Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. Равно, если бы вам сказали: очень важно быть здоровым, очень важно не отвлекаться, очень важен хороший пример






равно, если бы вам сказали: очень важно быть здоровым, очень важно не отвлекаться, очень важен хороший пример, в частности родителей. Всё правильно. Но что вы с этим будете делать? Как это применить в жизни?

Между прочим, там говорится и о том, что очень важно при- j учить ребенка контролировать свою работу. Но говорится это меж- j ду прочим, без объяснений. А ведь это сложная задача — уметь кон- J тролировать свою работу. Но там это не раскрывается. Там еще ска- | зано: важно соблюдать порядок своих вещей. А почему? Потому что j между умением найти вещь в комнате и найти ошибку в тексте есть ] большое внутреннее родство с точки зрения внимания. Все это не I противоречит здравому смыслу, но по сути — это безответствен- I ность. Вы делаете вид, что советуете с точки зрения психолога, а на 1 самом деле ничего толком не объясняете. ]

Итак, вопрос заключается в том, что следует понимать под вни- I манием? Если исходить из общей схемы, то дело обстоит очень 1 просто, с одной очень важной оговоркой. Всякая деятельность, вся- J кая отдельная единица деятельности имеет свою ориентировочную 1 часть, исполнительную часть и, можно сказать, третье — конт- I рольную часть, в которой повторяется и момент ориентировки, и ] момент исполнения, и соотнесения того и другого и т. д. Это карди- 1 нальная часть всякого действия субъекта. Но мы сделали бы боль- 1 шую ошибку, если бы отождествляли внимание и контроль. Зачем же ■ называть тогда контроль вниманием? Тогда и нужно говорить именно о контроле, но не путать эти разные вещи.

Ведь не всякий контроль есть внимание Пока контроль остается внешним, предметным развернутым действием хотя бы в уме, он есть процесс контроля и сам требует внимания, которое прежде сложилось Но вот когда контроль становится, во-первых, обязательно идеальным действием, во-вторых, когда он сокращается и авто- j матизируется, — вот тогда он для нашего наблюдения, как внешне- 1 го, так и внутреннего, т. е. самонаблюдения, выступает как внимание. I Значит, внимание есть не всякий контроль, а контроль, ставший j идеальным, сокращенным, автоматизированным действием. В такой; форме контроль превращается в то, что для нашего наблюдения ' выступает как внимание. А если мы это знаем, то можем не болтать и не давать дешевые советы относительно внимания, а планомерно воспитывать внимание там, где его не хватает

ЕГТП


ЯП

Вот такую работу мы относительно недавно выполнили, взяв для этого в качестве испытуемых детей, которые являлись выдающимися по невнимательности субъектами. Мы взяли учеников 3-го класса, потому что у них элемент невнимательности в определенных видах работы уже достиг большой, ясно выраженной степени. Он еще не распространился на другие виды деятельности, а сохранялся пока в письменных работах по русскому языку и арифметике. Это очень характерные дефекты во внимании: пропуски слогов в слове, перестановки букв, в арифметике это часто замена нужных знаков другими, неточное написание (даже при списывании) величин, цифр и т. д. Это очень характерная ошибка, возникающая не из-за незнания правила, а из-за невнимания.

Мы отобрали этих чемпионов по невнимательности, дали специально составленные тексты с ошибками. Ошибки эти были двоякого рода: одни — смысловые, а другие — по написанию. Пример смысловой ошибки: «Весною сняли с яблони обильный урожай яблок» (не весною — а осенью). Или: «С горы взбежал поток проворный» (не взбежал, а сбежал). Ошибки по написанию: «У Кати в тетради хорошие отлетки» (вместо — отметки).

Детям дали переписать текст и предупредили, чтобы они исправили имевшиеся в нем ошибки. Они переписали текст, исправили имевшиеся ошибки, но сделали много новых. Чтобы понять, в чем же дело, экспериментаторы дали им переписать еще раз тот же самый текст, но уже без ошибок. И сказали так: «Это тот же самый текст, только теперь в нем ошибок нет. Перепишите внимательно». Они опять сделали много ошибок. Когда начали выяснять, почему они так работают, то оказалось следующее: они схватывают лишь общий смысл фразы или отдельного слова, но не замечают частности. Они читают по смыслу. «У Кати в тетради хорошие отлетки». Ну ясно! Речь идет об отметках. Они улавливают общий смысл, они воспринимают предложение в целом, не расчленяя его, и поэтому не замечают в нем ошибок. Ну а когда сами пишут, то опять они имеют в виду смысл предложения в целом, а что в нем содержится частные ошибки, они не замечают.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.