Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рыночный механизм установления равновесия. Излишек потребителя и производителя.






Взаимосвязь теории потребительского поведения и теории спроса рассмотрим графически:

А    
   
I/PA1    
  линия цена потребителя  
    F U3  
  С Е        
          U2
        U1  
      I/PB1     I/PB2 I/PB3 В
               
               
               
РВ              
РВ1            
             
РВ2              
РВ3           QД(В)  
               
В1 В2 В3   В  
             
                           

Согласно графику точки С, Е, F показывают оптимальные комбинации товаров А и В в наборе потребителя по мере изменения цены товара В.

Если спроецировать эти точки на график в системе координат Рв – В, то мы получим кривую, которая показывает то количество товара В, которое желает (на основе карты кривых безразличий) и имеет возможность (в соответствии с бюджетной линией) приобрести потребитель по каждой конкретной цене. То есть это кривая спроса на товар В. Кривая спроса традиционно имеет отрицательный наклон, что объясняется действием ценовых факторов спроса (эффект дохода и эффект замещения). Ценовые факторы связаны с изменением цены данного товара, они характеризуют изменение величины спроса (точки на кривой спроса) и отражают движение вдоль кривой спроса без изменения ее положения.

Эффект дохода имеет место, если при неизменном номинальном доходе потребителя и изменение цены данного товара приводит к изменению его реального дохода потребителя, что сопровождается изменением цены спроса на данный товар.

Эффект замещения имеет место, если при изменении цены данного товара потребитель стремится заместить его относительно более дешевым товаром, при этом величина спроса на данный товар снижается. Эффекты дохода и замещения действуют одновременно. Причем в экономической теории существует два подхода к разграничению эффекта дохода и замещения - по Слуцкому и Хиксу. Подход Слуцкого заключается в том, что реальный доход измеряется количеством различных благ, которые потребитель может приобрести за свой денежный доход, то есть реальный доход неизменен, если потребитель, истратив весь свой денежный доход способен приобрести тот же набор благ, что и прежде. Следуя такому подходу, для исчисления эффекта дохода и замещения используется уравнение Слуцкого, согласно которому:

,

то есть общий эффект замещения цены равен алгебраической сумме эффекта дохода и замещения.

По Хиксу реальный доход измеряется полезностью благ, на которые расходуется денежный доход (считается, что реальный доход неизменен, если потребитель, истратив весь свой номинальный доход способен приобрести набор благ, в котором полезность каждого равна полезности прежнего набора благ).

Различие этих двух подходов заключается в том, что при выделении эффекта замещения по Слуцкому фиксируется количественный набор благ, а по Хиксу фиксируется первоначальный уровень полезности набора благ.

Таким образом, ценовые факторы спроса характеризуют изменение величины спроса. Они связаны с изменением цены данного товара и отражают движение вдоль кривой спроса. Закон спроса показывает обратную зависимость между величиной спроса и ценой.

Функцию спроса представим следующим образом:

Однако существуют товары, для которых кривая спроса имеет положительный наклон, то есть по мере увеличения цены возрастает величина спроса на данные товары. Это товары Веблена и Гиффена.

Товары Гиффена - это низкокачественные товары, которые играют существенную роль в бюджете потребителя.

Товары Веблена - предметы роскоши, потребление которых престижно для определенной группы населения. Товары Гиффена и Веблена имеют положительный наклон.

Рассмотрим влияние изменения дохода на изменение величины спроса:

 

 

А  
I/PA3
   
I/PA2
  линия дохода потребления
I/PA1 F  
  C E    
         
    I       В
         
I      
         
    кривая Энгеля
I3        
I2        
I1      
  В1 В2 В3    
          B
                       

Согласно графику доход потребителя изменяется от I1до I2 и, соответственно, изменяется количество товаров В, на которые предъявляет спрос потребитель. То есть кривая Энгеля показывает, как изменяется спрос на данный товар по мере изменения дохода потребителя. Кривая Энгеля имеет положительный наклон на нормальные товары (высококачественные), для которых по мере увеличения дохода потребителя спрос растет. Однако кривая Энгеля имеет отрицательный наклон для низших товаров (низкокачественных), так как спрос на них падает по мере увеличения дохода.

Наряду с ценовыми факторами спроса существуют неценовые факторы.

Неценовые факторы спроса:

1. Наличие товаров субститутов и комплиментов.

Субституты - это взаимозаменяемые товары, для которых рост цены одного товара приводит к увеличению спроса на другой.

Комплименты - это взаимозаменяемые товары, для которых рост цены одного товара приводит к снижению спроса на другой.

2. Изменение доходов потребителя. При увеличении дохода растет спрос на нормальные товары и падает на низкие, и наоборот.

3. Ожидание потребителей (ожидание изменения цен, изменения доходов, изменения моды, законодательства).

4. Изменение вкусов и предпочтений потребителя (изменение образа жизни и моды).

5. Изменение количества потребителей на рынке.

Все неценовые факторы спроса не связаны с изменением цены данного товара, они характеризуют изменения в спросе и отражают сдвиг кривой спроса параллельно самой себе.

 

Эластичность спроса

Эластичность спроса показывает на сколько % изменилась величина спроса при изменении на один % цены данного товара (ценовая эластичность, прямая), доходов потребителей (эластичность спроса по доходу), цен товаров зависимых в потреблении (перекрестная эластичность спроса).

Эластичность спроса по цене определяется следующим образом:

Если ЕDp > 1 (по модулю) - спрос эластичный,

если меньше - то не эластичный,

если = 1 – то с единичной эластичностью,

если = 0, то совершенно неэластичный,

если стремится к бесконечности, то совершенно эластичный.

Взаимосвязь ценовой эластичности и выручки от реализации (валового дохода)

Если ЕDp > 1, то ↑ Р приведет к ↓ TR, следовательно ↓ Р приведет к ↑ TR.

Если ЕDp < 1, то ↑ Р приведет к ↑ TR, следовательно ↓ Р приведет к ↓ TR.

 

 

Эластичность спроса по доходу определяется следующим образом:

Если EDI < 0 – это товары низшие (некачественные или низкокачественные).

Если 0< EDI < 1 – это товары первой необходимости.

Если EDI = 1 – это товары средней необходимости.

Если EDI > 1 – это предметы роскоши.

Зависимость эластичности спроса по доходу и удельного веса товаров в бюджете потребителя выглядит следующим образом:

Ɣ 1* EDI1 + Ɣ 2* EDI2 + …+ Ɣ n* EDin = 1,

где Ɣ 1, 2, …, n – удельный вес товара в бюджете потребителя.

Перекрестная эластичность спроса. Она показывает на сколько % изменяется спрос на один товар при изменении цены на другой товар на 1%. Перекрестная эластичность определяется следующим образом:

Если EDm > 0 – это товары субституты.

Если EDm < 0 – это товары комплименты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.