Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Лекция 12. Социометрический метод Дж. Морено
План лекции: 1. Общая характеристика метода социометрии, его возможности и границы применения. 2. Процедура социометрического опроса. 3. Социоматрицы, социограммы, социометрические индексы.
Социометрический метод является одним из видов опроса, имеющий целью количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах и коллективах путем фиксации среди их членов связей предпочтения в ситуации выбора. С помощью социометрии можно получить информацию о динамике внутренних взаимоотношений в группе, диагностировать состояние не только внутригрупповых, но и межгрупповых процессов общения, выявить характер и степень развития психологических взаимоотношений, наличие лидерства, группировок, «эмоциональных ядер». Данные социометрии широко используются в воспитательной работе в учебных заведениях, при изучении стилей руководства в группах на производстве, в армии, спортивных организациях. Социометрию связывают с именем американского психиатра и социального психолога Джека Морено, который был учеником З. Фрейда. Термин «социометрия» состоит из двух латинских слов «socius» – товарищ, компаньон соучастник и «metrum» – измерение. То есть социометрическое измерение – это метрическое, количественное изучение эмоционально-психологических связей между людьми. Социометрический метод используется для измерения свойств группы как целостного образования. Особенно это актуально при разрешении конфликтных ситуаций, при неудовлетворенности взаимоотношениями между отдельными членами малых социальных групп и группами в целом, когда требуется оперативное и в то же время незаметное вмешательство, а также хорошо разработанный социальный инструмент. Социометрический метод – это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатий и антипатий среди членов. С помощью социометрического метода можно измерить степень сплоченности или разобщенности в группе; выявить по признакам симпатии и антипатии «лидера» группы и «отвергнутого»; обнаружить внутригрупповые подсистемы, то есть сплоченные образования, во главе которых могут быть свои формальные лидеры. Система социометрии по Морено состоит из 5-ти положений. 1. Морено исходит из того, что распределение симпатий и антипатий между людьми связано с существованием «теле» – невидимых, нематериальных сгустков эмоциональной энергии. «Теле» он рассматривал в качестве простейших единиц чувства, которые направлены от индивида к индивиду. Одна из основных задач социометрии измерить эти «теле». 2. Морено исходил из того, что ни один человек не может выжить без эмоциональных связей с другими людьми, поэтому «социальным атомом» общества является не отдельный индивид, а сосуществование индивидов. Он выделил два уровня взаимосвязи между индивидами: спонтанный уровень – на этом уровне находятся лица, с которыми данный индивид хотел бы вступить в контакт; реальный уровень – на этом уровне находятся те, кто действительно является эмоциональным партнером. Каждую личность Морено рассматривал как ядро атома, вокруг которого собираются воедино многочисленные роли, связанные с сосуществованием других участников. Спонтанные группы и роли влияют на поведение индивидов и групп и могут быть источниками острых конфликтов. Социометрический метод выполняет диагностические и терапевтические функции. 3. Морено в своей системе использовал закон социальной гравитации, суть которого заключается в том, что сплоченность группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу и обратно пропорциональна пространственной дистанции между ними. Эффективность групповой деятельности можно повысить, сблизив официальную и неофициальную структуру взаимных симпатий. 4. Морено выдвинул социологический закон, по которому высшие формы коллективной организации должны развиваться из простейших. Он считал, что любые преобразования дают наибольший эффект, когда их проводят на микросоциологическом уровне, то есть на уровне малых групп, а не уровне макроструктур, то есть общества в целом. 5. Еще один – социодинамический закон гласит, что внутри любой группы человеческие привязанности распределяются неравномерно. При этом, большая часть эмоциональных явлений приходится на немногих индивидов – это «звезды», а большинство членов группы оказываются эмоционально обездоленными – это «социометрический пролетариат». Если группа увеличивается, то еще больше увеличивается эта непропорциональность. Неравенство может уничтожить только «социометрическая революция». С помощью этого метода описывается структура взаимоотношений в группе (коллективе, организации), дается количественная оценка (измерение) характера межличностных отношений между членами группы (формальных и неформальных, эмоциональных и рациональных, деловых, ролевых), устанавливается место в указанной структуре, которое занимает тот или иной член группы. Социометрический метод является одним из специальных методов социальной психологии. Вместе с тем он широко применяется в последние десятилетия в прикладной социологии в качестве основного и вспомогательного, наряду с другими методами социологических исследований. Область применения социометрического метода ограничена. С его помощью изучают только малые группы, между членами которых имеются непосредственные контакты, достаточно сложившиеся и имеющие временной промежуток не менее полугода. Другое ограничение применения данного метода связано с выделяемыми критериями, которые не могут отразить полную картину внутригрупповых отношений. В то же время надо иметь в виду, что малых групп очень много. Это коллективы небольших спортивных команд, трудовых коллективов, постоянные и временные учебные коллективы, небольшие воинские подразделения и т. д. Отсюда вытекает и значение этого метода. Особенно важно использовать данный метод при комплектовании коллективов в экстремальных или приближенных к ним условиях, а также в условиях значительного влияния межличностных отношений на результаты совместной деятельности. Выявление положительных, конфликтных, напряженных или индифферентных участков в группе с помощью метода социометрии способствует активному управлению групповой деятельностью людей. Важным является вопрос о численности малых групп, «нижних» (2–3) и «верхних» (20–40 чел.) границах, а также основаниях для классификации этих групп. Чаще всего в качестве основных признаков малых групп выделяют: пол, возраст, образование, профессию, интересы, национальность и др. В социометрии широко распространено понятие формальных и неформальных групп. Пользуются понятием «группа членства», т.е. группа, включающая в себя всех формально входящих в нее людей. Понятие «референтная группа» означает группу людей «значимого круга общения», нашедших и признавших друг друга. Существенным является также выяснение содержания и значение понятий «статус» и «социальная роль индивида». Межличностные отношения могут изучаться на поведенческом и вербально-прожективном уровнях. В первом случае изучение осуществляется при помощи наблюдения, во втором – опроса. Организация социометрического опроса начинается с составления его программы. Для нее характерны все основные компоненты программы социологического исследования. В то же время необходимо обратить внимание при ее составлении на следующие моменты: предварительное ознакомление с группой; точное определение социометрических критериев, разработку адекватного инструментария; выбор форм обработки; анализ информации. Объектомсоциометрического опроса выступает малая (контактная) группа, т.е. такая группа, члены которой находятся в устойчивом непосредственном взаимодействии друг с другом. Различают неинституциональные (неофициальные) и институциональные (официально признанные) группы (коллективы). Предметомсоциометрического исследования может быть, во-первых, сама социометрическая структура группы, во-вторых, социометрический статус отдельных членов группы. Особое внимание следует обратить на выбор(единицу анализа и измерения), под которым понимается установка индивида относительно взаимодействия с членами своей группы в определенной ситуации. В зависимости от направленности выбора вычленяют положительные (прямые) и отрицательные (обратные) межличностные отношения. Положительные отношения предполагают выбор члена группы для совместной деятельности. Отрицательные отношения предполагают отклонение члена группы. Выделяют так называемый нулевой выбор, т.е. отсутствие выбора или отклонения. С учетом того, что каждый член группы может выразить отношение к другим членам группы тремя способами (выбор, отклонение, опускание), то для каждой пары индивидов возможно существование шести типов, зависимости: 1. А выбирает Б и Б выбирает А. 2. А выбирает Б, а Б опускает А. 3. А выбирает Б, а Б отклоняет А. 4. А опускает Б и Б опускает А. 5. А опускает Б, а Б отклоняет А. 6. А опускает Б, а Б выбирает А. 7. А отклоняет Б, а Б выбирает А. 8. А отклоняет Б и Б отклоняет А. 9. А отклоняет Б, а Б опускает А. Опускание означает отсутствие выбора или отклонения, т.е. нулевой выбор. В программе проведения социометрического опроса важное значение придается определению социометрического критерия. Он формулируется в виде вопросов, ответы на которые служат снованием для установления структуры взаимоотношений между членами группы. Классификация и виды критериев очень разнообразны. В социометрическом критерии должны быть отражены взаимоотношения между членами коллектива и должна воспроизводиться ситуация выбора. Критерий не должен ограничивать возможности выбора, должен описывать конкретную ситуацию, однозначно и корректно сформулирован. Надежность социометрического метода зависит от правильного выбора критериев социометрии. Отбор критериев производится в зависимости от программы исследования и зависит от специфики исследуемой группы. Устойчивость данных можно проверить с помощью повторного опроса, а обоснованность данных проверяют, наблюдая за реальными отношениями в коллективе. Очень важно при опросе соблюдать условия анонимности ответов каждого участника. По содержанию выделяют производственные (официальные, формальные), непроизводственные (неофициальные, неформальные) критерии. Производственный критерий характеризует межличностные отношения в производственной ситуации, выбор лиц для совместного выполнения работы («Кого бы Вы выбрали напарником по работе...?»). Непроизводственный критерий характеризует межличностные отношения в значимой непроизводственной ситуации («С кем бы Вы хотели отметить свой день рождения?»). По форме различают коммуникативные и гностические критерии. С помощью коммуникативного критерия выявляют реально существующие в группе типы взаимоотношений («С кем Вы желали (или не желали) работать на данной операции в бригаде?»). С помощью гностического критерия выявляют степень осознанности каждым индивидом отношений внутри группы, коллектива («Укажите тех, кто Вас выбрал бы (или не выбрал) в партнеры для выполнения данной операции?»). Прогностический критерий призван показать структуру ожидаемых отношений членов группы («Кто, по Вашему мнению, из членов Вашего коллектива пригласит Вас на свой день рождения?»). Социальный критерий призван осуществить выбор для совместной общественной работы («Вместе с кем Вы хотели бы проводить проверку работы студенческой столовой?»). Положительный (прямой) критерий предполагает выбор лица для совместной деятельности («С кем Вы хотели бы работать вместе на этом участке?»). Отрицательный (обратный) критерий характеризует выделение лиц, с которыми респондент не хотел бы работать и участвовать в совместной деятельности («С кем бы Вы не хотели работать вместе на этом участке?»). В зависимости от характера предполагаемых отношений с объектом выбора выделяют горизонтальные (двойные) и иерархические (одинарные) критерии. В первом случае имеется в виду взаимное равенство партнеров («С кем бы Вы хотели жить в одной комнате общежития?»). Во втором случае предполагается соподчинение партнеров («Кого бы Вы хотели избрать старостой группы?»). С учетом точности и конкретности ситуации выбора выделяют сильные и слабые критерии. В первом случае ситуация указывается конкретно («С кем бы Вы желали работать в центре занятости населения?»), во втором случае она обозначена в общем виде («С кем бы Вы желали вместе работать?»). Социометрический критерий ранжирования создает возможность выбора по степени важности, значимости и т. д. («Укажите по порядку, с кем бы Вы хотели совместно...? В первую очередь _____________, во вторую очередь _____________, в третью очередь _____________ и т. д.»). Дихотомические (альтернативные) критерии – служат индикаторами положительных и отрицательных, напряженных взаимоотношений в группе. Они состоят из двух вопросов: один требует положительного выбора – положительный критерий, другой требует отрицательного выбора – отрицательный критерий. Процедура социометрического опроса включает этапы: 1. Подготовительный. Определяется проблема, выбирается объект исследования (объем и социально-демографические характеристики группы). 2. Первый этап. Исследователь входит в прямой контакт с группой, формирует психологическую готовность к опросу. Одновременно устанавливается содержание социометрических критериев. 3. Второй этап. Проведение опроса: инструктирование респондентов, раздача социометрических карточек, заполнение их опрашиваемыми, сбор карточек. 4. Этап обработки. Обработка информации, представление ее в свернутом виде. 5. Завершающий этап. Получение выводов и рекомендаций. Социометрическая карточка. Пример. Уважаемый студент! Взаимоотношения в академической группе оказывают сильное влияние как на самочувствие отдельного студента, так и на социально-психологический климат всей группы. В целях изучения взаимоотношений в Вашей группе просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии своих одногруппников. 1. Как Вы считаете, кто в Вашем коллективе пользуется самым большим авторитетом? 1_______________________2____________________3____________________ 2. С кем из членов Вашей группы Вы ходили в кино в этом месяце? __________________________________________________________________ 3. С кем из членов Вашей группы Вы бы согласились жить в одной комнате в первую очередь? ___________________________________________ Во вторую очередь? ____________________________________________ В третью очередь? _____________________________________________ 4. А кто, как Вам кажется, согласился бы жить с Вами (укажите не более трех человек)? 1_______________________2____________________3____________________
6. С кем из членов Вашей группы Вы не хотели бы иметь ничего общего? 1_______________________2____________________3____________________
Чтобы придать процессу заполнения карточек игровой характер (с целью более активного вовлечения респондентов в участие), можно оформлять карточку в виде кармашков с положительными, отрицательными и нейтральными критериями. В таком случае респондентам предлагается разложить карточки с фамилиями в кармашки по всем критериям в соответствии со своим выбором. Необходимо иметь в виду различие видов социометрических опросов, связанных с анализом: а) формальной (официальной) структуры для изучения восприятия членами группы официальных отношений как вертикальных, так и горизонтальных; б) неформальной (неофициальной) структуры для изучения восприятия членами группы неофициальных отношений; в) коммуникативных связей, реально существующих контактов в группе. При проведении социометрических опросов важно учитывать число разрешенных выборов, т.е. установку относительно взаимодействия с членами своей группы. Число выборов может не ограничиваться. В случае ограничения выборов существуют определенные нормы ограничений в зависимости от числа членов группы: - 5–7 человек – социометрическое ограничение 1 человек, - 8–11 чел. – 2 чел., - 12–16 чел. – 3 чел., - 17–21 чел. – 4 чел., - 22–26 чел. – 5 чел., - 27–31 чел. – 6 чел., - 32–36 чел. – 7 чел. Сплошной списочный вариант предусматривает такую процедуру, когда респонденту для выражения своего отношения по каждому критерию предлагается список всей группы и ему необходимо выразить свое отношение к каждому лицу в списке. Во всех вариантах необходимо обратить внимание на учет характера предпочтений выборов (расположение выбираемых членов группы в определенном порядке по соответствующим местам – 1, 2, 3). Рекомендации организатору социометрического опроса. – Стремиться к созданию доверительной обстановки. Избегать официальности, которая может создать впечатление административной проверки. – Следует разъяснить причины выбора группыдля опроса, особенно в тех случаях, когда выбор группы не обусловлен решением изучить взаимоотношения именно в данной группе. – В ходе опроса респондентов надо расположить так, чтобы они имели возможность отвечать на вопросы самостоятельно, не советуясь друг с другом. – Испытуемые могут оборачиватьсяво время опроса. Им надо удостовериться в правильности своего выбора, зрительно проверить: не упущен ли кто из товарищей? Вместе с тем, респонденты не должны переговариваться друг с другом. – Желательно на доске или на бумаге крупно выписать состав всей группы, особенно выделить отсутствующих.Обратить внимание на то, что отсутствующих тоже надо учитывать при выборе.Указать, что отсутствующие будут опрошены позже. – Напоминать о том, сколько выборов может сделать респондент, о необходимости записи выбранных в порядке предпочтения(или отвержения). Респондент может и не указывать никого при ответе на отдельные (или не все) вопросы. – У респондента должно быть достаточно времени на обдумываниеответов. При зачитывании вопросов каждый раз надо убедиться, что все ответили на предыдущий вопрос. – При опросе недопустимо присутствие официального лица, кроме членов опрашиваемой группы. – Проконтролировать, чтобы на бланках ответа была указана фамилия ответившего.Разъяснить, что без этого полученные данные невозможно обработать. Возможно использование предварительной кодировки (скрытой нумерации) бланков опроса. В этом случае респонденты могут не указывать фамилию. – При получении заполненных бланков внимательно проверить правильность их заполненияпо каждому вопросу. – Необходимо принять строгие меры сохранения тайны ответовреспондентов, бережного отношения к заполненным документам. Следует обратить внимание на то, что социометрический опрос проводится только посторонним для данной группы (коллектива) лицом. Это связано с необходимостью соблюдения анонимности как обязательного условия эффективности социометрического опроса. Условия надежности и обоснованности социометрических данных. Обработка и анализ результатов в социометрии определяется отличием социометрического вопроса (критерия) от обычного вопроса. Оно состоит в том, что ответом на социометрический вопрос является не значение признака, как в обычном вопросе, а фактически фамилия (заменяющий фамилию номер) того или иного индивида группы. Ответы на обычный вопрос позволяют получить распределение респондентов по изучаемому признаку. Ответы же на социометрический вопрос дают структуру отношений группы респондентов. Такое отличие сказывается, прежде всего, на методах обработки и анализа данных социометрического опроса, обусловливает специфические способы представления получаемой информации. Обработка и анализ данных социометрического опроса. Обработка полученной информации включает: 1. Построение социоматриц. 2. Построение социограмм. 3. Расчет социометрических индексов. Построение социоматрицы – это сведение всех результатов опроса с индивидуальных социометрических карточек в общую таблиу. Социоматрица – это матрица связей, с помощью которых анализируются внутригрупповые отношения. Социоматрица (графическое изображение структуры межличностных отношений в группе)
+ - отношение симпатии – - отношение антипатии 0 - безразличие Графическое изображение связей внутри группы, устанавливаемых на основании выбора, называется социограммой. Социограмма строится по результатам опроса, занесенным в социоматрицу, и является ее наглядным графическим отображением. При анализе системы связи применяют различные социограммы, которые отражают различные качественные аспекты социальных отношений: функциональную, связей руководства, социально-психологических и пр. Основные формы изображения. Индивид, являющийся отдельным исследуемым элементом, обозначается кружком.
Связи между двумя элементами одного объекта, их действия и поступки изображаются с помощью стрелки между элементами.
В отношениях между А и В А является активным, В – пассивным элементом коммуникации. На этой основе можно соответственно квалифицировать связи элементов как активные и пассивные:
активная
пассивная
смешанная
Связь может быть взаимной:
Используются следующие условные обозначения: положительный выбор ----> отрицательный выбор взаимный положительный выбор взаимный положительный выбор
Элементарные структуры, чаще всего используемые в социограммах. 1. Изолированный элемент. Это индивид (или коллектив для больших социальных систем), не связанный с другими элементами. Его никто не выбрал. Его выделение важно для изучения функциональный или эмоционально-психологических связей симпатии внутри группы. 2. Диада – это связь между двумя элементами. Такая структура очень часто наблюдается в небольших коллективах (это форма совместной деятельности или дружеские, доверительные отношения между двумя людьми). 3. Триада, тетрада и другие виды связи, состоящие из большого числа элементов. Триада, тетрада и другие положительные взаимосвязанные комбинации составляют «ядра» коллектива и встречаются во всех формах социальных общностей. В «ядрах» все элементы симметрично связаны между собой. Это «группы в группах» со своими взглядами и обязательствами друг перед другом. 4. Звезда. Она применяется как структурная форма жесткой связи в маленькой группе, связей симпатий и антипатий. 5. Пирада, или «структура дерева». Такая структура имеет место, когда все ее элементы связаны с центром не непосредственно, а через другие, равнозначные элементы. Характеризует систему руководства в формальных группах. Виды социограмм. По способу построения различают произвольные, круговые, концентрические социограммы. В круговых социограммах все члены коллектива располагаются по окружности, внутри которой указываются выборы и отклонения. В концентрических – по концентрическим кольцам, при этом индивиды с высоким социометрическим статусом («звезды») располагаются во внутреннем круге. В следующем кольце находятся лица, получившие среднее число выборов, затем кольцо с «изолированными», т.е. почти не имеющими положительных выборов. Далее – кольцо с отклоненными членами коллектива, то есть получившими только отрицательные выборы. Локограммыпредставляют собой такие социограммы, выбор которых диктуется задачами исследования. Для большей адекватности в изображении структуры социограммы строятся так, чтобы расстояния между индивидами были обратно пропорциональными интенсивности связей между ними. Анализ различных аспектов структуры. Различные аспекты социальных связей изображаются при помощи организационных схем, формалограмм, неформалограмм, специальных социограмм (коммуникограмм, проблемограмм и т.д.). Формалограмма – диаграмма, представляющая данные о том, как воспринимаются членами коллектива их формальные отношения. Различаются вертикальные и горизонтальные формалограммы. Для построения первой используются данные опроса об отчетности, ответственности и т.п. («Кому Вы даете отчет?», «Кто те лица, перед которыми Вы отчитываетесь за работу?»). основанием для построения горизонтальной фрмалограммы служат данные опроса относительно того, кто из членов организации стоит на той же иерархической ступени, что и опрашиваемы («Кто еще дает отчет тем же лицам, что и Вы?»). Неформалограмма – диаграмма, представляющая структуру неформальных отношений в группе. В ней показываются отношения, существующие между двумя лицами, которые, указывая, например, людей, с которыми они тесно связаны по работе безотносительно к их положению в организации, одновременно отмечают контакт друг с другом. Коммуникограмма – это диаграмма, представляющая систему связей в группе, как они воспринимаются и сообщаются членами группы. Она позволяет составить структурные сети группы, проследить динамику связей членов группы в процессе обмена информацией, выявить возможные нарушения контактов и т.п. Проблемограмма – это специальная социограмма, представляющая структурные отношения членов группы в различных процессах – при обмене информацией, принятия решения и пр. Социометрические индексы. Результаты социометрического опроса в количественной форме можно также выразить путем вычисления социометрического индекса. Социометрический индекс – это число выборов какого-либо определенного вида, разделенное на общее количество возможных выборов. Различают два типа социометрических индексов – персональные и групповые. Персональные индексы делятся на: 1. Объективные – содержание информацию о числе выборов, полученных данным индивидом группы от остальных. 2. Субъективные – содержащие информацию о числе выборов, сделанных данным членом группы. 3. Смешанные – сконструированные из данных, характеризующих количество как отданных, так и полученных выборов. Позиция индивида i в соответствии с числом, полученным им положительных выборов, – положительный статус индивида, вычисляется по формуле: число индивидов, выбравших i ПВi = ------------------------------------------. N – 1 где: N – число индивидов в исследуемой группе. Отрицательный статус i равен:
число индивидов, отклонивших i ПОi = ------------------------------------------. N – 1 В зависимости от содержания критерия выбора положительный статус будет мерой позиции на шкале организаторских способностей, мерой степени социального признания, влиятельности или других качества. Если индивид i имел право произвести неограниченное число выборов, можно вычислить показатель его положительной экспансивности: Число выборов, произведенных i -индивидом ПЭi = ----------------------------------------------------------. N – 1 Этот показатель является мерой стремления i к установлению социальных отношений с другими лицами. Для того чтобы охарактеризовать всю группу, нужно иметь все данные о количестве выборов, отклонений и оставлении без внимания в данной группе. В этом случае интерес представляют показатели, характеризующие с структуру группы, такие как число взаимных положительных выборов (i выбирает j и j выбирает i), число изолированных индивидов, связи типа i выбирает j, j выбирает k, а k выбирает l и пр. Можно вычислить экспансивность группы:
общее число выборов, произведенных группой Э = -----------------------------------------------------------------. N
Аналогичным образом вычисляется сплоченность группы как отношение числа пар со взаимным выбором к общему числу возможных пар:
число пар со взаимным выбором Сn = -------------------------------------------, СN2
где каждое лицо имеет право производить неограниченное число выборов, СN2 - общее число возможных пар и равно –
N(N – 1) -----------. Rq Связанность группы равна С --------, где R равно числу взаимных Up d выборов, U – числу выборов односторонних, p= ---------, где d – число N – 1
выборов, позволенных каждому индивиду, q = 1 – p.
Интеграция группы вычисляется как отношение:
-----------------------------------------------------------. число лиц, не получивших ни одного выбора
Исследователь, которому нужно произвести стандартизированными способами анализ других сторон взаимодействий внутри группы, может сконструировать для себя необходимые соответствующие показатели, точно установив при этом, как именно и с какими целями он их вводит. Социометрические индексы представляют собой сильное средство анализа собранной информации, однако нуждаются в интерпретации. Невозможно интерпретировать социометрические индексы без опоры на теоретическую концепцию. Например, интерпретация социометрических статусов индивидов основывается на теории межличностных отношений в малой группе. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту – положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов задает статусную иерархию в группе. Самыми высокостатусными считаются так называемые социометрические звезды – члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы. Далее идут высокостатусные, среднестатуспые и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов. Есть группы, в которых нет социометрических звезд, а есть только высоко-, средне-, низкостатусные. На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные – субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в группе – одна из наиболее неблагоприятных. Отверженные –это такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. На последней ступени иерархической лестницы социальных предпочтений находятся пренебрегаемые или изгои – члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных. Часто позицию социометрической звезды рассматривают как позицию лидера. Это не совсем верно, поскольку лидерство связано с вмешательством в процесс действия, а социометрический статус определяется чувствами. Можно встретить субъектов, являющихся одновременно и социометрическими звездами и лидерами, но такое сочетание редко встречается. Человек часто утрачивает симпатии окружающих, становясь лидером. Социометрическая звезда вызывает доброе отношение, прежде всего потому, что другие люди чувствуют себя психологически комфортно в присутствии данной личности. Что касается лидера, то его социально-психологическая функция связана с управлением. Проблема совмещения в одном лице лидера и социометрической звезды стоит крайне остро как для самого человека, так и для группы в целом. Иногда, в критических социальных ситуациях это может провоцировать некоторые тенденции фанатического поведения членов группы. Изолированные, отверженные и пренебрегаемые члены группы входят в группу риска по критериям межличностных отношений. Следует обратить особое внимание на позицию изолированного человека. Во многих случаях она оказывается более неблагоприятной, чем позиция отверженного или даже пренебрегаемого. Негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальным фактором, чем отсутствие всякого отношения, поскольку отрицательный стимул лучше, чем его отсутствие. Иногда переход человека из позиции пренебрегаемого в позицию изолированного считается большим наказанием. Известен феномен влияния бойкота – прекращение отношений с человеком, отсутствия реагирования на его слова и поступки и проявлений различных чувств по отношению к нему. При бойкоте человек оказывается не в позиции пренебрегаемого, к которому направлены негативные чувства окружающих, а в позиции изолированного, к которому окружающие совершенно равнодушны. Изменение социометрического статуса члена группы – важная проблема. Статус человека часто представляет собой относительно устойчивую величину. Однако с точки зрения развития личности неизменность социометрического статуса рассматривается как фактор риска, даже если это высокий статус. Необходимость изменения социометрического статуса диктуется потребностями человека вырабатывать гибкие стратегии поведения для социальной адаптации в различных группах. Поэтому целесообразно пройти через различные статусы. Сложность проблемы заключается также и в том, что люди по-разному воспринимают и относятся к своему статусу. Большинство имеет представление о том, какой статус они занимают в первичной группе. Среднестатусные члены группы, как правило, воспринимают свое положение адекватно. Но крайние статусные категории вследствие действия психологических защит часто воспринимают отношения других людей к себе неадекватно. Чаще всего именно социометрические звезды и пренебрегаемые члены