Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия долгосрочного устойчивого равновесия фирмы конкурента.






Рынок совершенного конкурента характеризуется:

1. Наличием на рынке множества покупателей и множества продавцов однородной продукции.

2. Удельный вес отдельного продавца незначителен, поэтому ни продавец ни покупатель не могут повлиять на рыночную цену.

3. Рыночная цена устанавливается путем взаимодействия спроса и предложения.

4. Отсутствуют барьеры для вступления на рынок новых продавцов, свободный выход с рынка

5. Открытость информации о ценах и рыночной конъюнктуре.

Фирма совершенной конкуренции является ценополучателем.

P P
  S
 
Pp Pp D, MR
   
  D
  рынок Q фирма Q

Согласно графику кривая спроса на продукцию фирмы-конкурента, в отличие от кривой рыночного спроса (с традиционным отрицательным наклоном) – горизонтальна и совершенно эластична, то есть фирма вынуждена продавать как угодно много своей продукции по своей цене, то есть кривая спроса фирмы-конкурента совпадает с кривой предельного дохода (MR) и рыночной ценой.

Валовой доход фирмы определяется как:

.

MR – это дополнительный доход (дополнительная выручка) от продажи каждой дополнительной единицы продукции. MR определяется следующим образом:

.

Для фирмы конкурента MR = Ррын.

В современной экономической науке существует традиционная теория фирмы, основная цель которой – максимизация прибыли, а также теории множественности целей и т.д.

В соответствии с традиционной теорией фирмы выделяют два основных подхода.

Первый основывается на сопоставлении валовых показателей (валовой доход и общие издержки). Второй – на сопоставлении предельного дохода и предельных издержек. Первый подход предполагает определение оптимального объема производства, при котором фирма получает максимально положительную разницу TR – TC (максимизация прибыли) или минимально отрицательную разницу TR – TC (минимизация убытков). Использование этого подхода рассмотрим графически с учетом трех ситуаций.

1. Максимизация прибыли имеет место, если выручка от реализации TR полностью покрывает валовые издержки ТС.

 
 


TC

TR
TC TR
       
         
           
         
  Q1 Qопт. Q2   Q

2. Минимизация убытков имеет место, если выручка от реализации ТR полностью покрывает общие переменные издержки ТVС, но не покрывает ТС - общие валовые издержки.

TR TC TVC
TVC TR
TC  
     
     
     
  Qопт Q

3. Прекращение производства или закрытие фирмы имеет место, если выручка от реализации ТR не покрывает даже общие переменные издержки ТVС.

TR TC TVC
TVC TR
TC  
   
   
   
  Q

 

 

Второй подход рассмотрим графически:

MR
MC  
  MC
  MR = MC
PP MR
   
  Q

Согласно графику сопоставлением предельных показателей, предельного дохода и предельных издержек (MR и MC), можно определить оптимальный объем выпуска продукции, при котором фирма получит максимальную прибыль. Этот соответствует правилу максимизации прибыли: МR = МС.

С учетом этого правила рассмотрим три ситуации:

1. Максимизация прибыли имеет место, если рыночная цена Ррын полностью покрывает средние издержки АС.

MR MC = MR
MC
AC MC АС
Pp F MR
PU K
   
    Qопт. Q

Причем: TR = Ppын. * Qопт. = S 0Ppын.FQопт.

TC = AC * Qопт. = S 0Pi KQопт.

TPmax = TR – TC = S Pi Ppын.FK.

2. Минимизация убытков имеет место, если Ррын полностью покрывает средние переменные издержки AVC, но не покрывает средние общие АС.

 
  MC AC
PU убытки K
  min AVC
PP F MR
   
  Qоптим. Q


Причем минимальные убытки равны:

Убmin = TR – TC = S PiPpын.FK.

3. Прекращение производства (закрытие фирмы) целесообразно, если Ррын. не покрывает даже средние переменные издержки AVC.

 

AC
P
  AVC
   
PP MC MR, D
 
  Q

Анализируя график (3) можно утверждать, что кривая предложения фирмы-конкурента в краткосрочный период - это возрастающий участок кривой МС начиная от минимума АVС (точка G). Причем если цена устанавливается на участке (G; F) - фирма минимизирует убытки; если Ррын. установится выше точки F – фирма максимизирует прибыль; если ниже точки G – фирма должна прекратить производство; если рыночная цена установится на уровне минимума AC (точка F) – экономическая прибыль равна нулю, то есть фирма имеет нормальную прибыль.

Все рассмотренные выше ситуации характеризуют краткосрочное равновесие фирмы-конкурента. Ситуация долгосрочного равновесия фирмы-конкурента имеет место, если экономическая прибыль равна нулю, то есть фирма получает нормальную прибыль. Графически эту ситуацию можно представить так:

Р MC Р S S1
  AC
   
  F
РР MR РР
    D D1
  фирма Qоптим. Q рынок Q

Причем TR – TC = 0.

Согласно графику условие долгосрочного равновесия можно записать следующим образом: MC = MR = ACmin = Pрын.

Долгосрочное равновесие в условиях рынка совершенной конкуренции устанавливается при неизменных ценах и изменяющемся объеме выпуска.

 

 

Тема 7: «Поведение фирмы чистого монополиста»

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.