши ищут близости с любым человеком. Для достижения этой цели они используют свои специфические сигналы: улыб­ки, звуки голоса, покряхтывания и неловкие движения, могут подолгу следить за взрослым, желая вызвать у него ответ­ную реакцию. При этом они не выказывают никаких призна­ков тревоги, если вместо матери появляется кто-то другой. Одна из причин этого явления состоит в том, что они еще не осознают свою мать как отдельное, особое существо;

2-я фаза (третий-шестой месяцы) - малыши постепенно учатся раз­личать знакомые и незнакомые лица. На ранней стадии младенцы не видят различия между теми, кто о них заботиться, и другими людьми, реагируя на всех одинаково. Но ввиду того, что матери быстрее и активнее реагируют на сигналы малыша, чем незнакомые люди, дети начинают чаще направлять свои сигналы именно на них. Шестимесячный ребенок уже легко отличает свою мать от посторонних;

3-я фаза (седьмой-восьмой месяцы) - у детей развивается способность узнавать и различать людей, формируется представление о постоянстве людей и предметов. Они становятся очень избирательными в своих предпочтениях, демонстрируя неприятие отдельных людей и объектов. Первая серьезная при­вязанность к определенным людям обычно возникает у младенцев в семь-восемь месяцев. Большинство детей привязываются к матери, а так­же ко всем, кто с ними много и тепло общается, - к отцу, ба­бушкам, дедушкам, старшим братьям и сестрам. Появление этого специфического чувства свидетельству­ет о том, что у ребенка сформировалось первое социальное отношение. Как следствие, ребенок перестает равно друже­любно реагировать на любого человека. У многих малышей начинает складываться новое чувство - страх из-за отсутствия родителей и, соответственно, реакция тревоги на приближе­ние незнакомого человека. Они провожают уходящую мать, шумно приветству­ют ее, когда она возвращается, и все чаще используют ее как надежную опору при знакомстве с новым окружением. Этот целенаправленный поиск взаимности и взаимодействия, ус­тановления особой близости приходится на тот период, когда ребенок активно перемещается в пространстве, пользуясь прямохождением. Поведение ребен­ка в общении с незнакомыми взрослыми может существенно измениться. Младенец, благожелательно и добродуш­но реагировавший на незнакомых людей в первые пять меся­цев, испытывает страх перед ними в семь-восемь месяцев: в присутствии посторонних он плачет, проявляя признаки сильнейшего беспокойства. Иногда дети настолько пугаются новых людей, что стараются уползти и спрятаться от них по­дальше, в безопасное, с их точки зрения, место. Очевидно, к семи месяцам в сознании младенцев формируются схемы знакомых людей и предметов из их ближайшего окру­жения. Они с трудом привыкают к новым людям и предме­там, которые «не заложены» в их схемах. Те­перь малыши способны различать мать, себя и незнакомых людей, при виде которых они проявляют крайнее беспокой­ство или страх. Взаимодействуя с привычными людьми и предметами, сталкиваясь с новыми, дети расширяют свои первоначаль­ные схемы. Увеличиваясь количественно, эти схемы преоб­разуются в содержательном плане, постепенно усложняясь и обогащаясь. В результате освоение нового (незнакомых лю­дей, предметов, явлений) происходит быстрее и успешнее. Надо заметить, что появление страха перед незнакомыми индивидуально, у некоторых его может не быть вовсе. Вероятно, существует довольно устойчивая связь между привязанностью к близким и страхом перед незнакомыми людьми: чем сильнее привязанность, тем больше страх. Уси­ление того и другого в одном возрасте можно объяснить фор­мированием у детей представления о постоянстве объекта. Когда дети понимают, что мама не исчезает насовсем, даже если ее не видно, они стараются продлить общение с ней или заставить вернуться ушедшую мать, используя арсенал доступных для них сигналов. Замечено, что дети не во всякой ситуации проявляют страх пе­ред незнакомыми людьми. Это чувство возникает у них, как правило, в том случае, если новый человек пытается сразу начать общение с малышом. Степень тревожности зависит даже от способа приближения незнакомого человека к ребенку. Когда незнакомый человек находится на большом расстоянии от ребенка и не стре­мится сразу наладить тесный контакт с ним, это уменьшает вероятность появления страха у малыша. Незнакомые люди, быстро приближающиеся к ребенку, чаще всего воспринима­ются им как нечто угрожающе. Некоторые дети реа­гируют на появление незнакомого человека плачем и улыб­кой одновременно, проявляя интерес к новому человеку (но­вый стимул) и в то же время опасаясь, как бы он не причинил им неприятности. Малыши спо­собны устанавливать отношения взаимной близости с теми незнакомыми людьми, которые постепенно начинают разго­варивать с ними, приветливо улыбаться, предлагать игрушки.

