Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 11. Метод интервью

План лекции:

1. Понятие и виды интервью.

2. Стандартизированное (формализованное) интервью.

3. Анализ информации, полученной методом интервью.

 

Интервьюирование – форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Необходимость проведения интервью связана, прежде всего, с тем, что непосредственное взаимодействие участников интервью предоставляет гораздо больше значимой информации, чем документальные источники.

Сущностная характеристика этого метода – целенаправленное социально-психологическое общение интервьюера и респондента (информанта).

Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:

- вопросов без ответов при нем практически не бывает;

- неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;

- имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;

- получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой.

Недостатки интервьюирования: значительные временные затраты; обстановка интервью может не располагать к откровенности; трудность подготовки интервьюеров.

Существует несколько разновидностей интервью.

1. По способу организации интервью выделяются индивидуальные интервью, где источником информации выступает индивид, и групповые, когда одновременно опрашивается группа людей.

2. По характеру общения выделяются непосредственное «очное» интервью, и телефонное интервью, где общение опосредовано техникой.

3. По специфике источника информации выделяются интервью с массовым респондентом и интервью с экспертом: специалистом, компетентным человеком, знатоком в определенной области знания или сфере деятельности.

4. По особенности процедуры интервью выделяются интервью интенсивное (глубинное) и фокусированное. В глубинном интервью процедура опроса простроена таким образом, чтобы определить, по возможности, весь спектр оценок, смыслов, обстоятельств, связанных у респондента с изучаемым явлением. Социолог задает ряд открытых вопросов, в том числе дополнительных, уточняющих, ориентированных в целом на глубокое проникновение во внутренний мир информанта. Фокусированное интервью предполагает анализ переживаний людей по поводу тех или иных явлений, событий, участниками которых они были. События выступают стимулами, сфокусированная реакция на которые (значимость, оценки, восприятие в целом) и изучаются в интервью. Это могут быть прочитанная публикация в газете, просмотренный заранее фильм или видеоролик, политический митинг, телевизионное шоу и т.д.

5. Степень формализации, стандартизации и структуризации интервью выступает как комплексный критерий. Определим данные термины.

Стандартизация – унификация параметров интервью в рамках конкретного исследования, что обеспечивает возможность сопоставления его результатов: унифицируется перечень вопросов, который задается респондентам. Опросник – стандартный, одинаковый для всех участников исследования.

Формализация – это придание вопросам определенной формы. Высокая степень формализации означает использование закрытых вопросов с готовыми ответами.

Структурирование – это установление связи между элементами интервью: вопросами, темами. Высокая степень структурирования означает жесткую последовательность этих элементов, неструктурированность означает свободу перехода, ее незапланированность.

Различное сочетание этих составляющих комплексного критерия определяет облик конкретного вида интервью.

Все виды интервью, используемые в социологическом исследовании по этому комплексному критерию, можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой расположено стандартизированное (формализованное) интервью, на другом – свободное.

 

 


Стандартизированное Полуформализованное Свободное

(формализованное) интервью интервью

интервью Фокус-групповое интервью

 

Эти полярные виды интервью отличаются друг от друга:

- Степенью формализации опросника. Стандартизированное интервью максимально формализовано, свободное – минимально.

- Степенью директивности стратегий интервьюирования. Директивность понимается как максимальная управляемость процедурой интервью со стороны интервьюера. Стандартизированное интервью – это директивное интервью, свободное – недирективное.

- Мерой унификации параметров интервью внутри конкретного исследования. Стандартизированное интервью максимально унифицировано. В свободном интервью каждое интервью уникально: могут возникать неожиданные, незапланированные повороты и темы.

Пример свободного интервью – нарративное (биографическое) интервью– представляет собой свободное интервью, рассказ о жизни без вмешательства со стороны интервьюера, задающего лишь общее направление ожидаемого рассказа и последующего анализа текста путем выстраивания биографических эпизодов в определенной последовательности (хронологической, тематической и т.д.). Предполагается, что в ходе свободного изложения в памяти рассказчика ассоциативно всплывают в первую очередь те эпизоды и моменты, которые имеют для него наибольшую субъективную ценность, что позволяет выявить смыслообразующие моменты конструирования его биографического повествования.

Однако чаще всего в практике социологических исследований используется стандартизированное (формализованное) интервью.

В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросниками и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. В стандартизированном интервью обычно преобладают закрытые вопросы. Иногда число вариантов возможных ответов бывает довольно большим и на слух плохо воспринимается. В таких случаях варианты ответов печатаются на отдельных карточках, которые вручаются респондентам для прочтения. Чтобы в последующем карточки было легче соотнести с вопросом, на них проставляются номера.

Вводная беседа с респондентом, переходы от одного раздела беседы к другому подробно разрабатываются исследователем и точно воспроизводятся интервьюером в ходе опроса. Если в процессе беседы возникает потребность объяснить респонденту неясное слово или смысл вопроса, интервьюер не должен при этом допускать произвольного толкования, отклонения от смысла первоначальной формулировки вопроса.

В ситуации формализованного интервью интервьюеру отводится по преимуществу исполнительская роль, а респондент должен внимательно выслушать вопрос и выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа из набора, заранее продуманного исследователем. В этой форме опроса влияние интервьюера на качество данных может быть сведено к минимуму. Надежность получаемой информации зависит в первую очередь от добросовестности и пунктуальности интервьюера.

Количественная обработка материалов интервью является возможной, но, по мнению С.А. Белановского, не всегда нужной. На начальных этапах изучения социального явления не следует ставить перед собой иных целей, кроме формирования общего интуитивного впечатления о нем. По мере того, как образ объекта в сознании ученого будет уточняться и конкретизироваться, возникает целесообразность перехода к более строгим методам исследования. К их числу можно отнести: концептуальную проработку материалов интервью, выявление значимых социальных переменных, типологический анализ. Оказанные методы могут сочетаться с количественной обработкой, но сами по себе они являются неколичественными.

Концептуальная проработка материалов интервью в данном случае подразумевает фиксацию причинно-следственных связей, в явной или неявной форме описанных респондентом, и создание на этой основе системы гипотез для дальнейших исследований.

Выявление значимых социальных переменных – это первый этап создания формализованных измерительных методик, заключающийся в отборе факторов или переменных, релевантных поставленной проблеме. Составление списка таких переменных является также первым этапом разработки анкеты.

При опросе методом интервью достаточно большого числа респондентов (не менее нескольких десятков) становится возможным типологических анализ их высказываний в зависимости от занимаемых ими ролевых позиций, социально-психологических установок и иных значимых характеристик.

Типологический анализ в данном случае представляет собой не только выявление типов мнений и точек зрения, но и определение их содержательной наполненности, внутренней логики, обоснований.

Логика анализа текстовой информации, полученной в результате интервью (транскриптов), может быть также следующей (В.В. Семенова):

1. Первичное прочтение текста целиком. Оно необходимо для формирования общего видения текста. На этом этапе возможны конструирование «мемо» и разработка первичных кодов, которые позволяют сортировать текст по определенным темам.

2. вторичное, более детальное вчитывание в текст, в ходе которого составляется детальное описание текста в терминах участников – «плотное описание (Н. Денцин)».

3. При последующих прочтениях формулируются коды, комментарии укрупняются и одновременно происходит сокращение текста за счет исключения ненужной информации. В дальнейшем коды уточняются, конкретизируются, соотносятся с отдельными отрывками из текста. Рекомендуется оставлять на этом этапе не больше 25-30 категорий для одного текста.

4. В результате аналитического описания остается организованный структурированный текст и всего несколько категорий и отрывков из текста, необходимых для дальнейшего анализа.

 

Использованная литература:

1. Батыгнн Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высш: учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 1995.

2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: учебное пособие для вузов. М., 2003. 312с.

3. Готлиб А.С. Введения в социологические исследования. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб.пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Флинта: МПСИ, 2005. 384с.

4. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 1993-1994. №№ 3-4.

5. Журавлева И.В. Об использовании основных типов интервью в практике социологических исследований // Вопросы методики и техники социологических исследований. М.: ССА, 1975.

6. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Прогресс, 1978.

7. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

8. Смехнова Г.П. Основы прикладной социологии. М.: Вузовский учебник, 2012. 252с.

9. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. М.: Наука, 1987.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 10. Анкетный опрос | Лекция 12. Социометрический метод Дж. Морено




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.