Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 18. Психология внимания







П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

развернутую, социально полноценную речь, а потом необходимо переходить от этой развернутой речи к символической. Как только мы осознали необходимость замены развернутой речи на символическую и произвели такую замену, мы получили контроль за написанием, который не ослабевал на протяжении, по крайней мере, того времени, что мы его проверяли. После внесения подобных изменений мы в течение полугода не наблюдали ослабления действия контроля.

Затем перед нами встала другая задача. Мы ведь воспитали узкую форму внимания по отношению только к письменному тексту. Возникла необходимость добиться обобщения. Для этого были выбраны новые объекты. Например, проверка узоров орнамента или проверка положения фигур на шахматной доске и т. п. Скажем, была дана одна шахматная доска с определенным расположением фигур, и другая, которая повторяла первую, за исключением одной фигуры в другом положении. Это отклонение нужно было обнаружить. Ну и другие тесты на внимание. Скажем, знаменитый тест Бурдона. Вы имеете лист бумаги, заполненный цифрами или буквами разного рода, и надо найти и вычеркнуть определенные буквы или определенные цифры среди множества других. Были и смысловые неправильности. Мы воспользовались книжечками со всякого рода смысловыми ошибками, которые даются детям, чтобы они нашли, что тут неправильно. Например, на картинке нарисован каток, где катаются дети. Над соседним домом развевается флаг, а из трубы на доме идет дым И вот флаг развевается в одну сторону, а дым идет в другую Надо обнаружить эту неправильность. Есть и другие неправильности, скажем, когда нарисовано лицо и не дорисовано ухо или не на том месте нарисовано и т. д Мы предложили детям задачки, содержащие и смысловые неправильности, и неправильности формального порядка.

Когда детям предложили самим составить обобщенное правило для проверки подобных задач, из семи человек двое сами составили обобщенное правило, по которому они успешно справились с этим заданием. Пятеро других самостоятельно такого правила сформулировать не смогли, но очень быстро подхватили указания, которые были даны им экспериментатором, и на уровне умственных действий выполняли все эти задания. Оказалось, что это обобщение очень простое Каков бы ни был материал, всюду нужно прежде


ЕЕ

всего установить порядок проверки. Например, вы имеете узор или цифры и буквы в тесте Бурдона. Вы должны строго установить, что будете двигаться в горизонтальном или, наоборот, в вертикальном направлении, но строго, а не как попало. Сначала общий порядок проверки, потом, когда выделяем этот порядок (как двигаться), — следующая задача: разделить то, что имеется в задаче, на единицы проверки. Скажем, если имеем узор, то должны его разделить на части, пусть даже совершенно произвольные, но строго определенные. И затем проверять узор по каждой такой единице. И, наконец, проверять каждый такой объект с помощью выделенного критерия, который задается самим предметом. Простейший случай: если вы имеете орнамент, то в нем всегда есть повторяющийся элемент. Этот элемент нужно выделить, разделить непрерывный сплошной узор на части и каждую часть проверять — соответствует она образцу или не соответствует. То же самое и относительно теста Бурдона: разделяем на полосы, затем выделяем отдельные элементы — цифры или буквы и смотрим, соответствуют они заданным или нет. Всюду есть одно очень простое правило: сначала нужно установить порядок, в пределах этого порядка выделить отдельные объекты, которые большей частью не выделены или выделены не так, как нужно, и затем каждый объект проверять согласно установленному критерию. Вот и все.

Если бы мы были такими умными, какими оказались только в конце эксперимента, то могли бы с самого начала формировать действие контроля, т е внимания, в обобщенном виде. Но, к сожалению, мы оказались умными только когда все было сделано и выяснилось, что можно было сделать проще и лучше 'Гак или иначе, в этой работе экспериментальным путем было выработано внимание такого рода, которого до этого у испытуемых не было

Это стало довольно значительным событием в теоретическом плане. Внимание — это самая неуловимая из всех функций. Вот и сегодня вы можете почитать в традиционных учебниках, что внимание — это сторона всякой деятельности, и так как неизвестно, какая же это сторона, то говорят, что это направленность или сосредоточенность Ну если это направленность, то тут вообще пустое дело, потому что всякое действие имеет направление. Значит, нужно найти нечто другое, что определяет направленность и сосредоточенность







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.