Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Общая характеристика системы стандартизации: международные, региональные и национальные аспекты




Содержание занятий по теме:

План семинарского занятия 2 (4 часа)

Изучение национальной системы стандартизации в Российской Федерации и способов ее преобразования, отвечающих современным международным требованиям и тенденциям развития подобных систем

При подготовке к настоящему семинарскому занятию рекомендуется использоватьиз курса лекций учебно-методического комплекса по дисциплине «Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия», направление подготовки специалистов 100700 «Торговое дело» следующие параграфы:

2.1. Понятие, цели, принципы и функции стандартизации. Организация работ по стандартизации

2.2. Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации

2.3. Документы в области стандартизации и требования к ним

2.4. Понятие, классификация и виды стандартов

2.5. Правила разработки и утверждения национальных стандартов и стандартов организаций

2.6. Региональная и международная стандартизация: назначение, задачи и цели

2.7. Международные организации по стандартизации и качеству

следующие нормативные и справочные документы:

1. Федеральный закон «О техническом регулировании», глава 3 «Стандартизация» и глава 8. «Информация о технических регламентах и документах по стандартизации»;

2. Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии;

3. ГОСТ Р 1.0—2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения и другие действующие основополагающие стандарты национальной системы стандартизации Российской Федерации;

4. Концепция проекта Федерального закона "О стандартизации" от 19 марта 2009 г.;

5. Проект Федерального закона "О стандартизации" от 19.03.2009;

6. Информационная справка о ходе публичного обсуждения проекта ФЗ «О стандартизации».

Цель и задачи занятия:

1. Рассмотреть понятие, цели, принципы и функции стандартизации. Изучить порядок организации работ по стандартизации в Российской Федерации.

2. Изучить порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации в Российской Федерации.

3. Изучить документы в области стандартизации и требования к ним в Российской Федерации.

4. Рассмотреть понятие, классификацию и виды стандартов, соответствующихсовременным требованиям и тенденциям.

5. Изучить правила разработки и утверждения национальных стандартов и стандартов организаций в Российской Федерации.

6. Изучить назначение, задачи и цели региональной, международной стандартизаций и работу на этих уровнях организаций по стандартизации и качеству.

Форма контроля по теме:

ü Проверка домашнего задания в виде устного индивидуального опроса (см. раздел «Вопросы для проверки домашнего задания»)



ü Оценка выполненных в письменной форме заданий к семинарскому занятию.

ü Обсуждение в группе вопросов для обсуждения по теме семинарского занятия.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Назовите документ и его раздел в соответствии, с которым осуществляется регулирование деятельности в области стандартизации в Российской Федерации. Дайте определение понятию «стандартизация». К какой цели следует стремиться при формировании системы стандартизации?

2. Приведите известные примеры, свидетельствующие о существовании стандартизации на ранних стадиях развития человечества.

3. Какие достижения в области стандартизации появились в периоды эпохи Возрождения и перехода к машинному производству? Какое событие можно считать началом международной стандартизации?

4. К какому историческому периоду относятся первые упоминания о стандартах в России? С какого события началось развитие государственной стандартизации в РФ? Какое название имел первый общесоюзный стандарт? Какую особенность имели стандарты периода войны и послевоенных пятилеток?

5. С какого момента руководство стандартизацией и метрологией в стране стало единым? Как формировалась система управления национальной стандартизацией в послевоенные годы? В чем заключается вклад, внесенный Советом экономической взаимопомощи в развитие отечественной стандартизации?

6. Как и кем осуществлялось руководство системой стандартизации в период рыночных преобразований? Кем оно осуществляется в настоящее время?

7. Какиеможно выделить виды стандартизации в зависимости от участников в процессах стандартизации? Охарактеризуйте каждый из видов.



8. Как называется Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, который осуществляет организацию всей работы в области стандартизации? Каковы его функции?

9. Назовите и охарактеризуйте основные задачи федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в области стандартизации.

10. Для каких целей создан Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов? Какие документы входят в состав этого фонда?

11. Назовитеподведомственные федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии организации, через которые оно осуществляет свою деятельность.

12. Как называются постоянные рабо­чие органы по стандартизации? Что является научно-технической базой для их создания и кто может участвовать в их работе?

13. В зависимости от чего специализируются технические комитеты? Перечислите основные задачи технических комитетов. Какие дополнительные задачи в своей области деятельности может решать каждый отдельно взятый технический комитет по стандартизации?

14. Какова организационная структура технических комитетов? Каким документом определяется структура конкретного технического комитета по стандартизации и кто имеет право быть их членами? Каков порядок создания технического комитета по стандартизации?

15. По каким основаниям происходит отказ в регистрации технического комитета по стандартизации?

16. Какие документы относятся к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации? Какие условные обозначения используются для действующих государственных, межгосударственных стандартов и разрабатываемых национальных стандартов?

17. Дайте характеристику понятию «национальный стандарт». Какие принципы лежат в основе применения национальных стандартов? Перечислите стандарты, которые являются основополагающими стандартами национальной системы стандартизации Российской Федерации.

18. Для чего предназначены общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации? Какова роль классификаторов в системе стандартизации?

19. Для чего формируется перечень документов в области стандартизации и что должно обеспечиваться в результате их применения? Какие документы могут включаться в указанный перечень?

20. Дайте характеристику понятию «стандарт» в широком смысле слова и в соответствии с отечественным нормативным регламентом. В соответствии с какими признаками могут подразделяться стандарты, и какие функции могут выполнять?

21. Что в российской системе стандартизации называется видом стандарта? Какие основные виды стандартов установил ГОСТ Р 1.0-2004? Перечислите из названия.

22. Дайте характеристику основополагающим стандартам.

23. Охарактеризуйте стандарты на продукцию, процессы, услуги.

24. Какие задачи должны выполнять стандарты на методы контроля и стандарт на термины и определения?

25. Кто может быть разработчиком национального стандарта и что должен обеспечить разработчик?

26. Каков порядок разработки национального стандарта?

27. Каковы особенности разработки стандартов организаций?

Задания для работы на семинарах:

Задание 1.В соответствии с ГОСТ Р 1.0—2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения и Постановлением Госстандарта РФ от 30 января 2004 г. № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации» опишите механизм применения национальных стандартов.

Задание 2.В соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.8-2004, ГОСТ 1.2-97, ГОСТ 1.5-2001, ПМГ 03-99, ПМГ 48-2002 опишите механизм применения межгосударственных стандартов.

Задание 3.Проведите подробный анализ ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) и охарактеризуйте основные положения СМК и терминологию для СМК.

Задание 4.Проведите подробный анализ ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) и охарактеризуйте требования к СМК, для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и применимым обязательным требованиям для повышения удовлетворен­ности потребителей.

Задание 5.Проведите подробный анализ ISO 9004:2000 (ГОСТ Р ИСО 9004-2001)охарактеризуйте рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность СМК. Определите цель этого стандарта по отношению к деятельности организации и требованиям потребителей и других заинтересованных сторон.

Задание 6.Проведите подробный анализ ISO 19011-2002 (ГОСТ Р ИСО 19011-2003) охарактеризуйте руководящие указания по аудиту (проверке) СМК и систем экологического менеджмента.

Для проведения семинарского занятия № 2необходимо выполнить шесть заданий. Для выполнения каждого задания рекомендуется 15 мин. и около 10 мин. для обсуждения в аудитории. Участие в обсуждении оценивается до 3 баллов.

Вопросы для обсуждения:


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.029 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал