Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектурная среда отдыха средневековья






Архитектура отдыха в эпоху феодальных отношений прошла два сложных исторических этапа развития: средневековье и новое время.

Архитектурная среда средневековья (XI —XIV вв.) определялась общностью идеологической основы феодальных отношений — христиан­ской религии. Эпоха нового времени (XV—XIX вв.) характеризуется зарождением новых социальных отношений в недрах феодализма, сфор­мировавших новые архитектурные формы отдыха.

Архитектура средневековья, разделившаяся на восточную (визан­тийскую) и западную (романскую и готическую) архитектуру вслед­ствие сложных религиозных процессов в христианстве (разделение на православие и католицизм) и различий культурных традиций Запада и Востока, имела общие типологические черты: строительство укреплен­ных комплексов — кремлей, замков, городских дворцов; возведение мо­настырских комплексов и культовых зданий-храмов. Храмы были не только местом богослужения, но и главным типом общественных зда­ний. Христианские храмы должны были вмещать многочисленных бо­гомольцев и отвечать функциональным требованиям. Их могли исполь­зовать для проведения общественных собраний и театрализованных зрелищ. Храмы входили в монастырские комплексы, которым прида­валось значение культурных центров, — в них хранили книги, вели летописание, устраивали школы и больницы. Монастыри часто стано­вились убежищем для окрестного населения.

 

 

Архитектура Востока, продолжив свое развитие в Византии, повлия­ла на архитектуру Армении, Грузии, Древней Руси, основывающуюся на античном зодчестве и достижениях коренных народов. Особенности архитектуры отдыха византийского стиля связаны с национальными традициями, бытом и культурой этих стран. В этот период характерно преобладание в зодчестве культовых построек. В византийском храме человека окружает центрическая купольная композиция, связанная с древнейшей традицией жилого дома, где посредине помещался очаг, вокруг которого собиралась семья. Центральное место в культовом здании занимает амвон — кафедра, вокруг которой развертывается ре­лигиозное действие, символизирующее историю мира и человека.

Жилые застройки византийских городов малоизвестны. В го­родском жилом доме преобладала свободная планировка, отражающая уклад быта византийцев. Система византийского дворца представляла собой развитие обычного жилого дома. Так, большой императорский дворец располагался на центральной площади Константинополя Августион около главного собора св. Софии и спускался террасами к Мра­морному морю. Основные парадные дворцовые помещения группиро­вались вокруг богато оформленных перистильных дворов с мозаичны­ми полами. Анфилады монументальных и парадных залов перекрыва­лись куполами, своды которых украшали золотой мозаикой.

Загородные жилища византийских феодалов, аналогичные городским дворцам и богатым домам, лучше всего сохранились в Сирии. Двух­этажные здания с галереей-колоннадой в одном или двух этажах, окру­женные каменной стеной, превращались в средневековый замок.

При монастырях возводилось большое количество утилитарных по­строек: прачечные, бани, кухни, больницы, странноприимные дома, лодочные станции, источники, бассейны.

На путях международной торговли появлялись караван-сараи (рис. 1.9). Несколько таких сооружений сохранилось в Армении и Грузии. Со­оружали караван-сараи вблизи горных перевалов, у речных переправ, на промежуточных остановках длинного пути, и предназначались они

Рис. 1.9. Караван-сарай:

1 — трехнефные залы; 2 — внутренний двор; 3 — комнаты

 

для кратковременного пребывания постояльцев. В Армении выработался оригинальный зальный тип такого здания: трехнефные или однонефные залы с выделенными внутри или примыкающими с торца небольшими комнатами. Главным украшением служил богатый резной портал. Ка­раван-сарай в Грузии имел крытый продольный зал, освещаемый свето­вым фонарем, в который выходило несколько комнат. Позже караван- сараи разделились на торговые и постоялые. Первые состояли из тор­говых и ремесленно-производственных помещений; вторые, рассчитан­ные на длительное пребывание с вьючными животными и повозками, состояли из жилых и служебных помещений, расположенных вокруг внутреннего двора.

В городах Армении возводились гостиницы — ханапары и пндуки, в которых останавливались купцы, прибывающие с торговыми караванами. Ханапары выполняли и другие функции, в частности здесь совершали торговые сделки и денежные операции, обсуждали новости, организо­вывали новые караваны. Располагались ханапары вблизи торговых площадей. Нередко ханапары богато отделывались, часто резным орна­ментом.

В XIII в. в Ани были возведены рядом две гостиницы: южная — «Змей и львов» и северная — «Сфинксов». В центре каждой — двор с водоемом и с комнатами в два этажа вдоль стен. Сообщение по эта­жам осуществлялось по наружной консольной лестнице. Выходившие на улицу помещения служили магазинами, в которых ремесленники изготовляли и продавали свои изделия.

Широкое распространение получили многочисленные бани. Они состояли из двух залов (мужского и женского) с небольшими помеще­ниями. Раздевальню с обязательным фонтаном посредине и главный купальный зал богато декорировали. Купальни размещали вокруг то­почной камеры с водяным котлом. В Грузии бани строили возле источ­ников и с водопроводом.

Интересна архитектура отдыха средневекового грузинского города, состоящего из жилых двух-, трехэтажных домов с балконами, открыты­ми к улицам и площадям, общественных и государственных зданий. В городе имелись ристалища (площадки для состязаний), ипподромы, площадки для конных игр в мяч. Вне городов возводили различного рода увеселительные сооружения — охотничьи, летние дворцы. Жилые городские дома имели ряд помещений различного назначения — спальни, комнаты для гостей, кухню, кладовые, винный погреб. Иногда в домах были открытые террасы.

Строительство городов на Руси началось с середины X в. Крупными городами были Киев (рис. 1.10), Новгород, Изборск, Смоленск, Полоцк, Тмутаракань. Возникали они на торговых путях. Центром древнерус­ского города был детинец, укрепленный стенами, валами и рвами. Там размещались княжеские и боярские дворы, церкви, жилища дружинни­ков и челяди. Вторую часть города составлял окольный град; торговые

 

 

 

Рис. 1.10. План Киева (X—XI вв.):

Город Владимира: 1—3 — дворцовые корпуса; 4 — Десятинная церковь; 5 — церковь Василия; 6 — церковь Федоровского монастыря; 7 — церковь Андреевского монастыря; 8 — церковь Крестовоздвиженского монастыря; 9 — Батыевы ворота; 10 — Подольские ворота; 11 — ворота к Боричеву спуску.

Город Ярослава: 12 — Софийский собор; 13 — церковь св. Ирины; 14 — церковь св. Георгия; 15 — церковь, открытая Милеевым в 1911 г.; 16 — дворец; 17 — Золотые ворота; 18 — Львовские ворота; 19 — Лядские ворота; 20 — собор Михайловского Златовер­хого монастыря; 21 — церковь Дмитриевского монастыря; 22 — остатки каменной стены. Копырев конец: 23 — церковь, раскопанная в 1947 г.; 24 — церковь, раскопанная в 1938 г.; 25 — церковь, название которой неизвестно

ремесленные концы заселяли ремесленники различных профессий. Города окружали укрепленные стены с воротами в виде башен, с проез­дом под ними (например, Золотые ворота в Киеве (1037) с надвратной церковью). Церкви на Руси были не только культовыми сооружения­ми, но и выполняли функции общественных зданий, где собиралось го­родское население, происходили торжественные церемонии и приемы. Такой была Десятинная церковь в Киеве, которую называли мраморной церковью за богатое внутреннее убранство: мозаичные полы из мрамо­ра, колонны, капители, фрески.

Самым значительным памятником Киевской Руси является Софий­ский собор в Киеве (1037). Он был центром летописания, в нем размеща­лась первая библиотека, происходили торжественные церемонии: прием послов, обряды «посажения» князей на престол, парадные собрания.

Первым жилищем феодала были деревянные хоромы, состоящие из ряда срубов-клетей. Обычно дом состоял из трех поставленных в ряд клетей. Центральную клеть занимали сени: по одну сторону от них находилось теплое жилое помещение истба, а по другую — холодная клеть, служившая парадным помещением в хоромах или кладовой в простых домах.

Административным центром был княжий двор с хоромами, теремны­ми дворцами, гридницей (помещение для дружинников), парадными залами для приемов, пиров, торжеств. Такие дворы были в Киеве — Ярославов, или Великий, двор, в Чернигове — Красный двор, в Пере­ясвле — Княжий двор, в Новгороде — Ярославов двор. Самым высо­ким домом был теремный дворец с помещением — теремом у возвышаю­щимся над всеми хоромами, покрытый позолоченным шатром («терем златоверхий»). Во дворах размещались погреба: медуний (хранилище медов и вин), беретьяница (кладовые сортового меда), скотницы — погреба для хранения ценностей и товаров.

В XII в. шло интенсивное строительство на Подоле в Киеве: купе­ческие подворья, склады товаров, жилища, мастерские ремесленников. Княжьи и боярские дворы приобретали характер городской феодаль­ной усадьбы. Княжеские приемы и пиры происходили в сенях кня­жеских хоромов. Усадебная застройка с деревянными ограждениями определила характер отдыха в жилище: пиры, обрядовая еда, общение и активное использование бани. Баня в усадьбе занимала видное мес­то. Отдых вне жилища определялся посещением культового здания. Синтез архитектуры, живописи, скульптуры, театрального действа яв­лялся средством воздействия на эмоциональное состояние человека.

Архитектура средневековой Западной Европы V — XV вв. типоло­гически и стилистически (романский стиль — XI —XII вв., готический стиль XIII —XV вв.) изменялась в зависимости от социально-поли­тического и культурно-исторического развития общества. В жизни сред­невекового общества по-прежнему большую роль играла церковь, опреде­ляя философию, науку, литературу и искусство. Воздействуя на психику и эмоции человека через театрализацию ритуальных действий, таинствен­ные обряды, под аккомпанемент григорианского пения, в дыму кадильниц и мерцании свечей, церковь одновременно выполняла общественные функции.

В романскую эпоху эти функции перешли к монастырям и монастырским церквям (рис. 1.11). При строительстве монасты­рей появились первые попытки рационально организовать пространство

 

 

 

 

Рис. 1.11. Клюни. Монастырский двор:

1 - церковь Клюни; 2 — библиотека; 3 — «Галилея»; 4 — атрий; 5 — сакристия; 6 — башня; 7 - странноприимный дом: а — для мужчин; б — для женщин; 8 — трапезная для гостей; 9, 20 ~ уборные; 10 - конюшни (на втором этаже жилище рабочих): 11 — западный двор; 12 - погреб; 13 - пекарня; 14 - трапезная; 15 - клуатр; 16 - клуатр

 

 

монастырского двора, сгруппировав административные, жилые и хозяйственные постройки вокруг монастырского центра — клуатра. Монастырь имел два концентрических ограждения: в первом размеща­лись привратницкая, странноприимный дом, альмонарий (трапезная), хо­зяйственные помещения (конюшня, кузница, мельница, маслобойня, пе­карня, мастерские, склады); отдельно располагалась больница с полями для лекарственных трав; внутрь второго ограждения допускались толь­ко монахи, там была монастырская церковь, зал капитула (для заседа­ний администрации); сакристия (ризница) для хранения ценностей и монастырской казны; библиотека; скрипторий (помещение для пере­писки рукописей); дормиторий (общая спальня). Важнейшая обще­ственная функция монастырских церквей заключалась в обслуживании больших масс паломников. Паломничество началось еще в период ран­него средневековья. По эдикту Карла Великого все монастыри и церк­ви обязывались содержать пилигримов, предоставляя им приют и про­питание. В монастырях для этой цели служили странноприимные дома, которые разделялись на мужскую и женскую части и имели отдельную трапезную.

Паломничество особенно распространилось в XI—XII вв., когда мо­щам святых стали приписывать чудодейственную силу. Благодаря па­ломничеству усилились взаимокультурные влияния, шире использова­лись строительные приемы; паломничество повлияло на оживление об­щественной жизни, вызвавшее тягу к путешествиям. Вдоль дорог были возведены паломнические церкви.

В городах одним из типов культовой архитектуры стал собор, который первоначально задумывался как монастырская церковь и храм для мирян. Особенно много соборов построили в Англии роман­ского периода. Одним из самых впечатляющих памятников английско­го средневековья является собор в Дэрхеме, расположенный среди густой зелени на обрывистой скале, с трех сторон омываемый рекой. Собор лишен мрачности, свойственной базиликальным церквям, создает впечат­ление торжественности благодаря нервюрному (ребристому) своду и обилию строго геометрического орнамента.

Светские тенденции в культовой архитектуре романской эпохи осо­бенно проявились в соборах Италии, которые трактовались как дом божий и народный. Особое место занимает соборный ансамбль в Пизе, состоящий из собора в форме вытянутого латинского креста; баптистерия (крещальни) цилиндрического объема; кампанилы (башни-колокольни), обвитой кружевом арочных галерей. Соборный ансамбль размещался возле торговой площади, с которой начиналось формирование города.

С возникновением городских коммун создавались и новые общест­венные центры — площадь и здание городского самоуправления. Появ­ление новых форм общественной жизни породило новые типы граждан­ских зданий: дворцы городского самоуправления, многоэтажные жилые дома, укрепленные городские и загородные резиденции знати, здания торговых гильдий и первых университетов. Строительство таких зданий воспринималось как важное дело общины и влияло на частную жизнь граждан.

В это время формируется тип каменного жилого дома горожа­нина, представляющего собой прямоугольный блок из отдельных комнат вокруг лестницы или холла. В богатом типе жилища — палаццо — на первом этаже был склад, на втором располагались жилые комнаты и парадный зал, выходивший во двор. Городские резиденции феодалов имели башни, которые служили им для защиты во время междоусобиц. Высота башни свидетельствовала о знатности семьи. Нередко эти баш­ни сносили вместе с падением феодального рода.

Первые общественные здания также имели башню, но позже основным признаком общественного здания стала аркада на первом этаже, служив­шая общественным залом, связанным с площадью. На втором этаже размещался зал заседаний с непременным балконом, с которого про­износили речи, объявляли указы. Балкон был настолько связан с пред­ставлением о здании городской коммуны, что при потере независимости города его нередко уничтожали.

Для романского периода Франции характерны укрепленные жили­ща феодалов — замки (рис. 1.12), размещенные на возвышенном и труднодоступном месте. К X в. укрепленное жилище имело вид баш­ни — донжонау окруженного валами и рвом. Донжоны делились по вертикали на несколько этажей-ярусов. Зал и спальные помещения располагали обычно в среднем ярусе. Нижний ярус использовали для прислуги и кладовых. Донжоны — пример средневекового жилища- крепости, в котором забота об удобствах жизни приносилась в жертву требованиям обороны.

Рис. 1.12. Замок-башня XII в. (Франция):

1 — кордегардия; 2 — се­верное жилое помещение; 3 — капелла; 4 — вести­бюль; 5 — малый холл; в — большой холл; 7 — кух­ня; 8 — уборные; 9 — надвратный зал; 10 — внут­ренний двор

 

 

Рис. 1.13. Тип фахверкового дома (Германия):

А — жилой дом: 1 — прихожая; 2 — очаг; 3 — лестница в подвал; 4—6 — жилые помещения; 7 — чу­лан; 8, 9 — хозяйственные помеще­ния; Б, В — хозяйственные построй­ки: 10 — ворота; 11 — колодец; 12 — уборная

 

 

Аналогичные крепостные сооружения возводились в Англии. Замок в Лондоне — Тауэр — ансамбль, в котором «Белая башня» играла роль донжона. Сама башня имела кубическую форму со ступенчатым осно­ванием. В углах размещались башенки с винтовыми лестницами, свя­занными между собой коридорами в толще стен.

Наряду с обычными замками прямоугольного плана строились и укрытия типа шелл-кип. Это были цилиндрические башни с кольцевым планом этажа.

Еще один тип средневекового жилища романской эпохи возник в Германии — фахверковый (рис. 1.13). Фахверковая конструкция представляла собой каменный цоколь, над которым собирали 2 — 3 этажа фахверка (деревянный каркас с заполнением). Все типы городских жилищ были фахверковыми и повторяли планировку сельских домов.

Каменные городские жилища стали возводить повсемест­но в более позднюю эпоху (XIII —XV вв.), с появлением новых городов. Города возникали на водных путях — на реках, в бухтах, так как в отли­чие от караванных путей Востока основные торговые пути в Европе проходили по главным рекам и морям. Средневековые города по-прежнему были укреплены.

В это время возникла готическая архитектура, преимуществен­но городская. В планировке новых городов стали выделять специаль­ные места для рыночной площади. На рыночной площади находились торговые ряды или гостиный двор (появившись в XIII в., позднее полу­чил широкое распространение), дозорная или набатная башня с часами, городские весы и колодец или фонтан. Гостиный двор обычно был двухэтажным: нижний этаж занимали лавки наиболее влиятельных гиль­дий, а на верхнем хранились самые ценные товары и размещались му­ниципальные учреждения. Должностные лица города могли собирать­ся в дозорной башне, где хранились важнейшие документы, а на одном из этажей помещалась тюрьма. На рыночной площади строились пер­вые ратуши, служившие судебными центрами. Здесь происходили состя­зания певцов и представления бродячих артистов.

Собор по-прежнему играл значительную роль в общественной жиз­ни города. Он вмещал все городское население, укрывал горожан в дни войны, служил местом шумных собраний и представлений. Собор­ные площади в средневековом городе были небольшие. В готическую эпоху собор стал господствующим типом культового здания. Оставаясь по преимуществу трехнефной базиликой, в соборе полностью изменилась конструктивная система, представляющая собой каркас. Появление та­ких конструкций объяснялось решением новых функциональных, иде­ологических и художественных задач. Собор становится больше камен­ным символом богатства, мощи, кредитоспособности горожан, чем «до­мом божьим». Изменился внешний облик собора: башня над средокрестием романской эпохи заменяется небольшим шпилем, а две большие башни акцентируют вход. Готический собор более значителен и гос­теприимен. Например, знаменитый западный фасад собора Парижской богоматери с его богатой скульптурной декорацией — королевской га­лереей — имел исключительное значение в период борьбы за объедине­ние Франции.

В период готики продолжалось строительство замков и крепостей, в основном во Франции и Германии. Постепенно замки меняли свое пред­назначение, становясь просто хорошо укрепленной резиденцией, кото­рая позднее превратилась в парадный загородный замок. В этот период все большее внимание уделялось планировке дворцовых залов, жилых и служебных помещений. Они стали более удобными, роскошными, при­ближаясь по характеру к увеселительному дворцу.

Строительство дворцов продолжалось в основном в Италии. В XIII в. это были общественные городские дворцы, в XIV в. — част­ные палаццо и виллы. В архитектуре палаццо признаки кре­пости сохранялись лишь внешне. Первый этаж палаццо оформлялся открытыми лоджиями и мог сдаваться внаем. Второй этаж по-прежне­му был главным жилым этажом.

