Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Общие основы педагогики






Тема2.1. Педагогическая наука как система

Часа

Вид: лекция

Тип: изучение новых знаний

Цель: Формирование знаний студентов о педагогической науке как системе.

Задачи:

· Дать знания о возникновении и развитии педагогики, месте педагогике в общей системе научного знания;

· Развивать умение выделять структуру педагогической науки;

· Воспитывать интерес к изучению дисциплины педагогика, оценивать её роль в подготовке учителя.

ОК1, 2, 3

План:

  1. Педагогика как наука о воспитании человека. Возникновение и развитие педагогики. Место педагогики в общей системе научного знания, в системе гуманитарных и естественных наук. Объект, предмет, цели и задачи педагогики.
  2. Основные отрасли теоретических и прикладных данных о закономерностях в различных областях педагогики, образования, воспитания.
  3. Структура педагогической науки: теория образования и обучения, теория воспитания, школоведение.
  4. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития.

Литература:

  1. Волынкин, В.И. Педагогика в схемах и таблицах [Текст]: учебное пособие / В.И. Волынкин. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. – 282с.
  2. Осмоловская И.М. Дидактика [Текст]: учебное пособие / И.М. Осмоловская. – М.: Академия, 2006. – 240 с.
  3. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учеб. пособие / Т.С. Панина. – М.: Академия, 2006. – 176 с.
  4. Педагогика [Текст]: учебник / Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2009. – 432с.

Ход:

  • Организационный момент
  • Сообщение требований к ведению тетради, работе на уроке, к ответам, поведению
  • Представление программы дисциплины и знакомство с ней
  • Знакомство с литературой по дисциплине
  • Сообщение темы, цели, плана
  • Активизация знаний
  • Рассмотрение вопросов плана
  • Закрепление: закончите предложение «Сегодня я узнала, что…»
  • Домашнее задание.

 

 

Педагогика как наука о воспитании человека. Возникновение и развитие педагогики. Место педагогики в общей системе научного знания, в системе гуманитарных и естественных наук. Объект, предмет, цели и задачи педагогики.

Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагоражи­вает человека, прививает ему необходимые качества. Для воспита­ния в современном обществе созданы специальные учреждения. Этим процессом занимаются профессионалы. Существует и специ­альная наука о воспитании, основы которой мы начинаем изучать.

Наука о воспитании человека называется педагогикой. Свое на­звание она получила от греческих слов «пайдес» — дети и «аго» — вести. В дословном переводе «педагогика» означает искусство на­правлять воспитание ребенка, а слово «педагог» можно перевести как «детоводитель».

Во все времена педагоги искали лучших путей помощи детям в реализации данных им природой возможностей, формировании но­вых качеств. Тысячелетиями по крохам накапливались необходи­мые знания, создавались, проверялись и отвергались педагогичес­кие системы, пока не остались самые жизнестойкие, самые полез­ные. Постепенно формируется наука о воспитании, главная задача которой — накопление и систематизация научных знаний. Пройдя длительный путь развития, современная педагогика становится нау­кой о закономерностях человеческого воспитания.

В педагогическом руководстве нуждаются все люди. Но особен-. но остро вопросы воспитания стоят в дошкольном и младшем школь­ном возрасте, потому что в этот период закладываются и развива­ются все основные качества человека. Вопросами воспитания детей дошкольного и младшето школьного возраста занимается специаль­ная отрасль педагогической науки, которую для краткости назовем педагогикой начальной школы. Иногда ее разделяют на несколько взаимосвязанных ветвей — педагогику семьи, дошкольную педаго­гику и педагогику младшей школы. Каждая имеет свой предмет — это то, что изучает данная ветвь науки. Предмет педагогики началь­ной школы — воспитание детей дошкольного и младшего школьно­го возраста.

Педагогика вооружает учителей профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов детей данной возрастной группы, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. Процессы воспитания необходимо постоянно совершенствовать — ведь изменяются условия жизни людей, нака­пливается информация, усложняются с каждым годом требования к человеку. На эти запросы общества педагоги отвечают созданием новых технологий обучения, образования и воспитания подрастаю­щего поколения.

Школа жизни для ребенка, как и тысячи лет назад, начинает­ся с первым вздохом. Педагоги начальной школы занимаются «вечными» проблемами — они обязаны ввести ребенка в слож­ный мир человеческих отношений. Но еще никогда их воспита­тельная деятельность не была столь сложной, трудной и ответст­венной. Мир был иным, в нем не было таких опасностей, которые подстерегают нынешних детей. От того, какую основу заложат будущему гражданину в семье, дошкольном детском учреждении, начальной школе, будут зависеть его жизнь и счастье, благопо­лучие всего общества.

Современная педагогика — наука, которая быстро развивается, а за изменениями нужно поспевать. Отстает педагогика — отстают люди, начинает пробуксовывать научно-технический прогресс. По­этому педагогике необходимо постоянно черпать новые знания из всевозможных источников. Источники развития педагогики: мно­говековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философ­ские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные спе­циально организованных педагогических исследований; опыт педа­гогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подхо­ды, технологии воспитания в современных быстроизменяющихся условиях.

Итак, педагогика — наука, о воспитании. Главной ее додачей явля­ется накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека. Педагогика познает законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывает педагогической прак­тике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Во­просами воспитания детей дошкольного и младшего школьного воз­раста занимается специальная отрасль педагогической науки.

Во взглядах ученых на педагогику утвердились три точки зрения:

1) педагогика - междисциплинарная область человеческого знания. Такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В этом случае в педагогике оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.);

2) педагогика - прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений;

3) педагогика - это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

Третья точка зрения, согласно которой педагогика рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, является наиболее признаваемой. В отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения педагогика как наука обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она отвечает на вопросы, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос: «Что же она изучает?» Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Объект- это область действительности, которую исследует данная наука. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является образование целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предмет - это способ видения объекта с позиций данной науки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.