Обобщая сказанное, следует подчеркнуть высокую динамику и содержательную насыщенность психического развития ребенка в младенческом возрасте. Всего за год происходит активная адаптация к миру людей и предметов, формируются основные моторные, сенсорно-перцептивные, когнитивные, поведенческие и речевые способности, обеспечивающие базовый уровень социальности ребенка.

7.Основные факторы развития в раннем детстве.

Ведущей деятельностью в раннем детстве является предметная, социальная ситуация развития квалифицируется как начало нарушения слитности со взрослым, в качестве центральных новообразований выделяются развитие самосознания, речевое развитие, «самость» (Л.И.Божович). Психологи называют трехлетний возраст серединой пути психического развития. И действительно, по своим психическим возможностям трехлетний ребенок достаточно функционален: он способен к самообслуживанию, владеет элементарными формами поведения и речевого общения, умеет вступать в контакт, понятен окружающим. Указанные функции составляют базовый уровень психического развития, на котором выстраивается жизненная программа растущего человека. Главными факторами развития являются прямохождение и предметная деятельность. Прямохождение высвобождает руку, превращая ее из органа перемещения в орган познания, расширяет способность ориентироваться в пространстве увеличивает мобильность ребенка, расширяет в целом горизонты его возможностей. Предметная деятельность детей складывается из действий операциональных и соотносящих.

Операциональные действия это действия, заданные функциональным назначением предметов. Благодаря им ребенок узнает назначение этих предметов (ложкой ест, лопаткой копает), постигая тем самым мир человеческой культуры; узнает. Что предметы имеют разную степень свободы, ограниченный круг функций. Соотносящие действия развивают сенсорно-перцептивную систему, формируют восприятие величины, формы. Наряду с этим положительно влияют на координацию движений и ловкость.

Согласно Д.Б.Эльконину, предметные действия развиваются в раннем детстве по двум основным направлениям:

- эволюция действия от совместного со взрослым до самостоятельного;

- развитие средств и способов ориентации ребенка при выполнении предметного действия.

В рамках первого направления освоение действия проходит следующие этапы: вначале взрослый, взяв в свои руки детские, производит совместное с ним действие (например, так детей учат пользоваться ложкой) – ориентация, исполнение и оценка действия принадлежат взрослому. Далее появляется частично разделенное действие – взрослый может начинать, а ребенок продолжать и заканчивать действие. На данном этапе у ребенка появляется осознание цели действия, он понимает, что должно быть в результате его выполнения. Следующим шагом становится исполнение действия на основе показа - взрослый как бы «отрывает» ориентировочную часть действия от исполнительной, отдавая последнюю в руки ребенка. И на следующем этапе взрослый дает только речевое указание, все остальные действия ребенок выполняет самостоятельно. Такова последовательность освоения предметного действия ребенком, позволяющая в последующем выполнять его самостоятельно.

Второе направление - развитие ориентации в системе свойств и функций объектов начинает реализовываться к концу первого года: ребенок начинает употреблять предметы в соответствии с их функциональным назначением (ложкой ест, лопаткой копает). Параллельно ребенок усваивает возможность переноса действия с одного предмета на другой, в результате чего для него становится возможным обобщение функций; а позднее - перенос действия на новые ситуации. Подобные переносы позволяют отчуждать действие от предмета, от ситуации, от себя, что, по сути, означает свободное владение действиями. Д.Б.Эльконин указывал, для овладения действиями большую

услугу оказывают игрушки, как модели реальных предметов. Игрушки полифункциональны, в силу этого в действиях с ними легче отделить ориентировочную часть от исполнительной, а значит – освоение соответствующими действиями происходит быстрее. К концу раннего детства ребенок обретает возможность использовать все предметы адресно, в соответствии с их функциональным назначением.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.