Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текст опросника ОДРЭВ






1. Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.

2. Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять, по какой причине.

3. Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль.

4. Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.

5. Что бы ни сделал мой ребенок, я буду любить его.
6- Воспитание ребенка — сложная проблема для меня.

' '• Я редко повышаю голос.

°- Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать его и Испортить его характер.

" • Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.

 

Ю. Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием его ^«ослушания.

 


11. Я легко могу успокоить моего ребенка.

12. Чувства моего ребенка для меня загадка.

13. Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду.

14. Часто я не могу разделить радость моего ребенка.

15. Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и неж­ность, даже если он плохо себя ведет.

16. Я многое хотел(а) бы изменить в своем ребенке.

17. Мне нравится быть матерью (отцом).

18. Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования.

19. Я часто глажу моего ребенка по голове.

 

20. Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно.

21. Я жду пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав.

22. Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить.

23. Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям.

24. Часто я не могу понять, почему плачет мой ребенок.

25. Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка.

26. Мой ребенок часто делает вещи, которые сильно мне досаждают.

27. Ничто не мешает мне любить своего ребенка.

28. Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня.

29. Мы с моим ребенком приятно проводим время.

30. Я испытываю раздражение, когда ребенок буквально «липнет» ко мне.

31. Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старание и достиже­ния.

32. Даже когда ребенок устал, он должен довести начатое дело до конца.

33. У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия.

34. Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу по­нять, что он чувствует.

35. Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен.

36. Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут ис­портить его.

37. Я чувствую, что мой ребенок любит меня,

38. Меня удручает, что мой ребенок растет совсем не таким, каким мне хотелось бы.

39. Я верю, что могу справиться с большинством ситуаций и проблем в воспитании моего ребенка.

40. Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство.

41. Мне часто хочется взять ребенка на руки.

42. Я не поощряю мелкие успехи ребенка. Это может избаловать его.

43. Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал.

44. Я не в силах изменить плохое настроение ребенка.

45. Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почувство­вать его настроение.

46. Часто радость ребенка кажется мне беспричинной.

47. Я легко заражаюсь весельем моего ребенка.

48. Я очень устаю от общения со своим ребенком.


 

49. Я многое прощаю своему ребенку из-за любви к нему.

50. Я нахожу, что я гораздо менее способна хорошо заботиться о сво­ем ребенке, чем ожидал(а).

51. У меня часто возникают спокойные, теплые отношения с моим ребенком.

52. Я редко сажаю ребенка к себе на колени.

53. Я часто хвалю своего ребенка.

54. Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка.

55. Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спо­койное занятие.

56. Мне тяжело понять желания моего ребенка.

57. Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка.

58. Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по та­ким пустякам.

59. Я получаю удовольствие от общения с ребенком.

60. Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть.

61. Мне удается научить ребенка, что и как делать.

62. Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой.

63. Мой ребенок любит ко мне прижиматься.

64. Я часто бываю строгой (строгим) со своим ребенком.

65. Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок «не в духе».

66. Когда ребенок расстроен и ему трудно успокоиться, мне бывает.Трудно помочь ему.

3.3.7. Опросник Е.О.Смирновой и М.В.Быковой «Структура родительского отношения»

Оригинальный опросник родительского отношения разработа­ли в своем специальном исследовании динамики родительского Отношения в дошкольном возрасте Е. О. Смирнова и М. В. Быкова [Смирнова Е.О., Быкова М.В., 2000]. Гипотезой их исследования стало предположение.

1. Специфика родительского отношения заключается в двой­ственности позиции родителя по отношению к ребенку: в нем Всегда присутствуют два противоположных начала — личностное ((безусловное) и предметное (условное). К 2. Система детско-родительских отношений имеет определен­ную возрастную динамику, связанную с взрослением ребенка, и изменяется с возрастом в сторону преобладания предметного на­чала над личностным.

3. Родительское отношение определяет стиль воспитания (стиль Поведения родителя по отношению к ребенку) и оценку ребенка.

