Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3. Основные виды исследовательских стратегий социологических исследований

План лекции:

1. Понятие стратегии социологического исследования.

2. Краткая характеристика основных стратегий социологического исследования.

3. Виды исследования.

 

Прикладное социологическое исследование в самом общем виде можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении или процессе для использования этих данных в практике социального управления.

Стратегия – общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, являющейся неопределённой и главной на данный момент, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия существования.

Стратегия, как способ действий, становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели.

Основная предпосылка для выбора стратегии социологического исследования – состояние наших знаний к моменту сбора эмпирических данных и отсюда – возможность для разработки гипотез.

В.А. Ядов выделяет 4 принципиальных плана социологического исследования: формулятивный (разведывательный); описательный (дескриптивный); аналитико-экспериментальный; план повторно-сравнительного исследования

Сегодня обычно выделяют три основных типа стратегии социологических исследований: разведывательная или пилотажная; описательная и аналитическая.

Разведывательное исследование охватывает небольшие совокупности, основывается на упрощенной программе и сжатом по объёму инструментарии. Разведывательное исследование иногда бывает пилотажным, когда в нём уточняются исследовательские гипотезы, обрабатывается инструментарий, выявляются трудности, с которыми могут столкнуться социологи. Применяется также в случае, если об объекте исследования имеется самое смутное представление и социолог не в состоянии выдвинуть никаких гипотез. Цель такого плана – выявление проблем и формулировка гипотез.

Разновидностью разведывательного исследования являются экспресс-опросы.С их помощью определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (социально-экономическим или политическим мероприятиям).

Описательное исследование позволяет получить относительно целостное представление об изучаемом явлении. Оно проводится по достаточно глубоко разработанной программе и на базе методически обработанного инструментария. Цель описательного исследования – строгое описание качественно-количественных особенностей социальных структур, процессов и явлений.

Аналитическое исследование ставит целью углубленное изучение социального явления, всесторонний анализ его структуры и характеристик, исследование функциональных взаимосвязей и казуальных отношений и чаще всего заканчивается монографическими работами. Его применяют лишь при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения. По своему характеру аналитическое исследование носит комплексный характер, в нём применяются самые разные методы сбора и анализа информации.

Разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент.

Социологическое исследование может повторяться неоднократно, чтобы представить поведение изучаемого объекта в динамике – так называемое панельное исследование. Это делается для выявления тенденций социальных процессов и предполагает сопоставление данных в определенном временном интервале. Сравнительные исследования проводятся также и в рамках одного временного интервала для того, чтобы установить общность и специфику социальных проблем в региональном, социально-культурном и других разрезах.

Классифицируя стратегические планы социологического исследования, В.А. Ядов проводит следующее их сравнение по 3 основаниям: область применения, цель и особенности выборки[1]:

Название плана Основания для принятия данного плана Цель исследования по этому плану Особенности выборки
1. План – разведка, или формулятивный Отсутствие удовлетворительной информации об объекте и невозможность сформулировать какие-либо гипотезы Выявление проблем, формулировка гипотез на основе структурирования предмета исследования Изучение по возможности «полярных» случаев (групп, организаций, условий деятельности индивидов)
2. Описательный, или дескриптивный Наличие данных для формулировки описательных, структурных гипотез Качественно-количественное описание объекта, его свойств, состояний Представительная (репрезентативная) выборка или сплошное обследование на объекте
3б. Эксперимен-тально-практический Наличие данных для формулировки объяснительных гипотез Выявление функциональных и причинных взаимосвязей, прогноз Целевая аналитическая выборка по задачам исследования и гипотезам о причинных связях
3а. Аналитико-экспериментальный Наличие объяснительных гипотез о способах управления социальными объектами и процессами Поиск управленческих решений на основе констатирующего или активного преобразующего эксперимента Целевая аналитическая выборка или сплошное обследование с выравниванием существенных характеристик сравниваемых объектов
4. План повторно-сравнительного исследования Наличие данных об объектах и процессах за предшествующий период Выявление общности и специфики социальных явлений в сравниваемых объектах и тенденций социальных изменений во времени Повторение модели выборки «базового» исследования

 

В предыдущей теме мы рассмотрели особенности количественного и качественного подходов в социологическом исследовании.

Сравнивая их в аспекты выбора стратегии исследования, В.В. Семенова формулирует следующие различия[2].

Различия в стратегиях исследования при качественном и количественном подходах

Количественный подход Качественный подход
Теоретико-методологическая база:
Реализм. Достоверное, объективное знание. Описание логических связей между отдельными параметрами Феноменология. Релятивизм. Описание общей картины события или явления
Фокус анализа:
Общее, генеральное, макроанализ. Классификация путем отождествления событий, случаев. В центре внимания структуры; внешнее, объективное Особенное, частное, микроанализ. Описание событий, случаев. В центре внимания человек; внутреннее, субъективное
Единицы анализа:
Факты, события Субъективные значения, чувства
Исследовательские цели, задачи:
Дать причинное объяснение, измерить взаимосвязи Интерпретировать, понять наблюдаемое. Концептуализировать
Стиль:
Жесткий, холодный. Систематизация Мягкий, теплый. Воображение, представление о...
Валидность (надежность):
Достоверное повторение установленных связей Реальное насыщение информации
Логика анализа:
Дедуктивная: от абстракций – к фактам путем операционализации понятий Индуктивная: от фактов из рассказов о жизни и т. д. – к концепциям

Автор полагает, что для эмпирического исследования повседневной практики человеческого взаимодействиякачественный подход более адекватен с точки зрения теоретических посылок и исследовательского инструментария. Как исследовательская стратегия это:

- открытая, свободная на входе стратегия, которая аналитически описывает объект на выходе;

- базируется на естественном (натуралистическом) изучении объекта в естественных для него условиях;

- выявляет и интерпретирует субъективные смыслы, значения;

- многомерно исследует объект;

- концентрируется на частном, особенном в его жизнедеятельности;

- концептуализирует социальные смыслы и значения в понятиях и терминах социального знания.

На основе частоты проведения выделяют точечное и повторное социологическое исследование.

Точечное исследование (разовое) – сбор информации о состоянии или количественных характеристиках социального явления на момент изучения.

Повторное исследование – это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванных получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта.

Повторные исследование подразделяются на:

1. Панельное исследование – исследование, предусматривающее неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по её величине и составу.

2. Лонгитюдное исследование – (англ. longitude – долгота) – длительное по времени своего проведения научное исследование процессов формирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих явлений.

3. Трендовые исследования – исследования, проводимые на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики.

4. Когортное исследование – изучение лиц одного возраста (поколения) на протяжении длительного времени.

5. Мониторинговые исследования – (от лат. monitoring – предостерегающий) – форма организации проведения социологических исследований, обеспечивающая постоянное получение социологической информации о состоянии определенного социального процесса или социальной ситуации.

В социологическую практику это понятие пришло из экологии, где термином «мониторинг» обозначается непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения о возможных нежелательных отклонениях по важнейшим параметрам. При организации социологических исследований по типу мониторинга обычно определяется небольшое число наиболее существенных показателей, отражающих состояние социальной среды, затем методом повторных исследований регулярно проводятся социологические замеры, что позволяет накапливать и анализировать информацию в динамике, используя сравнение с базовыми или нормативными показателями.

 

Использованная литература:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2. Количественный и качественный подходы в социологическом исследовании | Лекция 4. Структура и основные этапы социологического исследования




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.