Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила пользования опросником АСВ






Заполнение опросника предполагает создание доверительной атмосферы между психологом и родителем (родителями). Опрос может проходить в присутствии психолога или же опросники могут быть даны для заполнения дома. Каждый опрашиваемый (если их двое — мать и отец) получает свой текст опросника и бланк реги­страции ответов. Психолог, проводящий исследование, зачитывает инструкцию, убеждается, что опрашиваемые ее правильно поняли. Он просит родителей заполнять опросник независимо друг от друга. После того как родители приступили к заполнению анкеты, по­вторное инструктирование или пояснения не желательны.

 

Бланк регистрации ответов составлен так, что номера ответов, относящиеся к одной шкале, расположены в одной строке (прав­да, для некоторых шкал таких строк две — вверху и внизу). В край-

Таблица 5

п

Диагностика типов негармоничного (патологизирующего) семейного воспитания

 

 

Тип воспитания Устойчивые сочетания особенностей воспитательного процесса
уровень протекции П (Г+, Г-) полнота удов­летворе­ния потреб­ностей У (У+, У-) степень предъявле­ния требова­ний Т (Т+, Т-) степень запретов 3 (3+, 3-) строгость санкций С (С+, С-)
Потворствующая гиперпротекция + + - - -
Доминирующая гиперпротекция + ± + + ±
Повышенная мораль­ная ответственность + - + + +
рациональное отвержение - - + + +
Жестокое обращение - - + ± +
^" опротекция - - - - ±

Римечание:

Пи *+* означает чрезмерную выраженность соответствующей особенности вос-

*-» означает недостаточную выраженность; ^w*** означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, и Недостаточность или невыраженность указанной особенности воспитания.


 



нем правом столбце указаны сокращенные названия шкал. Справа от сокращенного названия шкал указано диагностическое значе­ние для каждой шкалы. Так, например, ответы на вопросы 1, 21, 41, 61 и 81, а также 101, 107, ИЗ, 119, 125 (всего десять вопро­сов) относятся к шкале Г+ (гиперпротекция), диагностическое значение которой равно 7. Для подсчета баллов по каждой шкале необходимо подсчитать число обведенных в соответствующей стро­ке номеров. Если названия шкал подчеркнуты, как, например, Г+, то к результату необходимо прибавить число баллов по допол­нительной шкале, которая находится в нижней части бланка и обозначена теми же буквами. Если число баллов достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя диагностируется соответствующая особенность стиля воспитания. При обнаружении нескольких особенностей (отклонений) вос­питания следует обратиться к таблице 5 — «Диагностика типов негармоничного (патологизирующего) семейного воспитания» для установления конкретного, присутствующего в воспитательном поведении данного родителя типа семейного воспитания.

3.3.5. Опросник родительских установок PARY1

Методика PARY предназначена для изучения отношения ро­дителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Ее авторы — американские психологи Е. С. Шафер и Р. К. Белл. Эта методика широко использовалась за рубежом. В нашей стране адаптирована кандидатом психологиче­ских наук Т. В. Нещерет и часто применяется в исследованиях.

В методике выделены 23 параметра, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 при­знаков описывают отношение родителей к семейным ролям, а 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков де­лятся на три подгруппы:

1) оптимальный эмоциональный контакт;

2) излишняя эмоциональная дистанция с ребенком;

3) излишняя концентрация на ребенке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.