Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Лекция 5. Выборочный метод в социологии
План лекции: 1. Основные понятия выборочного метода в социологических исследованиях. 2. Количественные параметры репрезентативной выборочной совокупности.
Социологическое исследование может проводиться с использованием методов сплошного и несплошного статистического наблюдения. Сплошное статистическое наблюдение предполагает полный охват объекта исследования, охват всех его элементов без исключения. Очевидно, что в реальной жизни немыслимо обследовать всех без исключения 143 млн граждан Российской Федерации. Поэтому в практике социологических исследований зачастую применяются методы несплошного статистического наблюдения. Наиболее часто в социологии используются 3 методы несплошного наблюдения: 1. монографический; 2. метод основного массива; 3. выборочный. Множество социальных объектов, которые являются предметом изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования и территориально-временными границами, образуют генеральную совокупность [1]. Выборочная совокупность (выборка) – это часть элементов генеральной совокупности, отобранных в соответствии с заданной процедурой, которая должна представлять собой микромодель генеральной совокупности. Единица отбора в выборочную совокупность – это единица или серия единиц (гнездо) генеральной совокупности, подлежащих отбору при формировании выборки. Единицами наблюдения называют элементы сформированной выборочной совокупности, которые непосредственно подвергаются статистическому наблюдению. Единица отбора и единица наблюдения представляют собой социальные объекты, обладающие характеристиками, существенными для предмета социологического исследования. Они могут совпадать и различаться. Основными характеристиками выборочной совокупности (выборки) являются ее объем и репрезентативность. Объем выборки – число элементов, включенных в выборочную совокупность. Объем выборки определяется: - задачами исследования; - степенью однородности генеральной совокупности, которую данная выборка репрезентирует; - величиной доверительной вероятности, при которой гарантируется достоверность результатов исследований; - требуемой точностью результатов, т.е. величиной допускаемой ошибки репрезентативности. При определении объема выборки учитывается совокупность технических приемов, применяемых для ее качественного и статистического анализа. Объем выборки определяется с помощью статистических таблиц больших чисел, по номограммам достаточно больших чисел, а также с помощью специальных расчетов. Математики и статистики вывели формулу для определения объема выборки: σ 2 х t2 n = ------------ δ 2 Где n – объем выборки; σ – дисперсия, или мера рассеивания исследуемого признака; в генеральной совокупности (степень однородности исследуемых единиц наблюдения); t – коэффициент доверия (заданная точность); δ – предельная ошибка выборки. Как видим, объем выборки (n) будет зависеть, с одной стороны, от разнородности исследуемого объекта, а с другой – от степени точности. Чем больше разнородность объекта и больше степень точности, тем больше и объем выборки. Чтобы вывести большую точность, для проведения исследования необходимо брать больше единиц наблюдения, например, если стоит задача установить эффективность исследования в пределах рублей, то точность необходима высокая, а если устанавливается эффективность в тысячах – то низкая. Поэтому точность расчета уже заранее задана. При получении социальной информации выборочным методом могут возникать ошибки различного рода. Причинами могут быть неточность данных, сообщенных социологу респондентами, неправильная фиксация получаемых сведений или неправильное измерение переменных, характеризующих единицы наблюдения и т.д. Мера подобия выборочной модели структуре генеральной совокупности оценивается ошибкой выборки, а пределы допустимой ошибки опять-таки зависят от цели исследования. Величина допустимой ошибки определяет надежность результатов выборочного обследования: - повышенная надежность предполагает ошибку выборки до 3%; - нормальная – от 3 до 10% (чаще всего 5%); - приближенная – от 10 до 20%; - ориентировочная – от 20 до 40%. Если в пилотажных и разведывательных исследованиях надежность может быть приближенной и ориентировочной, то в описательных и аналитических исследованиях она должна быть обеспечена, по крайней мере, на нормальном уровне (5%). Как уже было сказано, численность (объем) выборки зависит от степени однородности изучаемых объектов, величины допустимой ошибки (доверительного интервала) и величины генеральной совокупности. Общепринятыми при проведении массовых опросов считаются количественные параметры выборочной совокупности, рассчитанные с помощью критерия Стьюдента при заданном уровне ошибки выборки 5 %. Зависимость объема выборки от объема генеральной совокупности, при допустимой ошибке 5% (доверительная вероятность – 0, 954).
Если массив генеральной совокупности будет дробиться (например, мужчины и женщины, курсы вуза, сроки службы и т.п.), то объем выборки будет соответственно (пропорционально частям дробления) увеличиваться – вместо 400 будет 800. Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования. Она означает, что с некоторой наперед заданной или вычисленной погрешностью можно отождествить установленное на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков с их действительным распределением в генеральной совокупности. Оценка репрезентативности выводится на основе анализа и расчета ошибок: процедурных (допущенных при регистрации признаков) и случайных (зависящих от степени изменчивости изучаемого признака). Тип и способы выборки прямо зависят от вида исследования и его целей. Так, для пилотажных и разведывательных исследований, целью которых могут быть проверка рабочих гипотез или доработка инструментария, состав и объем выборки заранее не фиксируются, а устанавливаются опытным путем по мере развития исследования. В исследованиях же описательного и аналитического плана, цель которых – дать всестороннюю характеристику предмета исследования и наметить пути решения социальной проблемы – выборка должна быть строго репрезентативной. Полную репрезентативность выборки по всем параметрам обеспечить невозможно, поэтому следует решить, какие параметры наиболее существенны для целей исследования. В социологических исследованиях такими параметрами чаще всего являются половозрастной, социально-профессиональный, имущественный состав обследуемых и их пространственное размещение.
Использованная литература: 1. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., Ава-Эстра, 1993. 272 с. 2. Рабочая книга социолога / Под общей ред. и с предисл. Г.В. Осипова. Изд. 3-е. М.: Едиториал УРСС, 2003. 480 с. 3. Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социологического исследования. Киев: Наукова Думка. 1986. 183 с. [1] Рабочая книга социолога / Под общей ред. и с предисл. Г.В. Осипова. Изд. 3-е. М.: Едиториал УРСС, 2003. 480 с. С. 201.
|