Для проверки этой гипотезы было предпринято специальное Экспериментальное исследование, для которого и был разрабо-^н опросник родительского отношения. Он позволил выявить сте­рнь выраженности предметного и личностного начал и особен­ности стиля воспитания ребенка.


Анкета включает три блока вопросов. В первый, основной, блок вошли вопросы, направленные на выяснение степени вы­раженности предметного и личностного начал родительского отно­шения. Авторы предположили, что личностное отношение будет выявляться в вариантах ответов, отражающих целостное, безоце­ночное отношение к ребенку, гибкость и лабильность родитель­ского поведения (когда родитель ориентируется на состояние ре­бенка в конкретной ситуации), сопереживание ребенку и ориен­тацию на его психологический комфорт, или в неопределенных ответах типа «затрудняюсь ответить», «не знаю» и проч.

Для выявления предметного отношения предлагались вариан­ты ответов, отражающих конкретные ценностные ориентации родителей по пяти параметрам:

1) ценность общения и морального развития;

2) ценность интеллекта и умственного развития ребенка;

3) развитие воли и произвольности;

4) самостоятельность;

5) ценность физического здоровья. Например:

Вопрос: «Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка прежде все­го?»

Варианты ответов: а) добрым и отзывчивым;

6) целеустремленным, настойчивым;

в) веселым и счастливым;

г) таким, какой он есть;

д) умным и сообразительным;

е) приспособленным к самостоятельной жизни;

ж) затрудняюсь ответить.

Ответы в, г, ж рассматривались как свидетельство личностного отно­шения к ребенку; ответы а, б, д, е — предметного.

Второй блок вопросов анкеты направлен на выявление пре­обладающего стиля поведения родителя с ребенком. Авторы отме­чают, что обычно принято выделять несколько стилей родитель­ского поведения (три —шесть стилей), описывающих типичную стратегию поведения родителя с ребенком. В спорных ситуациях поведение конкретного родителя относят к какому-либо стилю как к преобладающему. Однако, на их взгляд, картина родитель­ского поведения шире и сложнее, чем ее обычно рисуют. Много­образие ситуаций, в которых оказываются родители и дети, ис­ключает возможность реализации одного стиля и предполагает осу-ществление различных вариантов родительского воспитывающего поведения. Авторы выделили девять вариантов родительского по­ведения.

1. Строгий — родитель действует в основном силовыми, дире1< ' тивными методами, навязывая свою систему требований, жестк


направляя ребенка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ре­бенка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.

2. Объяснительный — родитель апеллирует к здравому смыслу
ребенка, прибегает к словесному объяснению, полагая ребенка
равным себе и способным к пониманию обращенных к нему разъяс­
нений.

3. Автономный — родитель не навязывает решение ребенку, поз­воляя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предо­ставляя ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощря­ет ребенка за проявление этих качеств.

4. Компромиссный — для решения проблемы родитель предлага­ет ребенку что-либо привлекательное взамен совершения ребен­ком непривлекательного для него действия или предлагает разде­лить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, знает, что можно предло­жить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.

 

5. Содействующий — родитель понимает, в какой момент ре­бенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее 'оказать; он реально участвует в жизни ребенка, стремится по­мочь, разделить с ним его трудности.

6. Сочувствующий — родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, не предприни­мая, однако, каких-либо конкретных действий. Родитель тонко и Чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребенка.

7. Потакающий — родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психо­логического комфорта ребенка. Родитель полностью ориентиро­ван на ребенка: он ставит потребности и интересы ребенка выше [Своих, а часто и выше интересов семьи в целом.

8. Ситуативный — родитель принимает соответствующее реше­ние в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у [Него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Система Требований родителя к ребенку и стратегия воспитания лабиль­ная и гибкая.

9. Зависимый — родитель не чувствует уверенности в себе, своих рилах и полагается на помощь и поддержку более компетентного Окружения (воспитателей, педагогов и ученых) или переклады-*ает на них свои обязанности. Большое влияние на родителя ока­зывает также педагогическая и психологическая литература.

