Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика профессиональной подготовки студентов-психологов






На сегодняшний день в условиях постоянного реформирования системы высшего образования вопросы подготовки квалифицированных психологов приобретают необычайно важное значение. Стоит отметить, что в настоящее время количество вузов, в которых ведется обучение по специальности «психология», исчисляется сотнями, а число выпускников – тысячами. Но, как ни странно, людей, способных оказывать квалифицированные психологические услуги в различных сферах, недостаточно. Таким образом, сегодня в России наблюдается острая нехватка квалифицированных психологов. Отсюда следует, что нам необходимо понять, каковы особенности профессиональной подготовки психологов в вузах, выявить трудности, возникающие в ходе ее осуществления.

Мы считаем, что важным ограничением, возникающим на пути подготовки профессионального психолога является то, что, поступая в вуз для обучения психологии, вчерашний школьник руководствуется в большей степени результатами выпускных экзаменов, престижностью профессии, рекомендациями окружающих, и в меньшей степени – своими личностными особенностями, которые выступают в качестве основы для формирования профессионально важных качеств.

Бесспорно, нельзя не согласиться с позицией С. Л. Рубинштейна, который считал, что «осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же формируются». При этом есть основания полагать, что имея некоторую основу для развития тех или иных качеств, человеку будет проще сформировать их, а качество этих новообразований, их прочность будет выше, чем если бы человек не имел исходных предпосылок к развитию определенных черт.

Важной особенностью сегодняшней системы высшего образования, в целом, и профессиональной подготовки психологов, в частности, является ее ориентация преимущественно на практику. Акцент делается на том, чтобы обучить студента конкретным приемам, применяемым в работе психолога. Сегодня психология стала преимущественно практической областью. Нет сомнений в том, что без знания отдельных способов работы психолог не сможет решить стоящую перед ним профессиональную задачу. Практика не просто нужна, она необходима. Но в таком подходе есть ряд ограничений и даже опасностей, как для самого психолога, так и для заказчиков психологических услуг.

Прежде всего, необходимо помнить о неразрывном единстве теории и практики. Прежде, чем решать имеющуюся профессиональную задачу, необходимо понять ее суть, оценить имеющиеся ресурсы, определить пути решения, а уже затем подобрать адекватный способ действия и приступить к работе. Для того, чтобы успешно справиться с первыми тремя этапами, психологу необходимо научиться мыслить психологически: грамотно оперировать понятиями, выстраивать разнообразные модели психической реальности, словом, сформировать специфически психологический способ восприятия действительности. А это возможно лишь в случае. Если студент с самого начала обучения будет получать разнообразные знания в области теории и методологии психологии, а так же смежных наук.

Кроме того, теоретическая подготовка позволяет будущему психологу профессиональные предпочтения и интересы, что детерминирует его познавательные потребности.

Как уже было сказано, под влиянием освоения различных теорий формируется мышление будущего профессионала: он учится анализировать, сопоставлять, классифицировать, сравнивать, отделять главное от второстепенного и т.д. Эти умения призваны помогать ему в решении широчайшего круга задач.

Важно так же отметить и то, что практическое овладение приемами практической деятельности психолога позволяет усвоить уже существующие способы действий, в то время, как знание теоретических и методологических основ позволяет психологу конструировать новые способы решения поставленных задач. Это особенно важно в связи с тем, что в реальной деятельности психолога типовые задачи, для которых заготовлены определенные варианты решений, практически не существует. Каждая ситуация своеобразна и неповторима, поэтому от психолога требуется постоянное творчество в выборе методов работы. [3]

Важнейшим этическим принципом психологии является принцип не нанесения ущерба. Поэтому от психолога требуется умение подбирать способы действий, адекватные поставленной задаче. А для этого необходимо знать, на какие теоретические положения и методологические принципы опирается тот или иной метод. В противном случае есть все шансы нанести вред заказчику.

Таким образом, мы отмечаем необходимость обучения студентов психологов не только практическим навыкам, но и теоретико-методологическим основам психологии.

