Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие умственных способностей и речевых навыков






Как и система восприятия, умственные способности и ре­чевые навыки ребенка в течение первого года жизни претерпевают целый ряд изменений, в процессе кото­рых они постоянно совершенствуются. Умственное развитие и усвоение языка неотделимы друг от друга, так как язык яв­ляется средством выражения мыслей. Новорожденные «ду­мают» примитивным способом, связывающим их ощущения и двигательные акты, они общаются с помощью не слов, а всего лишь отдельных, подчас совершенно несвязных, самых простых звуков. Но с развитием двигательных навыков и способностей восприятия их умственные способности и речевые навыки усложняются. Порождение речи начинается ещё с нечленораздельного крика новорождённого. Вскоре в коммуникативном репертуаре младенца появляются различные формы крика и гуление. С самого рождения значительный участок левого полушария головного мозга столь развит, что позволяет младенцам воспринимать речь и реагировать на неё. К концу первого года ребенок «мыс­лит» целенаправленно и пользуется первыми словами.

Согласно Ж.Пиаже, способность детей специфическим обра­зом организовывать получаемую извне информацию является врожденной: дети рождаются с готовыми схе­мами - упорядоченными образцами поведения, с помощью которых они «управляют» своими действиями и «организуют» информацию. Самые первые схемы включают в себя такие рефлексы, как сосание, хватание и плач, а также зрительные и слуховые спо­собности. Взаимодействуя с окружением, дети расширяют и ме­няют эти схемы. Для этого они «используют» механизм ассимиляции, то есть пытаются приспособить новую информацию к апробированным схемам, не изменяя их в принципе. Но если в мозг поступает отличающаяся от знако­мой или противоречивая информация, то дети вынуждены менять схемы с помощью механизма аккомодации, приспо­сабливая старые схемы к новой информации. Способность к усвоению позволяет детям сначала «уклады­вать» новую информацию в имеющуюся у них схему без из­менений самой схемы, потом приспосабливать ее к этой схе­ме и, наконец, изменять саму схему при поступлении инфор­мации, противоречащей ей. Конечно же, дети пользуются методами ассимиляции (уподобления) или аккомо­дации (приспособления) не только дифференцированно, но используют их и во взаимосвязи, если предполагается адаптация действий и информации к изменяющимся требованиям внешней сре­ды. По Пиаже, умственные способности, интеллект ребенка измеряются его способностью приспосабливаться к нараста­ющей сложности условий жизни.

Возраст от рождения до одного года соответствует сенсомоторному периоду развития интеллекта в периодизации Ж.Пиаже. Дети еще не владеют языком, их знания о людях и предметах складываются на основе информации, получаемой ими от собственных орга­нов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период разви­тия ребенка, когда главную роль в его умственном развитии играют его непосредственные ощущения и восприятия, согласно Пиаже, состоит из следующих стадий:

Стадия упражнение рефлексов (от рождения до месяца). На этой стадии сенсо-моторного периода развития детей все обучение осуществляется посредством рефлектор­ных действий и пяти чувств. Почти все поведение новорожденных подчинено тому, чтобы «освоить» так или иначе соприкасающиеся с ними предметы с помощью системы врожденных рефлексов сосания и хватания. Новорож­денные не отличают одни предметы от других и потому со всеми предметами поступают одинаково.

Согласно Пиаже, дети «упражняют» все навыки, кото­рыми они обладают в данный период развития. У новорож­денного таких навыков совсем немного - только безусловные рефлексы.

Стадия первичные круговые реакции (один-четыре месяца). Поведение ребенка на этой стадии регулируется более разработанными и совер­шенными схемами, чем рефлексы, свойственные первой стадии. Если до сих пор сосание большого пальца было случайным, то теперь ребенок произвольно, намеренно «руководит» движе­нием своего пальца, направляя его ко рту и добиваясь иско­мого результата - сосания большого пальца. Ребенок поворачивает голову в направлении зву­ков, издаваемых матерью. Он следит за ее перемещениями по комнате. Такое поведение малыша свидетельствует о на­личии у него способности координировать слух и зрение. Это также признак того, что развилась способность сосредоточивать внима­ние на каких-либо объектах - предметах или людях.