Городские двух-, трех- или четырехэтажные жи­лые дома выполняли из дерева и камня. Во Франции распространи­лось четыре типа жилого дома. Первый тип жилого дома сохранил в себе черты, переходные от романского к готическому жилищу: первый этаж — каменный, второй, нависающий, — фахверковый. Второй тип — сдвоенный дом с общей крышей — имел сильно выступающие продоль­ные стены, которые поддерживали балконы второго этажа. Третий тип — каменный дом с парными окнами по всей ширине этажа. Четвертый тип — каменный дом с лестничной клеткой, размещенной в эркере. Характерной готической чертой жилых домов являлись крутые дву­скатные крыши, выходящие на улицу треугольным щипцом, обычно равным по высоте всему зданию. Уровень благоустройства в таких домах повышался (например, устраивали отапливаемые комнаты).

С ростом городов и быстрым развитием городской жизни возника­ют новые типы сооружений. К ним относятся ратуши, госпита­ли, коллежи, таможни, торговые дома, гостиницы. Наиболее значительны­ми из этих сооружений были ратуши. Здания ратуш предназначались не только для целей городского управления; их часто использовали для со­браний граждан, для устройства праздников, свадеб, для нужд торговых гильдий. Внизу обычно располагали торговые помещения, вверху — залы для собраний и празднеств, судебные и канцелярские помещения. Рату­ши имели разный внешний вид, но с обязательной островерхой башней. Размещали ратуши на рыночной или соборной площади.

Больницы строили еще в романский период, но более широкое воз­ведение их началось в период готики, когда с ростом городов возросла скученность населения, что приводило к быстрому распространению инфекционных болезней. Первоначально больницы выполняли разные функции: дом призрения, странноприимный дом. Размещали их по пути движения паломников, у городских ворот, в уединенных местах в виде бесплатных караван-сараев.

В XII в. стали отделять прокаженных от остальных больных. Поз­же дома призрения («божьи дома») и госпитали стали строить по об­разцу монастырских больниц — удлиненного плана здание с большой больничной палатой и капеллой. В Англии был построен госпиталь с более современной планировкой: с двумя рядами больничных палат, выходящих в общий холл, из которого можно было попасть в церковь.

С оживлением торговых и культурных связей между городами в средневековой Европе при крепостях и замках феодалов устраивались постоялые дворы с харчевней — трактиры, на центральных магистра­лях возникали придорожные гостиницы типа инн, выполняющие функ­ции почтовых станций; в населенных пунктах возводились двух-, трех­этажные гостиницы. Такая гостиница была возведена в Провене (Фран­ция, XVI в.) — развитом центре промышленности и торговли. Боль­шое помещение первого этажа, перекрытое сводами, предназначалось для хранения товаров; на втором этаже размещался зал, освещаемый большими стрельчатыми окнами; на третьем этаже над крышей рас­полагали номера. Можно привес­ти один из ранних примеров гос­тиниц Англии: трехэтажное здание в Гластонбери с трапециевидным эркером на фасаде, стрельчатыми окнами с легкими импостами, строй­ными пилонами продольных стен. В архитектуре этого здания отра­зились специфические черты готи­ческой архитектуры (рис. 1.14).

 

Рис. 1. 14. Средневековая гостиница:

1 — камин; 2 — эркер; 3 — винтовая лест­ница

 

Архитектура отдыха средневеко­вья в отличие от архитектуры от­дыха древнего мира предназнача­лась для избранных — феодалов, жизнь которых проходила в крепостях, замках, дворцах, виллах с пирами, забавами, турнирами. Жили­ще горожанина, ремесленника приобрело многоярусность и было связа­но с ремеслом: на первом ярусе — лавка или мастерская, на втором — жилая комната с очагом (семья объединялась возле очага, женщина ста­ла хозяйкой дома). Одновременно жилище перестало быть замкнутым мирком: дом обращен на улицу. Центром общественной жизни остава­лись культовые сооружения — монастыри, церкви, соборы и городские площади (соборные и рыночные). Развитие торговых отношений, по­явление паломников определили развитие временного жилища — гос­тиниц.

Развитие общественной жизни способствовало появлению новых при­вычек и потребности в роскоши: приемные залы и комнаты средневе­ковой знати богато украшались стенной росписью, коврами, вместо оча­гов использовались камины и кафельные печи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.