Можно заметить, что в начале обучения, как правило, преподаются преимущественно теоретические дисциплины, а на более поздних этапах профессиональной подготовки акцент делается на практикоориентированных курсах. Возможно, это связано с тем, что исходно встает необходимость выработать у студентов психологический способ мышления и восприятия действительности. И уже на этой базе формировать специалиста, не только знающего, но и умеющего. Важно так же отметить, что в начале обучения, студент адаптируется к новой социальной позиции, принимает нормы, принятые в профессиональной среде, на базе которых в дальнейшем происходит формирование профессионально важных качеств и развитие личности в целом[2; 6].

Профессионал – это активный, ответственный и свободный в выборе средств своей деятельности субъект. Следовательно, квалифицированный психолог должен быть уметь творчески проявлять себя, реализовывать свои компетенции в нестереотипной форме. Поэтому в рамках различных курсов студентам-психологам предлагаются разнообразные творческие задания, позволяющие им «оживить» теорию и научиться мыслить нестандартно.

В процессе профессиональной подготовки с неизбежностью происходит личностное развитие студентов, источником которого является учебно-профессиональная деятельность, как ведущая.

В. Я. Ляудис центральное место отводит совместной продуктивной деятельности, возникающей при совместном решении творческих задач, и рассматривает ее как «единицу анализа становления личности в процессе учения». Система совместной деятельности может быть признана нормальной, когда взаимосвязаны между собой все ее компоненты: отношение студентов к целям и содержанию обучения, отношения студентов между собой и к преподавателям; условия, в которых протекает учебная деятельность [8].

В. А. Иванниковым установлен фазовый характер учебной деятельности.

В первой фазе происходит осмысление создавшейся ситуации, повышается общая готовность к выполнению длительной умственной работы, усиливается организованность. В этой фазе отмечается выработка таких качеств, как трудолюбие, настойчивость в достижении цели, внимательность, самоорганизованность, любознательность и т. д. Возникает интерес к изучению тех или иных наук.

Следующая фаза — период устойчивой адаптации, когда цель полностью осознана и появляются предпосылки для ее реализации, вся система уровней деятельности приходит в соответствие с основной целью обучения. В этой фазе формируются качества, характеризующие выработку у студентов общих профессиональных умений, необходимых будущему специалисту, развивается чувство собственного достоинства, чувство общественного долга [6].

На основании различных исследований О. К. Соколовская выделяет основные психологические особенности становления профессиональной позиции студентов-психологов:

- профессиональная позиция развивается в результате учебно-профессиональной деятельности, способствует активному овладению знаниями, умениями и навыками для дальнейшей профессиональной деятельности;

- неравномерный характер развития в развитии профессиональной позиции студентов-психологов наблюдаются латентные и кризисные периоды;

- при равных условиях, создаваемых вузом, у студентов формируются различные типы профессиональной позиции, часть студентов после окончания высшего учебного заведения планируют работать по специальности, остальные предпочитают другие профессии, не связанные со специальностью, получаемой в вузе [2]

Здесь важно отметить, что равными можно назвать только внешние условия, в то время, как будущая профессиональная позиция психолога во многом определяется внутриличностными факторами: особенностями мотивационно-потребностной сферы, направленности, ценностных ориентаций, личностных смыслов и т.д.

Следует особо отметить, что профессия психолога предполагает постоянное пополнение багажа знаний, овладение новыми компетенциями, поскольку психолог работает с людьми, а они реагируют на социально-экономические трансформации личностными изменениями. Поэтому задача психолога – быть чувствительным к нововведениям в науке и практики. следовательно, чрезвычайно важным умением, которое приобретается в процессе обучения, способность и желание заниматься самообразованием.

Итак, на сегодняшний день профессиональная подготовка психологов в вузах должна включать гармоничное сочетание знаниевого компонента, представленного теоретическими и методологическими основами психологии, и практического, который заключается в знакомстве студентов с конкретными способами практической деятельности психологов, и приобретении первичного опыта их применения в учебных ситуациях.

Кроме того, особое место в обучении будущих специалистов-психологов занимает такое обучение, предполагающее творческий подход при решении проблемных задач. В ходе этого процесса происходит формирование и развитие профессионально важных качеств психолога, а так же – личности будущего профессионала, его интересов и профессиональной позиции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.