Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Лекция 3. Основные виды исследовательских стратегий социологических исследований
План лекции: 1. Понятие стратегии социологического исследования. 2. Краткая характеристика основных стратегий социологического исследования. 3. Виды исследования.
Прикладное социологическое исследование в самом общем виде можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении или процессе для использования этих данных в практике социального управления. Стратегия – общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, являющейся неопределённой и главной на данный момент, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия существования. Стратегия, как способ действий, становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Основная предпосылка для выбора стратегии социологического исследования – состояние наших знаний к моменту сбора эмпирических данных и отсюда – возможность для разработки гипотез. В.А. Ядов выделяет 4 принципиальных плана социологического исследования: формулятивный (разведывательный); описательный (дескриптивный); аналитико-экспериментальный; план повторно-сравнительного исследования Сегодня обычно выделяют три основных типа стратегии социологических исследований: разведывательная или пилотажная; описательная и аналитическая. Разведывательное исследование охватывает небольшие совокупности, основывается на упрощенной программе и сжатом по объёму инструментарии. Разведывательное исследование иногда бывает пилотажным, когда в нём уточняются исследовательские гипотезы, обрабатывается инструментарий, выявляются трудности, с которыми могут столкнуться социологи. Применяется также в случае, если об объекте исследования имеется самое смутное представление и социолог не в состоянии выдвинуть никаких гипотез. Цель такого плана – выявление проблем и формулировка гипотез. Разновидностью разведывательного исследования являются экспресс-опросы.С их помощью определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (социально-экономическим или политическим мероприятиям). Описательное исследование позволяет получить относительно целостное представление об изучаемом явлении. Оно проводится по достаточно глубоко разработанной программе и на базе методически обработанного инструментария. Цель описательного исследования – строгое описание качественно-количественных особенностей социальных структур, процессов и явлений. Аналитическое исследование ставит целью углубленное изучение социального явления, всесторонний анализ его структуры и характеристик, исследование функциональных взаимосвязей и казуальных отношений и чаще всего заканчивается монографическими работами. Его применяют лишь при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения. По своему характеру аналитическое исследование носит комплексный характер, в нём применяются самые разные методы сбора и анализа информации. Разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент. Социологическое исследование может повторяться неоднократно, чтобы представить поведение изучаемого объекта в динамике – так называемое панельное исследование. Это делается для выявления тенденций социальных процессов и предполагает сопоставление данных в определенном временном интервале. Сравнительные исследования проводятся также и в рамках одного временного интервала для того, чтобы установить общность и специфику социальных проблем в региональном, социально-культурном и других разрезах. Классифицируя стратегические планы социологического исследования, В.А. Ядов проводит следующее их сравнение по 3 основаниям: область применения, цель и особенности выборки[1]:
В предыдущей теме мы рассмотрели особенности количественного и качественного подходов в социологическом исследовании. Сравнивая их в аспекты выбора стратегии исследования, В.В. Семенова формулирует следующие различия[2]. Различия в стратегиях исследования при качественном и количественном подходах
Автор полагает, что для эмпирического исследования повседневной практики человеческого взаимодействиякачественный подход более адекватен с точки зрения теоретических посылок и исследовательского инструментария. Как исследовательская стратегия это: - открытая, свободная на входе стратегия, которая аналитически описывает объект на выходе; - базируется на естественном (натуралистическом) изучении объекта в естественных для него условиях; - выявляет и интерпретирует субъективные смыслы, значения; - многомерно исследует объект; - концентрируется на частном, особенном в его жизнедеятельности; - концептуализирует социальные смыслы и значения в понятиях и терминах социального знания. На основе частоты проведения выделяют точечное и повторное социологическое исследование. Точечное исследование (разовое) – сбор информации о состоянии или количественных характеристиках социального явления на момент изучения. Повторное исследование – это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванных получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Повторные исследование подразделяются на: 1. Панельное исследование – исследование, предусматривающее неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по её величине и составу. 2. Лонгитюдное исследование – (англ. longitude – долгота) – длительное по времени своего проведения научное исследование процессов формирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих явлений. 3. Трендовые исследования – исследования, проводимые на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики. 4. Когортное исследование – изучение лиц одного возраста (поколения) на протяжении длительного времени. 5. Мониторинговые исследования – (от лат. monitoring – предостерегающий) – форма организации проведения социологических исследований, обеспечивающая постоянное получение социологической информации о состоянии определенного социального процесса или социальной ситуации. В социологическую практику это понятие пришло из экологии, где термином «мониторинг» обозначается непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения о возможных нежелательных отклонениях по важнейшим параметрам. При организации социологических исследований по типу мониторинга обычно определяется небольшое число наиболее существенных показателей, отражающих состояние социальной среды, затем методом повторных исследований регулярно проводятся социологические замеры, что позволяет накапливать и анализировать информацию в динамике, используя сравнение с базовыми или нормативными показателями.
Использованная литература:
|