Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа эмпирического исследования






На сегодняшний день потребность в квалифицированных психологах резко возросла в связи с запросами практики. Без участия психолога трудно представить себе продуктивную работу организаций, обеспечение душевного благополучия учащихся различных образовательных учреждений. Кроме того, квалифицированный психолог незаменим при проведении всякого рода экспертиз, а так же при реабилитации людей, страдающих различными заболеваниями.

Безусловно, оказывать квалифицированную психологическую поддержку способен лишь человек, обладающий высоким уровнем профессиональной и личностной готовности к деятельности психолога. Эта готовность начинает формироваться в процессе профессионального обучения, и важными ее критериями является высокая степень сформированности смысложизненных ориентаций и преобладание внутренних мотивов учебно-профессиональной деятельности у студентов-психологов.

Цель работы: выявить взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов.

Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:

1) подобрать батарею психодиагностических методик для изучения смысложизненных ориентаций и мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов;

2) выявить смысложизненные ориентации у студентов-психологов;

3) определить мотивацию учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов;

4) проследить корреляцию между смысложизненными ориентациями и мотивами учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов.

5) разработать рекомендации для студентов-психологов и преподавателей, которые занимаются их подготовкой, направленные на формирование и развитие внутренних мотивов учебно-профессиональной деятельности.

Объект исследования: 62 студента-психолога 1-3 курсов факультета философии и психологии Воронежского государственного университета кафедры общей и социальной психологии в возрасте от 17 до 22 лет, из которых 53 девушки и 9 юношей

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о взаимосвязи смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов, а именно, чем больше удовлетворенность человека прожитой частью своей жизни, а так же своей жизнью в настоящем, и способность ставить перед собой ясные цели, тем более выражены внутренние мотивы учебно-профессиональной деятельности.

В качестве метода сбора эмпирической информации выступил метод стандартизированного самоотчета, представленный следующими методиками:

1. Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева (СЖО) [13].

Данная методика позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. В данном исследовании методика применяется для диагностики уровня сформированности компонентов смысложизненных ориентаций

Тест СЖО является адаптированной версией теста “Цель в жизни” Дж. Крамбо и Л. Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории.

Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности, которые сгруппированы в 5 шкал:

· Цели в жизни Придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

· Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

· Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна ее прожитая часть.

· Локус контроля-Я (Я – хозяин жизни).

· Локус контроля – жизнь или управляемость жизни.

Обработка состоит в подсчете «сырых» значений по каждой шкале в соответствии с ключом и отнесении полученных показателей к высокому, среднему или низкому уровню сформированности компонентов смысложизненных ориентаций.

2. Методика «Мотивация обучения в вузе Т. И. Ильиной [7]

Цель методики: диагностика мотивационной сферы студентов. В данном исследовании она используется для выявления ведущих мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов.

При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В данной методике имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов.

Обработка заключается в подсчете «сырых» баллов по каждой шкале, на основании чего делается вывод о преобладании внешних или внутренних мотивов учебно-профессиональной деятельности.

3. Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» [7].

Методика модицицирована А. А. Реаном и В. А. Якуниным. Ее цель состоит в изучении мотивов учебной деятельности студентов. В данном исследовании методика используется для изучения иерархии мотивом учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов и выявления в ней наиболее и наименее значимых мотивов.

Методика предполагает ранжирование по степени значимости для испытуемого, от менее значимого к более значимому, следующих мотивов:

· Стать высококвалифицированным специалистом.

· Получить диплом.

· Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

· Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».

· Постоянно получать стипендию.

· Приобрести глубокие и прочные знания.

· Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

· Не запускать изучение предметов учебного цикла.

· Не отставать от сокурсников.

· Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

· Выполнять педагогические требования.

· Достичь уважения преподавателей.

· Быть примером для сокурсников.

· Добиться одобрения родителей и окружающих.

· Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

· Получить интеллектуальное удовлетворение.

Для количественной обработки полученных данных использовался метод корреляционного анализа Спирмена, поскольку имеющиеся показатели измерены в порядковой шкале.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.