Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иерархия потребностей А.Маслоу




Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова, которые расходятся между собой, т.е. противоречивую, нецелостную, несовершенную личность, которой чего не хватает, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины «самоактуализации» Самоактуализация личности – это полное использование человеком своих талантов, способностей, возможностей. (А.Маслоу)

А.Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал «иерархию потребностей». Она состоит из следующих ступеней:

I. – физиологические потребности-это низшие, управляемые органами тела потребности в самозащите. II. - потребность в надёжности – стремление к материальной надёжности, здоровью и т.п. III. – социальные потребности.

IV. – потребность в уважении, осознании собственного достоинства – здесь речь идет об уважении, пристиже, социальном успехе. V. – потребностьв развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

1)мотивы имеют иерархическую структуру;

2) чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности

3)пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно не интересными

4) с повышением потребностей повышается готовность к большей активности.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими. Но если базовые первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности ( потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни)

Маслоу описывает восемь путей самоактуализации

1) полная отдача переживаниям, когда человек полностью раскрывает свою сущность; 2) умение прислушиваться к внутреннему голосу, голосу «самости»; 3) ежеминутные прогрессивные выборы, которые благоприятствуют личностному росту; 4) честность, взятие ответственности на себя; 5) готовность не нравится другим; 6)желание делать свое дело хорошо, как это возможно; 7) высшие переживания; 8)выявление индивидом того, что ему нравится, а что нет, что хорошо, а что плохо.Личность – индивид занимающий определенное положения в обществе, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающейся своими индивидуальными и социально псих. особенностями.

Л.- это не только продукт общественных отношений но и активный субъект деятельности. Существуют биологические и социальные условия развития личности. Очевидным фактором с которого начинается жизнь человека является то, что он рождается как биологическое существо, его организм, это организм чел. Он рождается биологически и социально не зрелым.



Факторы – постоянно движущие обстоятельства , которые имеют существенное и даже определяющее значение в развитии изуч. явления.

Факторы влияющие на развитие л.

1.Наследственность- биологический молекулярный шифр воспроизведения у потомков биологического сходства с родителями.

2. Врожденные способности – формируются в процессе внутриутробного развития К ним относятся: анатомо–физиологические особенности строения нервной системы, телосложения, цвет глаз, волос и т д.

3. Среда – важнейший фактор формирования личности

Среда – вся совокупность условий, в которых совершается развития организма.

Природная среда, соц. среда – не являются однородной и постоянно действующей. Имеет несколько слоев: семья, окружающие люди, СМИ, само общество, сверстники.

Вне общения с другими людьми развитие психики не возможно.

Изучение этой проблемы занимался Лев Семенович Выгодский который создал теорию общественно исторического развития высших псих функций чел.:

а) только в общении в определенных соц условиях возможно развитие специфических свойств психики чел.

б) особую роль в развитии играет развитие речи которая не возможна вне человеческого общества.

4. Собственная активность. Основными формами организации активности личности является обучение и воспитание.

5. Обучение и воспитание. Каждый шаг обучения равен шагу развития. Выгодский показал, что ведущую роль имеет обучение и воспитание которое должно идти впереди развития, подтягивать его за собой.

Движущей силой любого развития является борьба противоречий.

Противоречия между: старыми возможностями и новыми потребностями; между старыми и новыми формами поведения, между содержанием и формой ( реальная жизнь – содержание, а формирующееся сознание – форма. Содержание жизни значительно опережает развитие личного субъективного отражения этой жизни); между предъявляемыми требованиями общественной среды и фактическими возможностями реб.

На каждом возрастном этапе развития личности существуют свои противоречия и именно борьба между ними ведет к дальнейшему развитию.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал