Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Негосударственные организации как субъекты политической системы.






Негосударственные субъекты – формируются на добровольной основе, функционируют автономно от гос аппарата и других субъектов неполитической системы.

Классификация негосударственных субъектов ПС:

1) По правовому статусу, закрепленному в юридических нормах:

а) легальные (их деятельность дозволена юридически и охраняется государством)

б) нелегальные (запрещены их существование и деятельность)

2) По степени организационной оформленности:

а) организации государственного аппаратного типа (высокая степень оформленности, т.к. фактически выполняют функции государства на определенной территории например, органы местного самоуправления)

б) политические партии и иные организации партийного типа (обладают четкой структурой, индивидуальным членством, стабильностью, но не выполняют функций государства, поэтому не нуждаются в высокой степени оформленности – например, профессиональные союзы)

в) политические движения (менее устойчивые, чем политические партии, не предусматривают личное членство, временны и т.д.)

3) По отношению к проводимой государственным аппаратом политике:

а) лояльные негосударственные субъекты(поддерживают, одобряют провозглашенную государственную политику)

б) нелояльные негосударственные субъекты (препятствуют проводимой политике)

4) По объему политической деятельности:

а) собственно-политические организации (политическая деятельность является либо единственной, либо главной – например, органы местного самоуправления, политические партии, политические движения)

б) несобственно-политические организации (наряду с политической деятельностью занимаются другим видом деятельности, не менее для них важным по объему – например, профессиональные союзы)

в) аномальные субъекты (участвуют в политической деятельности вопреки своему социальному назначению – например, партии филателистов)

5) По характеру политических полномочий

а) организации, наделенные государственными полномочиями: органы местного самоуправления

б) организации, не наделенные политическими полномочиями: современные политические партии и движения.

36. Правовое государство: понятие и принципы.

Правовое государство – такое, в центре деятельности которого поставлен человек, благо, справедливость (создание такого общества невозможно без формирования гражданского общества). Государство играет ключевую роль в формировании права и само попадает под «пяту» права, становится правовым явлением.

После революции 1905-1907 г. в России начался процесс перехода к правовому государству (т.е. к конституционному строю).

В октябре 1917 г. этот процесс был прерван, когда в результате революции было создано советское государство, суть которого диктатура пролетариата (т.е. власть, опирающаяся на насилие). Произошло сосредоточение (узурпирование) власти в руках Сталина. Соединение законодательной и судебной деятельности в аппарате управления способствовали превращению права в придаток управленческой деятельности и нарушением законности.

В конце 80-х г. мысль в России обращается к идеи правового государства. Но для формирование правового государства нужно высокий уровень культуры, преодоление неуважения к праву (свобода слова привела к приобретению отрицательного характера: порнография, СМИ). Порядка нет в стране.

Цель правового государства не была достигнута. У нас еще не сформировалось развитое гражданское общество (когда граждане могут свободно реализовывать свои интересы). Законы совершенствовались, но законность ослаблялась.

 

Признаки правового государства.

1.верховенством закона;

2.развитой системой прав и свобод (правовым содержанием закона);

3.механизмом защиты прав и свобод (гарантированностью правового закона).

4.Господство права, т.е. оно стоит выше государства. Закон должен соответствовать идеи справедливости (для реального выявления воли общества).

5. Разделение властей, на законодательную, исполнительную, судебную (препятствует узурпации власти)

(1)Верховенство закона. Он предполагает:

признание закона, обладающего высшей юридической силой; признание конституции как главного закона государства; строгое соблюдение закона)

(2) Развитая система прав и свобод. Верховенство закона может легко превратиться в реакционную силу, если сам закон не отражает воли народа,

его жизненных интересов и демократических устремлений. Смысл и цель правового государства в том, чтобы в центре его внимания и всего общества находился человек, его интересы, его права и свободы и есть высшая ценность правового государства.

Группы прав и свобод личности:

а.социально-экономические, (право на собственность

б.личные (гражданские), (права на жизнь

в.политические, (права на свободу мнений и убеждени

г.в области культуры. (право на: участие в культурной жи

 

Принципы правового государства. – это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правом.

Виды:

1.наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Для человека создаются условия для его правовой свободы, в основе которых лежит принцип «дозволено все, что не запрещено законом». Право же являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности, прежде всего в экономике

2.наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти (формально-юридическая сторона) (А.В. Малько). принцип подчинения государства им же изданным писанным, положительным правом, правом, содержащимся в нормативных актах. Это так называемое государство законности.

3. Разделение властей. 4.Верховенство закона. 5.Взаимная ответственность государства и личности 6. Высокий уровень правосознания 7.наличие гражданского общества

Основы правового государства:

1.экономическую, она предполагает многоукладность экономики, множественность форм собственности (государственную, коллективную, арендную, частную, акционерную, кооперативную и другие);

2.социальную, ее составляет саморегулирующееся гражданское общество;

3.нравственную, ее образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, т.е. утверждение высших нравственных ценностей человека (В.Н. Хропанюк).

Модели правового государства:

1.либеральное правовое государство(в основе теория естественного права)

2.социальное правовое государство (характеризуется более активной проводит социальную политику в сфере науки, образования)

3.социалистическое правовое государство (А.Ф. Черданцев) (основывается на марксистско-ленинской идеологии и социалистической законности, высокий объем государственной собственности).

37. Современное российское государство: особенности сущности, функций и формы.

ПС современного российского общества представляет собой совокупность государственных органов и организаций, олицетворяющих собой государство, политических партий и общественных объединений, участвующих в политической жизни страны. Сравнивая ПС современного российского общества с ПС «доперестроечной» России можно выделить особенности: - переходный характер ПС и самого общества от одного типа (социалистического, коммунистического и т.п.) к другому (капиталистическому, раннекапиталистическому); сейчас факт перехода от централизованного управления государством и обществом к децентрализованному, от плановой экономики к рыночной; - выделение в качестве высшей ценности существующего в России общества, государства и политической системы прав и свобод граждан, их достоинства и благополучия, признание их в конституции; - отказ от доминирования в ПС современного политического общества одной официальной, партийно-государственной идеологии и установление принципа множества идеологий; - опора ПС современного российского общества на многоукладную экономическую систему, проявляющуюся вовне в различных формах собственности; - наличие в структуре ПС общества, наряду с официальными государственными институтами и лояльными правящему слою или классу организациями, также и противостоящей проводимому курсу политической оппозиции. Особенности ПС российского общества: многопартийность, плюрализм, политическая оппозиция и консенсус, открытый характер ее функционирования, незавершенность ее формирования и наличие черт переходности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.