группы не осознают своего положения в системе межличностных отношений в группе. Устойчивость социометрического статуса определяется многими факторами, среди которых выделяют следующие: - внешний вид (физическая привлекательность, ведущая модальность мимики, оформление облика, невербальный язык); - успехи в ведущей деятельности; - некоторые свойства характера и темперамента (толерантность, общительность, благорасположение, низкая тревожность, стабильность нервной системы и др.); - соответствие ценностей индивида ценностям группы, членом которой он является; - положение в других социальных группах. Чтобы изменить статус человека в группе, иногда достаточно только поработать с тем или иным фактором статуса. Знание социометрического статуса не дает полной информации о положении человека в системе межличностных отношений. Необходимо знать и о таком явлении, как взаимность эмоциональных предпочтений членов группы. Даже социометрическая звезда будет чувствовать себя неблагополучно, если ее выбор не имеет взаимности. И наоборот, пренебрегаемый член группы может чувствовать себя вполне благополучно, если его выбор оказался взаимным. Чем больше взаимных выборов имеет член группы, тем более стабильным и благоприятным будет его положение в системе межличностных отношений. Группы значительно различаются между собой по взаимности выбора их членов. Если в группе мало взаимных выборов, то в ней будет слабая согласованность действий и эмоциональная неудовлетворенность ее членов межличностными отношениями. Межличностные отношения в группе включают отношения межличностного предпочтения. Малая группа делится на микрогруппы, и чем больше малая группа, тем большее количество микрогрупп в ней существует. Каждая микрогруппа имеет свою социометрическую структуру. Часто микрогруппа представляет собой компанию друзей, имеющих общие интересы. Иногда объединение людей в микрогруппы может быть вызвано другими причинами, например, принадлежностью к определенному социальному слою и т. д. Выявление системы отвержений в группе необходимо для прогноза ее действий в ситуации конфликта. Отвержения в группе могут быть сгруппированы в три типа. Первый тип – нормативный, свидетельствующий о благополучии отношений в целом, когда отвержения ярко не выражены, нет лиц, получивших большое количество отрицательных выборов, и все отвержения распределены относительно равномерно. Нет и людей, у которых отвержения преобладали бы над предпочтениями. Второй тип – поляризация отвержений, при которой выделяют две основные микрогруппы, отвергающие друг друга. Третий тип – наиболее неблагоприятный для группы, когда отверженным будет только один, выступающий в качестве ответчика за все недоразумения, так называемый «стрелочник». Иногда в группе негативное отношение к одному человеку со стороны большинства может быть вполне оправданно. Однако такие случаи рассматриваются как исключительные. Если же группа выбирает «стрелочника» всегда, то можно сделать вывод о неблагоприятном характере межличностных отношений в ней. Даже если отвергаемый покинет группу, будет найден новый «виноватый» на соответствующую роль. Групповые привычки в системе межличностных отношений формируются точно так же, как и любые другие групповые действия. Привычка относится к форме социального контроля и направляет поведение конкретных людей и группы в целом. Таким образом, важнейшими характеристиками системы внутригрупповых предпочтений выступают: социометрический статус, взаимность выбора, наличие устойчивых групп межличностных предпочтений и система отвержений. Несмотря на равную значимость всех характеристик, особое внимание уделяется статусу субъекта. Это обусловлено тем, что, во-первых, статус имеет относительную социальную устойчивость, и субъект часто переносит его из одной группы в другую. Во-вторых, именно динамика статусной иерархии влечет за собой и соответствующие изменения в системе отвержений и отношениях между микрогруппами. Кроме того, понимание человеком своего статуса в системе межличностных отношений оказывает существенное влияние на самооценку личности.
Использованная литература: 1. Паниотто В.И. Социометрические методы изучения малых социальных групп / СОЦИС. 1976. № 3. С. 141-152. 2. Рабочая книга социолога / под общ. ред. и с предисл. Г.В. Осипова. 3-е изд. М.: Едиториал УРСС, 2003. 480 с. 3. Смехнова Г.П. Основы прикладной социологии. М.: Вузовский учебник, 2012. 252с. 4. Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2012. 239 с.
|