Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новорожденность






Тема 4.Психология раннего детства.

Новорожденность

Рождение связано с преодолением двух очень важных для последующего развития ребенка кризисов – кризиса сжатия клеток мозга и кризиса сжатия клеток легких. Прямохождение человека превратило его в самое неприспособленное для деторождения существо, отчасти обусловив самый продолжительный по сравнению с другими видами адаптационно-восстановительный период (так, если любое млекопитающее встает на ноги вскоре после рождения, то человеку требуется для этого почти год). Прохождение ребенка по узким родовым путям нередко вызывает в буквальном смысле сжатие клеток мозга, преодоление которого являет собой кризис рождения. Второй кризис связан с переходом от диафрагмального дыхания к легочному: Первый крик ребенка при появлении на свет вызывает вдох, «впускающий» воздух в легкие. Мера успешности преодоления кризиса рождения во многом определяет ход дальнейшего физического и психического развития ребенка.

На период новорожденности, длящийся полтора-два месяца, ложится, очень большая адаптационная нагрузка Жизнь ребенка на начальных стадиях обеспечивают врожденные механизмы: сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения). Новорожденный имеет определенную готовность нервной системы адаптировать организм к внешним условиям: он наделён разнообразными способами реагирования и приспособления к окружающей среде, у него хорошо выражены защитные рефлексы. Так, раздражение кожи вызывает защитное отдергивание, мелькание какого-либо предмета перед лицом – зажмуривание, а резкое увеличение яркости света – сужение зрачка и так далее. Кроме защитных, у новорожденных можно обнаружить реакции, направленные на контакт с раздражителем. Это ориентировочные рефлексы: уже в первые недели жизни сильный источник света вызывает поворот головки, новорожденным свойственно следить за медленно перемещающимся источником света. Проявляются и ориентировочно-пищевые рефлексы: прикосновение к углам губ или к щекам вызывает у голодного ребенка реакцию поиска: он поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот. Кроме перечисленных у новорожденного обнаруживается еще несколько врожденных реакций: сосательный рефлекс – ребенок сейчас же начинает сосать вложенный ему в рот предмет; цеплятельный рефлекс – прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания; переступательный рефлекс - отталкивания при прикосновении к подошвам ног и некоторые другие рефлексы. Большинство врожденных реакций необходимы ребенку для жизни. Они помогают ему приспособиться к новым условиям существования. Благодаря этим рефлексам для новорожденного становится возможным новый тип дыхания и питания. Однако, как показали исследования, есть много рефлексов, на основе которых ничего не развивается. Это – атавистические рефлексы, наследство, полученное ребенком от животных предков. Такими являются цеплятельный рефлекс и рефлекс ползания. Движения, связанные с этими рефлексами, в дальнейшем угасают. Важно отметить, что у ребенка, в отличие от детенышей животных, имеющиеся безусловные рефлексы не обеспечивают появления форм поведения взрослого человека, и не могут, следовательно, составить основу психического развития – они только обеспечивают выживание ребенка. Если эти потребности в достаточной мере удовлетворяются, они вскоре теряют свое ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности (в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослыми), на их основе осуществляется психическое развитие. Ребенок рождается значительно более беспомощным, чем детеныши многих животных. По сравнению с ними он имеет сравнительно небольшой набор врожденных реакций на внешние раздражители. Однако отсутствие значительного количества врожденных форм поведения составляет не слабость, а силу ребенка, так как отсутствие врожденных форм поведения вынуждено компенсироваться приобретенными формами, преимуществом которых являются гибкость и способность к развитию. Отличительной особенностью новорожденного являются безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретенных свойственных человеку форм поведения. Эти возможности обусловлены ярко выраженной потребностью в получении впечатлений, которая в свою очередь связана с ориентировочными рефлексами и развивается в зависимости от готовности органов чувств ребенка получать эти впечатления. Хотя зрительный и слуховой аппараты новорожденного функционируют с первого дня, их работа крайне несовершенна. Зрительные реакции вызывает только находящийся вблизи источник света, а слуховые реакции – только резкие звуки. На протяжении первых недель и месяцев жизни зрение и слух быстро совершенствуются, вследствие чего ребенок начинает следить глазами за движущимися предметами, а потом и останавливать взор на неподвижных предметах. Он начинает реагировать на нерезкие звуки, в частности на голос взрослого. В ответ на зрительные и слуховые раздражители возникает пока еще кратковременная задержка импульсивных движений ручек, ножек и головы; прекращение плача свидетельствует о зрительном и слуховом сосредоточении.

