Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура педагогической науки: теория образования и обучения, теория воспитания, школоведение.






Педагогика — обширнейшая наука. Ее предмет настолько сло­жен, что отдельная наука не в состоянии охватить сущность и все связи воспитания. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив множество знаний, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную пе­дагогику правильнее называть системой наук о воспитании.

Фундаментом педагогики является философия, и, в частности, та ее часть, получившая название философии воспитания, которая специально занимается проблемами воспитания. Философия воспи­тания — это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем. Философия ука­зывает педагогике общий подход к познанию, исследованию педа­гогических явлений и процессов. Поэтому философию с ее идеями це­лостности и системности, методами структурного анализа принято считать методологической (от лат. — путь) основой педагогики.

Развитие воспитания как общественного явления, историю пе­дагогических учений исследует история педагогики. Понимая про­шлое — заглядываем в будущее. Исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим не только помогают лучше просле­дить основные этапы развития современных явлений, но и предос­терегают от повторения ошибок прошлого.

Система педагогики включает:

— общую педагогику,

— возрастную педагогику,

— социальную педагогику,

— специальные педагогики.

Общая педагогикабазовая научная дисциплина, изучающая закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие ос­новы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учрежде­ниях всех типов. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела: 1) основы учебно-воспитательного процесса; 2) дидактику (теорию обучения), 3) теорию воспитания и 4) школо­ведение. Повторяет эту структуру и педагогика начальной школы, в которой также выделяются названные разделы.

Возрастная педагогика включает подсистемы дошколь­ной и школьной педагогики. Они изучают закономерно­сти воспитания подрастающего человека, отражающие специфи­ку учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Возрастная педагогика в том виде, как она сло­жилась к настоящему времени, охватывает всю систему средне­го образования. Оформляются самостоятельные педагогические дисциплины, отражающие особенности воспитания в отдельных возрастных группах или типах учебно-воспитательных учрежде­ний, — дошкольная педагогика, педагогика профтехшколы, про­изводственная педагогика, педагогика дистанционного (на рас­стоянии) обучения и др.

Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблемами взрослых, быстро прогрессирует педагогика высшей ш к о-л ы. Ее предмет — закономерности учебно-воспитательного про­цесса, протекающего в высших учебных заведениях всех уровней аккредитации, специфические проблемы получения высшего обра зования в современных условиях, в том числе и по компьютерным сетям. Педагогика последипломного " образования в тесном содру­жестве с педагогикой труда занимается проблемами повышения квалификации, а также очень острыми сейчас вопросами переква­лификации работников различных отраслей народного хозяйства, освоения новых знаний, приобретения новой профессии в зрелом возрасте. Особенности воспитательных процессов в специфических условиях исследует в о е н н а я педагогика.

В социальной педагогике выделяются такие отрасли, как семей­ная педагогика, превентивная педагогика (принудительное воспи­тание, перевоспитание правонарушителей), профилактическая пе­дагогика и др.

Люди с различными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдо­педагогика, слепых — тифлопедагогика, умственно отсталых —олигофренопедагогика. Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерно­сти преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Методикой преподава­ния своего предмета должен превосходно владеть каждый педагог. Есть и методика преподавания педагогики, согласно требованиям ко­торой составлено данное учебное пособие.

В последние десятилетия все отрасли педагогики пошли по пути создания частных технологий, отличающихся от традиционных ме­тодик максимальной конкретизацией путей и способов достижения результатов в конкретных условиях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.