Второй блок включает вербально описанные проблемные си-^аЦии (например: ребенок потерялся в крупном магазине; ребе-•*°к отказывается надевать шапку в холодную погоду, боится идти * Врачу; ребенок использует нецензурную лексику и т. п.), в кото­рых родителям предлагалось выбрать наиболее приемлемый для


них вариант поведения. Каждый вариант ответа соответствовал определенному (указанному выше) стилю родительского поведе­ния. Например:

Вопрос: «Как Вы поступите в ситуации, когда ребенок боится идти к зубному врачу?»

Варианты ответов:

а) поведу лечиться, здоровые зубы важнее детских капризов (стро­
гий);

б) объясню ребенку, что это необходимо для его здоровья (объясни­
тельный);

в) зубы болят у тебя, поэтому, как ты решишь, так и будет (автоном­
ный);

г) предложу ему что-либо интересное взамен (компромиссный);

д) постараюсь помочь ему преодолеть свой страх (содействующий);

е) скорее всего, поведу, но буду переживать так же, как ребенок
(сочувствующий);

ж) не знаю, мне трудно себе это представить (ситуативный);

з) не пожалею ничего, чтобы ему не было больно (потакающий);
и) попрошу доктора успокоить ребенка (зависимый)

Данный метод позволяет выявить особенности стратегии пове­дения конкретного родителя с ребенком и построить своеобраз­ный индивидуальный профиль родительского поведения, харак­теризующий его стиль воспитания.

В третий блок вошли вопросы, выявляющие родительское оценочное отношение к своему ребенку и к себе как к родителю. Наличие оценочной или безоценочной позиции родителя, а так­же качество или характер этой оценки (положительная, отрица­тельная или нейтральная) являются одними из центральных мо­ментов родительского отношения. Например:

Вопрос: «Мне кажется, что мой ребенок...» Варианты ответов:

а) недостаточно зрелый для своего возраста;

б) взрослее и умнее своих сверстников;

в) практически не отличается от своих сверстников;

г) его трудно сравнивать с другими.

Таким образом, опросник содержит три блока закрытых воп­росов (всего 17), направленных на выявление родительского от­ношения, стиля поведения с ребенком и оценочной позиции ро­дителя. Кроме того, в опросник были дополнительно включены вопросы социально-демографического характера, выясняюшие семейное положение, состав семьи, образование, возраст и соци­ально-экономический статус родителей.

Апробация данного опросника осуществлялась в трех групп^ родителей: родителей детей раннего возраста (2 года), родителе


дошкольников (5 лет), родителей детей младшего школьного воз­раста (8 лет), — всего 130 человек. Средний возраст родителей составил 25 — 35 лет.

К сожалению, в указанной выше публикации авторов опрос­ник не приведен. Поэтому мы лишь кратко изложим выводы из полученных авторами результатов.

По мнению авторов, работа показала, что в родительском от­ношении всегда присутствуют два противоположных начала: лич­ностное, определяющее отношение к ребенку как к целостной уникальной личности, и предметное, предполагающее оценку его отдельных качеств.

Во всей выборке не было обнаружено ни одного варианта ро­дительского отношения, в котором было бы представлено только личностное или только предметное начало. Это говорит о том, что эти два аспекта являются неотъемлемыми чертами любого роди­тельского отношения.

Относительная выраженность и содержание этих начал меня­ются с возрастом ребенка: по мере его взросления от 2 до 8 лет преобладание личностного начала сменяется доминированием предметного. Характер предметного отношения существенно ме­няется с возрастом ребенка: возрастает значимость интеллекту-(Эльного развития ребенка и овладения им навыками самостоя­тельности, а значимость развития социальных качеств (общения, морального и этического развития) снижается.

Родительское отношение определяет стиль воспитания ре­бенка и оценку ребенка родителем. Стиль воспитания также (Имеет возрастную динамику: с возрастом ребенка снижается вы­раженность ситуативного, содействующего и компромиссного ^вариантов и возрастает выраженность объясняющего, автоном­ного и зависимого вариантов родительских стилей. Также было ^показано, что родительское отношение изменяется от преобла­дания безоценочной к доминированию оценочной позиции ро­дителя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.