Важной особенностью новорожденного является то, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие моторики. Функционирование зрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешние раздражители происходят на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь его головного мозга. Интересно, что масса мозга новорожденного значительно меньше, чем у взрослого (составляет всего лишь четвертую часть от массы мозга взрослого человека), но при этом количество нервных клеток в нем такое же, как у взрослого (разумеется, клетки мозга новорожденного развиты недостаточно) Тем не менее, уже в период новорожденности оказывается вполне возможным образование условных рефлексов. Этот факт служит доказательством того, что в установление связей ребенка с внешним миром включаются высшие отделы мозга – кора больших полушарий. С первых дней жизни начинает быстро увеличиваться масса мозга, растут и покрываются защитными миелиновыми оболочками нервные волокна. При этом особенно быстро формируются те участки, которые связаны с получением внешних впечатлений: за две недели площадь, занимаемая в коре больших полушарий зрительными полями, увеличивается в полтора раза.

Но было бы неверно думать, что само по себе созревание мозга может обеспечить развитие органов чувств новорожденного. Важным фактором его развития являются получаемые ребенком внешние впечатления - без них невозможно само созревание мозга. Важно помнить, что необходимым условием нормального созревания мозга в период новорожденности становится упражнение органов чувств (анализаторов): поступление в мозг импульсов, получаемых при помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. В условиях сенсорной изоляции (депревации) возникает устойчивая задержка психического развития, а также син­дром недоразвитости как неспособность достичь нор­мальных темпов физического развития при отсутствии каких-либо видимых неврологических и физических отклонений. Этот синдром отмечается примерно у пяти процентов детей младенческого возраста. Синдром недоразвитости обычно появляется в первые шесть месяцев жизни ребенка, и в период от шести до одиннадцати-двенадцати месяцев большинство таких детей госпитализируются. По мере развития синдром недоразвитости осложняется целым рядом физических и эмоциональных про­блем: дети отстают в формировании многих двигательных навыков, в усвоении навыков речевого общения, они мало или совсем неулыбчивы, не стремятся к ласкам взрослых, не испытывают неловкости перед незнакомыми и в целом чрез­вычайно осторожны и апатичны. Синдром недоразвитости считают разновидностью деп­рессии, обычно возникающей у детей на первом году жизни в домах младенца. Причину этого явления медики и психологи усматривают в обедненности эмоционального мира детей, недостаточном внимании со стороны воспитателей и слабос­ти побудительных стимулов к развитию различных условных рефлексов. Установлена непосредственная связь между синдромом недоразвитости домашних детей и их заброшенностью со стороны матерей. Напротив, при достаточности сенсорных впечатлений и эмоциональном комфорте, происходит быстрое развитие ориентировочных рефлексов (что выражается в появлении зрительного и слухового сосредоточения), создается основа для последующего овладения движениями и формирования психических процессов и качеств. Источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребенка, и, что еще важнее, организатором таких впечатлений становится взрослый. Родителям следует тщательно выполнять все предписания врачей в части массажа, воздушных и водных ванн, ибо все эти процедуры способствуют не только оздоровлению ребенка, но и его сенсорному развитию.

Основными состояниями новорождённого являются полусон, спокойное бодрствование, активное бодрствование, крик. Новорожденные более половины суток спят. В пер­вые два месяца их сон длится в общей сложности около семнадцати ча­сов, но к трем месяцам он короче — примерно четырнадцать часов. В период от четырех до шести месяцев дети, к удовольствию взрослых, привыкают спать всю ночь. Сон каждого ребенка индивидуален. К числу причин беспокойного сна детей относятся: мокрые пеленки, внутренний дискомфорт, боль, голод или неожиданные изменения в окружающей обстановке.

Первые две-три недели ребенок откровенно демонстрирует только отрицательные эмоции, которые выражаются в его крике. Прочие эмоции взрослые домысливают, принимая за их выражение различные гримасы новорожденного. Первые достаточно определенные проявления положительной эмоции в виде улыбки наблюдаются в конце первого – начале второго месяца жизни. Улыбка и смех – социальное приобретение. Они возникают как ответ на обращенные к ребенку ласковые слова и улыбку взрослого. К двум-трем месяцам у ребенка вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция, возникающая на появление взрослого, которая называется комплексом оживления. Комплекс оживления проявляется в сосредоточении взгляда на лице склонившегося над ним человека, улыбке ему, оживленных движениях ручек и ножек, воркующих звуках. Комплекс оживления является выражением появившейся потребности в общении со взрослым – первой социальной потребности ребенка. Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчеством.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.