Стадия вторичные круговые реакции (четыре-восемь месяцев). На этой стадии малыши выполняют целенаправленные действия и их поведение становится еще более контролируемым. Схемы, которые развились в сознании малыша на ранних стадиях, теперь координируются им. Как и на предыдущей стадии, то или иное поведение проявляется случайно. Но если результат его доставляет удовольствие, то малыш будет повторять его. Если для младенцев на второй стадии объекты, находящиеся вне поля их зрения, не существуют, то к концу третьей стадии у них начинает складываться некоторое представление о постоянстве предметов и людей. Осознание постоянства людей или предметов - это понимание того, что они существуют и в том случае, если их нельзя увидеть. Дети осознают, что, хотя игрушка пропала из поля зрения, а мама ушла в другую комнату, все равно игрушка существует, а мама исчезла не навсегда. Осознание постоянства людей появляется у малышей прежде, чем они могут осознавать постоянство предметов, но происходит это при том условии, что у них теплые отноше­ния с родителями. Если такие отношения отсутствуют, а ребенок больше проводит время с игрушками, то понима­ние постоянства предметов развивается первым. На третьей стадии дети могут «угадывать» местоположение движущихся объектов. Более пол­ным становится понимание постоянства людей и предметов уже на четвертой стадии.

Стадия координации вторичных схем (восьмой-двенадцатый месяцы). В этом возрасте малыши проявляют первые умения предвосхищать события. В качестве иллюстрации этой стадии Ж.Пиаже описал страх и плач своей дочери, когда ей помазали спиртом небольшую цара­пину: спустя два дня, словно предугадывая дальнейшие события, девочка начинала плакать уже тогда, когда мать брала пузырек в руки.

Представленные стадии демонстрируют особое значение взаимодействия созревания и опыта и активной адаптивной роли ребенка в собственном научении. Для Пиаже ребенок- маленький исследователь, открывающий для себя мир предметов и социальных отношений.

Согласно Н.Хомскому, человек обладает врожденными языковыми структурами. Врожденный Механизм Овладения Языком (Н.Хомский) позволяет детям избирательно перерабатывать получаемую извне языковую информацию. Слыша речь других людей, дети бессознательно выводят из услышанного грамматические правила и в соответствии с ними строят собственные высказывания. Этот процесс имеет определенную стадиальность: вначале усваиваются простейшие речевые формы, и только на их основе – более сложные, соответствующие нормам грамматики усваиваемого языка.

Дети с рождения включаются в процесс общения: плач при рождении означает только то, что ребенок способен общаться. Если первый плач новорожденного имеет рефлекторный характер, то уже в месяц он плачет с определенной целью: чтобы сооб­щить о голоде, о неприятных ощущениях, из желания обратить на себя внимание взрослых. Основными механизмами речевого развития в младенчестве становятся подражание и подкрепление. Подражание лежит в основе овладения звуковым богатством языка и его словарным запасом. Подкрепление же выступает как сильно действующий компонент научения – дети будут прибегать к использованию тех речевых средств, которые помогли им достичь желаемого результата. В два-три месяца ребенок начинает экспериментировать с гласными звуками, растяги­вая их: «э-э-э», «о-о-о», «а-а-а». Исследователи считают вор­кование «вокальной игрой» и утверждают, что оно появляет­ся тогда, когда дети чувствуют себя спокойно и комфортно. Шестимесячный ребенок постепенно расширяет число произносимых звуков, начиная со случайного лепета и добав­ляя к доязыковым навыкам некоторые согласные звуки. Про­изношение последних требует более четкого контроля за язы­ком и губами, чем воркование. Теперь ребенок комбинирует глас­ные и согласные звуки, произнося что-то вроде «ба-ба-ба» или «да-да-да». Эти звуки и их сочетания пока еще неосмыс­ленны и случайны, но имеют важное значение, поскольку бла­годаря им дети развивают звукопроизношение. К восьми месяцам дети начинают осваивать более сложный ле­пет, учатся произносить звуки родного языка. Плачущие, вор­кующие или лепечущие малыши издают одни и те же звуки, независимо от того, какой язык станет их родным. Стадия усложнения лепета продолжается примерно до года. К этому времени они осваивают звуки родного языка и могут воспроизводить их по своему усмотре­нию. Данный этап речевого развития получил название автономной детской речи. Особенностями автономной речи являются ее ситуативность и многозначность. Это значит, что одним словом дети обозначают целую ситуацию и употребляют его в нескольких значениях. Слова автономной речи могут отдаленно напоминать взрослую речь - если составляются из начальных и последних слогов слова, а могут и вовсе не иметь с ней никакого сходства («ням-ням», «бай-бай»). Взрослым не следует поощрять автономную речь и самим ею пользоваться. Правильнее «не понимать» детей, стимулируя их изъясняться с помощью грамматических норм родного языка. Согласно Л.С.Выготскому, развитие речи связано с аффективным напряжением. Подобное напряжение возникает, когда нарушается равновесие между возможностью ребенка изъясниться и готовностью взрослого принять его способ речевого общения. Требуемый взрослым уровень речевых действий детей должен быть ориентирован на зону их ближайшего речевого развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.